Найти в Дзене
Всемирная история

Покаяние за Катынь. Как все начиналось

Шел 1956 год. На волне десталинизации в Польше к власти приходит Владислав Гомулка, в 1951-1954 годах отбывавший наказание в тюрьме. К чему это? Именно с этого момента поляки отказались принимать советскую версию "Катынского расстрела польских офицеров". По сути, с приходом Гомулки к власти, Катынь в Польше стала запретной темой. Но ненависть поляков к русским, оказалось, погасить нельзя. Антирусские настроения крепли, и в 80-х годах вырвались на поверхность. Вот что писал о тех годах журналист Виктор Литовкин: 17 сентября в Польше “торжественно отметили”, так буквально говорилось в сообщении информагентств, “67-ю годовщину вторжения советских войск в восточные районы Польши”. Прошли митинги, демонстрации, акции протеста… При этом мне бросилось в глаза, что 1 сентября, 67-ю годовщину начала Второй мировой войны, агрессии против Польши фашистской Германии и начала уничтожения ее, как государства, в Варшаве почему-то проигнорировали. Не было ни митингов, ни демонстраций, да и памятников,

Шел 1956 год. На волне десталинизации в Польше к власти приходит Владислав Гомулка, в 1951-1954 годах отбывавший наказание в тюрьме. К чему это? Именно с этого момента поляки отказались принимать советскую версию "Катынского расстрела польских офицеров". По сути, с приходом Гомулки к власти, Катынь в Польше стала запретной темой.

Но ненависть поляков к русским, оказалось, погасить нельзя. Антирусские настроения крепли, и в 80-х годах вырвались на поверхность. Вот что писал о тех годах журналист Виктор Литовкин:

17 сентября в Польше “торжественно отметили”, так буквально говорилось в сообщении информагентств, “67-ю годовщину вторжения советских войск в восточные районы Польши”. Прошли митинги, демонстрации, акции протеста… При этом мне бросилось в глаза, что 1 сентября, 67-ю годовщину начала Второй мировой войны, агрессии против Польши фашистской Германии и начала уничтожения ее, как государства, в Варшаве почему-то проигнорировали. Не было ни митингов, ни демонстраций, да и памятников, как я помню, в столице нашего соседа этому событию посвящено гораздо меньше, чем, к примеру, “советской оккупации” и “депортации польского народа в Сибирь”. Это было, пожалуй, одно из самых сильных моих впечатлений от посещения Варшавы.

Сейчас уже как-то стало забываться, что "Польское правительство в изгнании", даже после войны, так и осталось в Англии. Конечно, англичане официально это правительство не признали. Но и его деятельности нисколько не препятствовали. Не удивительно, что именно там тема Катыни всплыла в очередной раз.

В 1971 году английские СМИ начали компанию по популяризации темы Катыни. Печатные издания с регулярным постоянством стали публиковать воспоминания "очевидцев" тех событий. Би-би-си и вовсе подготовило к показу целый фильм о "Катынском деле". Откликнулись немецкие общественные организации, начавшие сбор средств на установку памятника. А затем наступил апрель 1980 года, когда русский диссидентский журнал "Континент", со штаб-квартирой в Париже, выпустил статью "Оглянись в раскаянье":

В эти памятные и скорбные для Польши дни мы, советские правозащитники, хотим еще раз заверить своих польских друзей, а в их лице и весь польский народ, что никто из нас никогда не забывал и не забудет о той ответственности, которую несет наша страна за преступление, совершенное ее официальными представителями в Катыни.
Мы уверены, что уже недалек тот день, когда наш народ воздаст должное всем участникам этой трагедии, как палачам, так и жертвам: одним – в меру их злодеяния, другим – в меру их мученичества.

На сенсацию тут же откликнулись французские газеты. К этому времени все уже забыли с чего началась эта история. Теперь, для мировой общественности, именно советское правительство приказало расстрелять польских военнопленных, при этом, попытавшись свалить всю вину на немцев. Что уж тут говорить о поляках, которые так считали с первого дня, и никакие аргументы не могли изменить их мнения.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм и MAX