Анатолий Смиранин родился в семье, где сцена была образом жизни. Его дед, Анатолий Смиранин-старший, начинал карьеру еще при царе Николае Втором. В те времена, когда о кино говорили как о диковинке, а театр считался главным искусством. Потом были годы скитаний по стране, революции, войны. Но он неизменно возвращался к главному — к сцене.
С 1936 года и до конца своих дней Смиранин служил в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова. Там он стал ведущим актером, играл Тартюфа, Сирано де Бержерака.
В кино пробовал себя еще в 1919-м, но всерьез вернулся туда только после Великой Отечественной войны. И успел оставить след. Пусть роли были небольшие, но каждая на вес золота. Самая известная — Бальтазар в «Человеке-амфибии». Трогательный, чудаковатый старый рыбак, растивший Гуттиэре.
В 1946 году Анатолию Дмитриевичу присвоили звание народного артиста Грузинской ССР. Он продолжал выходить на сцену до самых последних дней.
Его сын, тоже Анатолий, продолжил семейное дело. Окончив театральный институт им. Ш. Руставели, служил в том же Тбилисском театре, что и отец. Здесь познакомился со своей будущей женой Кариной Амирхановой.
Еще до рождения сына семья перебралась в Москву, где оба супруга сменили сцену на педагогику в Щепкинском училище.
Казалось бы, с такой родословной дорога на сцену должна была открываться сама собой. Но Анатолий-младший решил пойти другим путем. После школы поступил в Институт геодезии и картографии. Спокойная, серьезная специальность, без нервов, без публичности. Вот только учеба не задалась с самого начала. Чертежи не радовали, точные расчеты навевали тоску, а мыслями он был где угодно, только не в аудитории.
— В голове был сплошной туман, - вспоминал потом актер. — Я думал только о развлечениях, честно говоря.
Перспектива становиться геодезистом таяла на глазах, а что делать вместо этого — непонятно. И тут в дело вмешалась мама. Она, в отличие от сына, кажется, всегда знала, что гены свое возьмут. И настояла, чтобы Толя сходил на прослушивание к театральному педагогу. Просто попробовать.
Осенью молодой человек уже держал в руках студенческий билет Щепкинского училища.
Дальше пробиваться Анатолию пришлось самому. Никто за него не договаривался, не просил. После окончания "Щепки" попал в театр «Сфера». К слову, здесь у актера размах серьезный: от классики до современной драмы, от характерных персонажей до почти эпизодических выходов, которые почему-то запоминаются. На сцене он чувствует себя в своей тарелке, может перевоплотиться так, что знакомые не узнают.
Но широкому зрителю он запомнился, конечно же, по фильму «Две судьбы». Хотя его первое появление на экране случилось задолго до этого. В исторической мелодраме «Грехи отцов». В сериале Смиранину досталась достаточно яркая роль молодого дворянина.
Следом была «Легенда о Кащее». Тут уже совсем другой коленкор: сказка, нечисть, мистика. Анатолий сыграл молодого Кащея — тощего, злого, но еще не превратившегося в того самого бессмертного старика из детских воспоминаний. В центре сюжета были его отношения с молодой Бабой-Ягой. И получалось это у актера на удивление убедительно. Зрители, привыкшие к классическим образам, почесывали затылки:
— А ничего так Кащей, даже жалко его.
В том же году вышли «Сыщики-3» и там Смиранин переоделся в милицейскую форму. Его герой Гурьянов — молодой, старательный, с обостренным чувством справедливости. Роль не самая большая, но важная. Потому что именно с нее началось его настоящее знакомство с сериальным кинематографом...
В 2005 году случилось то, что называют "проснулся знаменитым". Вышел второй сезон «Двух судеб» от маститых режиссеров Ускова и Краснопольского. И страна увидела Кирилла Слепнева. Персонаж получился тот еще: избалованный, наглый, красивый и при этом коварный до мурашек. Таких обычно ненавидят, но зрительницы, наоборот, влюблялись.
— С ума сойти, какой гад обаятельный, - обсуждали на форумах. — Играет так, что веришь каждому слову.
Поклонницы появились мгновенно. Журналисты окрестили Смиранина новым сердцеедом российского кино, хотя сам он к такому титулу относился философски: "Ну, сердцеед и сердцеед. Работа такая".
После «Двух судеб» работы в кино прибавилось. В «Товарищах полицейских» Анатолий появился в роли амбициозного, резкого, с постоянным желанием доказать, что он не просто папенькин сынок сына прокурора. Потом была комедия «Санта Лючия», где Смиранин вдруг предстал перед зрителями без привычной злодейской ухмылки.
— А он, оказывается, и смешить умеет,- удивлялись зрители.
В мелодраме «Аромат шиповника» ему достался влюбленный и искренний герой. И он снова справился.
Потом была серьезная драматическая работа в триллере «Расплата». Смиранин сыграл молодого человека, которому приходится копаться в собственном тяжелом прошлом. А в детективе «Отель» стал частным сыщиком Беляковым.
Все эти комедии, детективы, мелодрамы потихоньку складывались в копилку актера. Но, как это часто бывает, сценарии становились похожи один на другой. В какой-то момент съемки перестали приносить ему прежнее удовольствие.
— Читаешь сценарий, а там все то же самое, - признавался он. — Любовные треугольники, ревность, слезы... Надоело. Когда каждый новый сценарий напоминает копирку предыдущего, пропадает азарт.
И все чаще наш герой стал пропадать в театре. Там, на сцене, можно было дышать полной грудью. Там не было штампов, а был живой зритель, живая энергия, живые эмоции. То, ради чего он и пошел в профессию.
Театр «Сфера» место особенное. Сцена там круглая, и зрители сидят буквально в двух шагах. Спрятаться не получится, врать бесполезно. Публика видит каждую морщинку, каждое движение, каждый вздох артиста.
За 25 лет в театре Анатолий сыграл десятки ролей. Был и Лаврецким в «Докторе Живаго», Бусыгиным в «Старшем сыне», появлялся в «Дачниках» и «Человеке из СССР». Не так давно вышел «Салон красоты, или О чем говорят женщины». Спектакль и сегодня собирает аншлаги.
В личной жизни у Смиранина все сложилось не менее удачно, чем в карьере. Свою будущую жену Аллу он впервые увидел на фотографии выпускников своего брата. Девушка училась в параллельном классе и была, как он потом признавался, самой красивой на снимке. А может, и во всей школе.
Познакомились они уже на его собственном выпускном. Алла к тому моменту профессионально танцевала, потом работала в театре имени Моссовета, участвовала в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда».
Четыре года влюбленные просто встречались. Еще два жили без штампа в паспорте. Поженились, когда ему было двадцать два. Еще через год Анатолий впервые стал отцом. В тот момент актер находился на съемках, но выкроил денек, чтобы встретить жену с дочкой из роддома. Сегодня Насте уже двадцать три.
Потом в семье появились два сына-погодки. Старшему девять лет.
— Я сказал жене, пока не подаришь мальчика, будешь рожать, - шутил актер. — В итоге получил целых двух.
Алла, несмотря на троих детей, сохранила и фигуру, и красоту. Но главное, она абсолютно непубличная личность. И в этом, по словам Смиранина, один из секретов их долгого брака.
— Мы просто не надоели друг другу за двадцать с лишним лет, - говорит он. — А главный секрет — любовь. Без нее никак.
Дорогие подписчики и гости канала! Чтобы не пропустить публикации и эксклюзивную информацию, рекомендую подписаться на Телеграм канал, где я своевременно информирую и даю ссылку на новую статью.
ЕЩЕ НА КАНАЛЕ: