Найти в Дзене
Всемирная история

Страсти по Катыни

Однажды мне на глаза попалась серия статей разных журналистов, в которых говорилось, что европейский суд снял с России ответственность за Катынь. Я начал искать информацию об этом, но, увы, эта информация не подтвердилась. Оказалось, что некоторые журналисты неточно перевели итоговое решение суда. Всё дело в очередном иске о возмещении ущерба, которое Польша предъявила России. Именно этот иск суд и отклонил. К сожалению, СССР на Нюрнбергском процессе не смог добиться рассмотрения Катынского дела. Сбором доказательной базы и материалов по этому делу занималась комиссия Руденко. Комиссия прекрасно справилась при расследовании преступлений в Севастополе, Киеве, Харькове и других городах. А вот с Катынью дело не заладилось. Парадокс следствия заключался в том, что одни и те же свидетели давали совершенно разные показания в зависимости от того, кому они их давали. Два основных свидетеля по этому делу три раза меняли свои показания. Первый раз их опрашивали немцы, потом комиссия Руденко, а в

Однажды мне на глаза попалась серия статей разных журналистов, в которых говорилось, что европейский суд снял с России ответственность за Катынь. Я начал искать информацию об этом, но, увы, эта информация не подтвердилась. Оказалось, что некоторые журналисты неточно перевели итоговое решение суда. Всё дело в очередном иске о возмещении ущерба, которое Польша предъявила России. Именно этот иск суд и отклонил.

К сожалению, СССР на Нюрнбергском процессе не смог добиться рассмотрения Катынского дела. Сбором доказательной базы и материалов по этому делу занималась комиссия Руденко. Комиссия прекрасно справилась при расследовании преступлений в Севастополе, Киеве, Харькове и других городах. А вот с Катынью дело не заладилось.

Парадокс следствия заключался в том, что одни и те же свидетели давали совершенно разные показания в зависимости от того, кому они их давали. Два основных свидетеля по этому делу три раза меняли свои показания. Первый раз их опрашивали немцы, потом комиссия Руденко, а в третий раз они свидетельствовали уже в начале 90-х годов. При последнем опросе они полностью отказались от своих показаний, данных комиссии Руденко.

Следует помнить, что европейское правосудие не испытывало симпатии к советской власти. Поэтому, если у СССР не было железных доказательств по тому или иному делу, то суд всегда заканчивался не в его пользу. Например, по Харькову у суда не возникло никаких вопросов. Не возникло вопросов и во время суда над палачом Хатыни Васюрой.

После Великой Отечественной войны Польша десятилетия молчала и не поднимала вопрос о Катыни. Молчала и советская сторона. А что спорить, когда Польша входила в сферу влияния СССР? Но в годы перестройки поляки подняли головы, а уж в 90-е годы их и вовсе прорвало. Но прорвало не только их, но и русских либералов. Открылись архивы, куда ранее допускались лишь профессиональные историки. В свободном доступе оказались ранее засекреченные документы не только по Катыни, но и по репрессиям 30-х годов. Но... Одновременно с наплывом архивных материалов посыпались и обвинения в подлоге.

Вот и закрутилось, завертелось. Одни огульно обвиняют НКВД в расстреле польских военнопленных, другие заявляют, что все документы, переданные полякам, не что иное, как фальшивка. А учитывая, кто раскопал эти документы в архиве... Я думаю, никому не надо представлять товарища Яковлева, главного идеолога перестройки.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм и MAX