Найти в Дзене

Трагедия у берегов Норвегии: как линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» потопили авианосец «Глориес»

В предыдущей части мы рассказали о том, как Германия, скованная Версальскими договорами, сумела создать уникальные корабли. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» стали ответом на французские «Дюнкерки» - быстрые, мощно бронированные, но с необычным главным калибром. Но как показали себя эти стальные гиганты в реальном бою? Вторая мировая война началась для них не громкими сражениями, а долгим ожиданием. Однако впереди их ждала Норвегия, ожесточенные штормы и беспрецедентная дуэль линкора против авианосца. В мае-июне 1935 года на верфях заложили будущих морских хищников. «Крестными матерями» кораблей стали вдовы командиров одноименных броненосных крейсеров Первой мировой. Интересная деталь: хотя головным считался «Шарнхорст», первым в строй в мае 1938 года вошел именно «Гнейзенау». История повторилась - 30 лет назад из-за забастовки рабочих тоже первым достроили «Шарнхорст», хотя планировали «Гнейзенау». Начало войны для немецкого флота ознаменовалось «странной войной». Боевые действия шли вяло, по
Оглавление

В предыдущей части мы рассказали о том, как Германия, скованная Версальскими договорами, сумела создать уникальные корабли. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» стали ответом на французские «Дюнкерки» - быстрые, мощно бронированные, но с необычным главным калибром. Но как показали себя эти стальные гиганты в реальном бою?

Вторая мировая война началась для них не громкими сражениями, а долгим ожиданием. Однако впереди их ждала Норвегия, ожесточенные штормы и беспрецедентная дуэль линкора против авианосца.

«Странная война» и первая кровь

В мае-июне 1935 года на верфях заложили будущих морских хищников. «Крестными матерями» кораблей стали вдовы командиров одноименных броненосных крейсеров Первой мировой. Интересная деталь: хотя головным считался «Шарнхорст», первым в строй в мае 1938 года вошел именно «Гнейзенау». История повторилась - 30 лет назад из-за забастовки рабочих тоже первым достроили «Шарнхорст», хотя планировали «Гнейзенау».

Начало войны для немецкого флота ознаменовалось «странной войной». Боевые действия шли вяло, пока 23 ноября 1939 года «Шарнхорст» не обнаружил британский вспомогательный крейсер «Равал Пинди».

Вспомогательный крейсер «Равал Пинди»
Вспомогательный крейсер «Равал Пинди»

Это был вооруженный лайнер со старыми шестидюймовками. Против современных линкоров у него не было шансов. Немцы предложили сдаться, но британцы приняли неравный бой. Вскоре «Равал Пинди» превратился в пылающий факел. Немцы начали спасение моряков, но подошел британский крейсер «Ньюкасл». Из-за плохой погоды и дыма стороны не смогли опознать друг друга: англичане думали, что имеют дело с «карманным линкором», а немцы не разглядели в крейсере легкую цель. Бой прекратился, но мирная пауза длилась недолго.

Крейсер «Ньюкасл»
Крейсер «Ньюкасл»

Норвежский гамбит: зачем Гитлеру нарушать нейтралитет

Весной 1940 года центр событий сместился в Норвегию. Для Германии нейтральная Норвегия была критически важна как транзитный пункт для шведской железной руды. Зимой порты Балтики замерзали, и руда шла через норвежский Нарвик.

Англичане планировали высадку на 10 апреля, чтобы перерезать поставки. Но инцидент с судном «Альтмарк» ускорил события. Британский эсминец нарушил нейтралитет Норвегии и освободил пленных моряков, которых прятал немецкий танкер. Гитлер понял: британцы не считаются с нейтралитетом, и отдал приказ о вторжении (операция «Везерюбунг») на день раньше англичан - 9 апреля.

Высадка немецких войск в порт Осло
Высадка немецких войск в порт Осло

В море вышли практически все силы Кригсмарине, включая «Шарнхорст» и «Гнейзенау» под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютянса.

Боевое крещение: Бой с «Ринауном»

Утром 9 апреля немецкие линкоры столкнулись с британским линейным крейсером «Ринаун». Это была старая машина еще Первой мировой, но с грозными 381-мм орудиями.

Крейсер «Ринаун»
Крейсер «Ринаун»

Бой начался в условиях отвратительной видимости. «Гнейзенау» первым обнаружил противника радаром. В 5:05 «Ринаун» открыл огонь.
Немцы ответили. Ситуация сложилась парадоксальная: немецкие 283-мм снаряды могли пробить тонкую броню старого британского крейсера, но один удачный попадание 381-мм «чемодана» в плохо защищенный немецкий линкор грозило катастрофой.

-6

Лютянс принял решение отходить. Немцы быстро увеличили скорость и скрылись в шторме. Многие считают, что в том бою Лютин смалодушничал и тем самым подставил немецкие эсминцы в Нарвике, с которыми в последствии расправился "Варспайт" и британские эсминцы но трезвый расчет говорит об обратном: затевать дуэль с более мощным кораблем ради эсминцев в Нарвике было бы самоубийством. Так что Лютинс всё сделал правильно, за что, кстати, получил рыцарский крест.

Цель - авианосец

Самая драматичная глава в истории этих кораблей произошла в июне 1940 года, во время операции «Юно». Немцы вышли в море для атаки британских конвоев, эвакуирующих войска из Нарвика.

Утром 8 июня наблюдатель «Шарнхорста» заметил дымы. Немцы пошли на сближение. Оказалось, что они наткнулись на британский авианосец «Глориес» в сопровождении двух эсминцев - «Ардент» и «Акаста».

Судьба «Глориеса» была трагической и полной иронией. Этот корабль начинал жизнь как линейный крейсер - один из «белых слонов» адмирала Фишера. Его построили в 1915 году с идеей «скорость - лучшая броня». Броня была смехотворной (всего 51 мм!), зато скорость 32 узла. После Первой мировой его переделали в авианосец.

Фотография авианосца «Глориес»
Фотография авианосца «Глориес»

В тот роковой день «Глориес» совершил ряд фатальных ошибок. На корабле не было радара, не выставили воздушное патрулирование, а полетная палуба была забита эвакуированными истребителями «Харрикейн», которые мешали взлету своих самолетов. Когда заметили немцев, было уже поздно.

Самый дальний выстрел в истории

Бой превратился в расправу. «Шарнхорст» открыл огонь с невероятной дистанции - 24 175 метров. Третий залп накрыл цель. Снаряд пробил полетную палубу и взорвался в ангаре, вызвав пожар.

-8

Авианосец, не имея брони, разваливался на глазах. Эсминцы «Ардент» и «Акаста» героически ставили дымовые завесы и пытались атаковать торпедами, но были расстреляны немецкой артиллерией.

Гибель авианосца
Гибель авианосца

Однако экипаж «Акасты» совершил подвиг. Командир эсминца Чарльз Гласфорд, понимая, что обречен, пошел на прорыв. В 18:39, уже получив попадания и горя, «Акаста» выпустила торпеды. «Гнейзенау» увернулся, но одна торпеда нашла «Шарнхорст».

Взрыв был страшным. Корабль принял 2500 тонн воды, потерял скорость. Погибло 48 человек. Но благодаря этой атаке немецкие линкоры были вынуждены прервать операцию и вернуться в Германию. Они не перехватили крейсер «Девоншир», на котором эвакуировалась норвежская королевская семья. Эсминец «Акаста», пожертвовав собой, спас сотни других жизней.

Последствия попаданя эсминца «Акаста» в борт «Шарнхорста»
Последствия попаданя эсминца «Акаста» в борт «Шарнхорста»

Итоги операции «Юно»

Потопление «Глориеса» стало единственным случаем в истории, когда линкор уничтожил полноценный авианосец в артиллерийской дуэли. Это была убедительная победа, но она досталась дорогой ценой.

Адмирала Маршалля (командовавшего в том походе) раскритиковали за нарушение приказа и излишний риск. Он ушел в отставку, а флот надводных кораблей возглавил Гюнтер Лютянс.

Немцам не удалось полностью использовать успех в Норвегии. Вскоре после возвращения «Гнейзенау» был торпедирован британской подлодкой «Клайд», получив огромную пробоину в носу.

 Нос линкора «Гнейзенау» после попадния торпеды с подлодки «Клайд»
Нос линкора «Гнейзенау» после попадния торпеды с подлодки «Клайд»

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» доказали свою боевую ценность, но стало очевидно: в открытом океане их ждет противник, с которым пушки 283-мм калибра уже не справятся. Впереди были рейды в Атлантике, прорыв через Ла-Манш и финальный бой в водах Заполярья.

Вопрос для комментариев:
Кто виноват в гибели «Глориеса» больше: командир, не выставивший дозор, или немцы?

Тэги:
#история #флот #втораямировая #военнаятехника #германия #линкоры #авианосец #норвегия