Долго собирался с духом, откладывал, как будто предстояло нечто мучительное, но совесть, эта неугомонная заноза, все-таки взяла верх. Что ж, начну.
Живу я в собственном доме, в тихом уголке ближнего Подмосковья. Не то чтобы я демонстративно бежал от городской суеты, просто так сложилось. Дом добротный, кирпичный, строился еще в те времена, когда делали на века. Главное удобство – магистральный газ, а значит, и отопление, от которого не зависит ни настроение коммунальщиков, ни капризы погоды. Сидишь себе, никого не трогаешь, читаешь умную книжку у камина (да, камин тоже есть – люблю потрескивание дров, хотя пользуюсь им нечасто), попиваешь чай с лимоном, и вдруг…
В дверь настойчиво забарабанили. Стук был какой-то нервный, нетерпеливый, словно ломились не в тихий загородный дом, а в осажденную крепость. Я вздохнул, отложил книгу, поправил очки и пошел открывать.
На пороге стоял плюгавенький мужичок в помятой форме неопределенного образца. На нем словно висели все тяготы бытия. Лицо землистого цвета, взгляд бегающий, из-под фуражки торчали жидкие, не первой свежести волосы. В руке он энергично размахивал корочками, напоминая фокусника, показывающего заезженный трюк.
– Я, – пропищал он, стараясь придать голосу солидности, – пожарный инспектор из Мособлгаза. Пришел вас, так сказать, проверить… на предмет соблюдения правил пожарной безопасности, – последнюю фразу он произнес с особой интонацией, словно подозревал меня в злостных нарушениях. – Буржуя, – добавил он уже тише, но я расслышал.
«Ну, раз такое дело, – подумал я, – пусть проверяет. Мне скрывать нечего».
- Что ж, раз такое дело, заходите, будем проверяться, - произнес я вслух, посторонившись, чтобы пропустить незваного гостя.
Мужичок проскользнул в прихожую, огляделся, как голодный волк, попавший в овчарню, и тут началось… Чистый Кафка, как говорится. Абсурд, помноженный на бюрократию и приправленный легким налетом вымогательства.
– Так-с, – начал он, доставая из видавшего виды портфеля какие-то бумаги. – А вот у вас, я смотрю, котел импортный. На него сертификат соответствия имеется?
– Конечно, имеется, – ответил я, протягивая ему заранее подготовленную папку с документами. – Вот, пожалуйста, оригинал и копия, заверенная нотариусом.
Он долго изучал бумаги, хмурил брови, словно пытался разглядеть в них какой-то подвох.
– Так… хорошо… – наконец пробормотал он. – А у фирмы, которая этот котел устанавливала, лицензия на проведение подобных работ имеется?
– И лицензия имеется, – я подал ему еще один документ. – Вот, пожалуйста, копия, тоже заверенная.
Мужичок снова углубился в чтение, бормоча что-то себе под нос. Видно было, что он не ожидал такой моей подготовленности.
– Ага… ну что, – сказал он, откладывая бумаги в сторону. – Будем смотреть дымоход.
Он прошел в котельную, долго рассматривал трубу, заглядывал внутрь.
– Да, – констатировал он, – дымоход у вас хороший. Небо видно. И сажи почти нет. Чистите, что ли, регулярно? – в его голосе прозвучало разочарование.
– Разумеется, чищу, – ответил я. – Безопасность прежде всего.
– Ладно, – сказал он, – а вот вентиляция у вас как?
– А вот вентиляция, – показал я ему вентиляционное отверстие под потолком.
Мужичок достал из кармана зажигалку, чиркнул ей и поднес огонь к отверстию. Пламя тут же отклонилось в сторону.
– О! – воскликнул он с плохо скрываемым удивлением. – Ёлки-палки! И правда вентиляция работает. Тяга отличная. Так что же еще… Ведь еще что-то должно быть… А! Вспомнил! А заземление у вас имеется?
- И заземление имеется, - ответил я, не скрывая раздражения.
Мужичок полез в свой чемоданчик, достал оттуда старенький тестер и начал что-то измерять.
- Блин! - воскликнул он с досадой. - И впрямь заземление в порядке! Все по норме! Так, что же еще-то было? А! Вспомнил! А электроемкость дома у вас просчитана? Это очень-очень важно! Но сложно... - последнее он произнес с таким видом, словно пытался напугать меня непостижимостью этой самой электроемкости.
Тут мое терпение лопнуло. Я терпеть не могу, когда меня пытаются взять на понт, да еще так дешево и неумело. Ладно, думаю, поиграем в твою игру.
Я взял со стола лист бумаги, ручку и демонстративно приготовился к вычислениям.
– А чего тут сложного-то? – спросил я с ехидной улыбкой. – Сейчас и посчитаем.
Я набросал на листе бумаги какой-то совершенно безумный интеграл. Просто первое, что пришло в голову. Но интеграл получился красивый, элегантный, по замкнутому контуру. Благо, за плечами Физтех и кандидатская степень по теоретической физике.
Затем я сделал пару совершенно идиотских преобразований, не имеющих никакого отношения к реальности, но выглядящих вполне правдоподобно.
– А вот теперь, – говорю я мужичку, – смотри. Высота дома по коньку четырнадцать метров – коэффициент такой. Дом десять на десять – подставляем. Крыша железная – ну, ты понял, значит, еще коэффициент. Короче, получается примерно 0,02 микрофарады.
Мужичок смотрел на мои вычисления, как баран на новые ворота. Видно было, что он не понимает ни слова, но делает вид, что все ему ясно.
– Да… ну… – пробормотал он. – Ну, где-то так обычно и бывает.
Я с трудом удержался от смеха.
– Ну, вот и славно, – говорю я. – Значит, все у меня в порядке. Можете быть спокойны.
Мужичок явно растерялся. Он явно не ожидал такого поворота событий.
– Ну, да… – сказал он. – В общем, да. Все у вас тут… соответствует. Нареканий нет.
Он собрал свои бумаги, суетливо попрощался и поспешил ретироваться.
Денег я ему, разумеется, не дал. Ибо нечего. А вот листок с тем самым безумным интегралом он таки умыкнул. Наверное, решил показать кому-нибудь, чтобы произвести впечатление своей «компетентностью». Вот смеху-то будет для кого-нибудь понимающего!
Я закрыл за ним дверь, вернулся к камину, налил себе еще чашку чая и снова открыл книгу. Мир снова стал спокойным и предсказуемым. До следующего визита…
Но самое интересное началось потом. Через пару месяцев мне пришло письмо из Мособлгаза. В письме сообщалось, что в связи с участившимися случаями мошенничества, когда некие лица, представляясь сотрудниками газовой службы, вымогают деньги у населения, компания проводит разъяснительную работу среди своих сотрудников.
К письму была приложена брошюра с фотографиями настоящих инспекторов и подробным описанием их должностных обязанностей. На одной из фотографий я с удивлением узнал того самого плюгавенького мужичка, который приходил ко мне с проверкой. Только на фотографии он выглядел более опрятным и уверенным в себе.
«Интересно, – подумал я, – как же он умудрился попасть на эту фотографию? И кто его надоумил прикрываться Мособлгазом?».
Ответов на эти вопросы у меня не было. Но зато я знал наверняка, что в следующий раз, когда ко мне постучится «инспектор», я буду во всеоружии. У меня есть безумный интеграл, знание теоретической физики и неукротимое чувство юмора. И я готов их применить.
Эта история заставила меня задуматься о многом. О том, как легко обмануть человека, если он не обладает достаточными знаниями. О том, как важно быть бдительным и не поддаваться на провокации. О том, как хрупка грань между правдой и ложью.
А еще я подумал о том, что возможно, тот самый плюгавенький мужичок просто хотел заработать немного денег. Возможно, у него были какие-то проблемы, какие-то трудности. Возможно, он просто был несчастным человеком.
Кто знает?
Но в любом случае, я не жалею о том, что не дал ему денег. Потому что я считаю, что нельзя поощрять обман и вымогательство. Даже если это делается из самых лучших побуждений.
Иногда нужно просто сказать «нет». И стоять на своем. Даже если это кажется трудным и неприятным.
Потому что только так можно сохранить свою честь и достоинство. И не позволить себя обмануть.
Я отпил еще глоток чая и посмотрел в окно. За окном шел тихий, пушистый снег. В доме было тепло и уютно. И мне было хорошо. Несмотря ни на что.
Ведь жизнь – это не только борьба и преодоление трудностей. Это еще и радость, и удовольствие, и возможность наслаждаться простыми вещами.
Например, чашкой чая у камина в тихий зимний вечер.
И этой мысли я был благодарен тому самому плюгавенькому мужичку.
Ведь именно он заставил меня задуматься о ценности простых вещей. И о том, как важно уметь ценить каждый момент жизни.
А еще я был благодарен Физтеху и своей кандидатской диссертации. Ведь именно они помогли мне отбиться от назойливого «инспектора» и сохранить свои деньги.
Иногда знания бывают очень полезными. Даже если это знания в области теоретической физики.
Я улыбнулся и снова открыл книгу. Чтение успокаивало и умиротворяло. Оно позволяло забыть о проблемах и заботах. И погрузиться в мир фантазий и грез.
В мир, где все возможно. И где даже безумный интеграл может спасти от мошенника.
И я с удовольствием погрузился в этот мир. Оставив за дверью все свои заботы и тревоги.
Ведь жизнь – это не только проблемы. Это еще и приключения. И нужно уметь ими наслаждаться.
Я закрыл глаза и представил себя героем книги. Я путешествовал по далеким странам, сражался с драконами и спасал принцесс. Я был смелым и отважным. И ничто не могло меня остановить.
Это была прекрасная мечта. И я не хотел ее покидать.
Но рано или поздно приходится возвращаться в реальность. И я открыл глаза.
За окном все еще шел снег. В камине потрескивали дрова. В доме было тепло и уютно.
И я был счастлив.
Несмотря ни на что.