Всегда было интересно, почему именно такое название у произведения? Оказывается, это не только отсылка к шекспировским страстям, но и аллюзия на рассказ И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». Надо будет прочесть…
«Леди Макбет Мценского уезда» (1989, реж. Р. Балаян) – моя любимая экранизация одноимённого очерка Н. С. Лескова, написанного в 1864 году. Пусть не самая точная, как, например, «Сибирская леди Макбет» (1962, Югославия), зато отчётливо передаёт настроение повести. И смотрится современно.
Тоскливая музыкальная тема (композитор Е. Евсеев), щемящая мелодия песни «Подле реченьку-то ле хожу, брожу», лейтмотив девичих грёз героини, меланхолия, драма, безнадёжность. Музыка прекрасно дополняет образ несущейся под откос телеги без лошади. Вот так же катиться всё ниже и ниже Катерина Измайлова, молодая купчиха, утонувшая в своих страстях.
От Сергея в исполнении Александра Абдулова действительно можно потерять голову. Как можно быть таким красивым и одновременно таким страшным? Превосходная актёрская игра. Кошки-мышки, ближе-дальше, филигранно привязывает женщину, томимую скукой и одиночеством.
И Наталья Андрейченко в роли Катерины Львовны мне очень нравится.
Знаю, что картину много критиковали и за выбор актёров, и за разночтение с первоисточником. Фильм, я считаю, стал пронзительным творческим высказыванием. Чтобы передать задумку автора, не всё нужно делать по строго тексту. В кино свои законы изобразительности.
Сравним героев с первоисточником.
«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то лёгкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда.
Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шёл всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы». Кроме цвета глаз и волос всё совпало.
Она была из бедной семьи, потому и пошла за Измайлова замуж.
Муж, Зиновий Борисыч, был старше её на 30 лет. Конечно, ничего общего между ними, кроме рождения наследника быть не могло.
«Детей у Катерины Львовны, пятый год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне. Думал он и надеялся, что даст ему бог хоть от второго брака наследника купеческому имени и капиталу; но опять ему в этом и с Катериной Львовной не посчастливилось». Занятно написано: «ему не посчастливилось», будто дело в женщинах. Видимо, о мужском бесплодии никто не знал тогда.
Так и в купеческом дому считали её виноватой и без конца попрекали: «Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, неродица». Катерина и рада была бы понянчить дитя. А пока её снедала непомерная скука, наводя тоску, доходящую до одури в запертом дворе. Муж был с ней неласков, много отсутствовал, и никто в доме сильно внимания на молодую женщину не обращал.
Сергей: «молодец с дерзким красивым лицом, обрамлённым чёрными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой». Кроме цвета волос и объёма бороды, всё точно. «Всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, и улестит и до греха доведёт».
Одуревшей от одиночества и скуки Катерине внимание и речи Сергея сразу пришлись по душе. Он опутал её своими чарами опытного искусителя до того, что «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест <…> Она обезумела от своего счастия; кровь её кипела…».
И докипела до того, что совершила ряд убийств. Из фильма убрали персонажа свёкра, который стал первым в списке преставившихся по воле купчихи (отравление). Позже он являлся ей в образе кота.
Своими руками душила мужа, потом ударила его тяжёлым подсвечником. А перед этим ещё и чай отравила.
И малого Федю убила сама, при содействии Сергея.
Книжная Катерина кровожаднее и коварнее киношной.
Последнее преступление она совершила беременной. Ждала ребёнка от Сергея. С одной стороны это означало, что зря её хулили родственники, а с другой стороны доказывало её измену.
Сергей жаден и коварен до невозможности: «И пошёл и пошёл Сергей играть Катерине Львовне на эту ноту, что стал он через Федю Лямина самым несчастным человеком, лишён будучи возможности возвеличить и отличить её, Катерину Львовну, предо всем своим купечеством. Сводил это Сергей всякий раз на то, что не будь этого Феди, то родит она, Катерина Львовна, ребёнка до девяти месяцев после пропажи мужа, достанется ей весь капитал и тогда счастию их конца-меры не будет».
Катерина и поддалась этим мыслям.
В кино героиня не забеременела и участие её в злодеяниях кажется меньше (всех убивал Сергей), но от этого не легче. Здесь немного расходятся линии героинь. Киношная Катерина кажется более глупой, одурманенной страстью, а книжная – властью и безнаказанностью. Она там и на дело мужнино стала претендовать, когда он «пропал», чтоб долгов не наделать.
На очной ставке она крепко держалась, ради любимого и ребёнка, а Сергей сдал все их преступления разом: «Выслушав его признания, Катерина Львовна посмотрела на него с немым изумлением, но без гнева, и потом равнодушно сказала:
– Если ему охота была это сказывать, так мне запираться нечего: я убила.
– Для чего же? – спрашивали её.
– Для него, – отвечала она, показав на повесившего голову Сергея».
Преступников посадили в острог. «В конце февраля Сергею и купеческой третьей гильдии вдове Катерине Львовне объявили в уголовной палате, что их решено наказать плетьми на торговой площади своего города и сослать потом обоих в каторжную работу. В начале марта, в холодное морозное утро, палач отсчитал положенное число сине-багровых рубцов на обнаженной белой спине Катерины Львовны, а потом отбил порцию и на плечах Сергея и заштемпелевал его красивое лицо тремя каторжными знаками».
Измайлова родила в тюремной больнице и сразу потеряла интерес к ребёнку: «"Ну его совсем!" и, отворотясь к стене, без всякого стона, без всякой жалобы повалилась грудью на жёсткую койку».
Любовь к отцу малыша ни единой каплей не перенеслась на ребёнка. Катерина жила мыслями только о встрече с Сергеем и, оставив ребёнка, быстро о нём забыла.
А Сергей совсем изменился к купеческой вдове, был с ней холоден, жесток. Старался растоптать её побольнее. Его человеческое достоинство пало под тяжестью грехов и тюремных оков. Он хотел, чтобы Катерине было также плохо, чтоб перестала спасаться своею любовью.
«Кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь ещё более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает тогда на волю всю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собою, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо».
Оборвав все нити с надеждой и светом, Катерина уходит. Страшная гибель измученной женщины, укатившейся в самый ад. Согревавшее её чувство погасло в толще ледяной воды.
Ребёнок остался круглым сиротой, но был обеспечен. Сразу после рождения его отдали на воспитание старушке, сестре свёкра. Малыш считался законным наследником всего Измайловского состояния.
В фильме тяжёлые волны смокнулись, и не осталось ничего.
Трагедия Катерины не в банальной скуке, как многие пишут, а в самом укладе жизни. Как и Лариса Огудалова, она погибает не из-за любви, а не сумев найти себе иного места в жизни.
Разве пошла бы она за бесплодного старика, будь у её семьи хоть какой-то капитал? Стала бы крутить амуры и бросаться в омуты страстей, если бы муж был к ней внимателен, были бы друзья, общество, близкие, поддержка? Стала бы она тешить одно лишь тело, будь чем утешить душу? Катерина не просто не читала книг, их в доме вообще не было.
Запертая в пустом пространстве молодая женская энергия искала выход и нашла. Загорелась и потухла, оставив за собой кровавый след…