Найти в Дзене
книжный енот

Ислам Ханипаев «Типа я. Дневник суперкрутого воина» - крутые воины не шутят

Кажется, именно эта книга ненадолго сломала во мне способность что-то говорить о книгах. Иногда слова попросту не находятся сразу, а чем дальше тянешь, тем сложнее их в итоге найти. Но это лишь дополнительный признак того, что меня проняло сильнее, чем я рассчитывала. Обложка и название настроили меня на смешливое настроение, я искренне думала, что сейчас прочитаю забавную историю от лица маленького мальчика. Давно я так не ошибалась, я будто бы еще раз пересмотрела «Кролика Джоджо» Вайтити и еще раз разобралась на маленькие щепочки. У воина в голове всегда должен быть порядок. Если там беспорядок, то надо сделать порядок. Главный герой-рассказчик — это восьмилетний Артур, мечтающий стать сильным, чтобы отомстить обидчикам из школы. А еще у Артура травма размером с мир — он видел, как погибла его мама, не знает, где его отец, и живет в приемной семье. Типа мама и типа брат его любят, но все-таки не зря Артур повторяет эту приставку «типа», не зря считает самым близким человеком своего

Кажется, именно эта книга ненадолго сломала во мне способность что-то говорить о книгах. Иногда слова попросту не находятся сразу, а чем дальше тянешь, тем сложнее их в итоге найти. Но это лишь дополнительный признак того, что меня проняло сильнее, чем я рассчитывала.

Обложка и название настроили меня на смешливое настроение, я искренне думала, что сейчас прочитаю забавную историю от лица маленького мальчика. Давно я так не ошибалась, я будто бы еще раз пересмотрела «Кролика Джоджо» Вайтити и еще раз разобралась на маленькие щепочки.

У воина в голове всегда должен быть порядок. Если там беспорядок, то надо сделать порядок.

Главный герой-рассказчик — это восьмилетний Артур, мечтающий стать сильным, чтобы отомстить обидчикам из школы. А еще у Артура травма размером с мир — он видел, как погибла его мама, не знает, где его отец, и живет в приемной семье. Типа мама и типа брат его любят, но все-таки не зря Артур повторяет эту приставку «типа», не зря считает самым близким человеком своего воображаемого друга, Крутого Али. Крутой Али — это этакий идеальный «пацан с района», в некоторой степени даже гротескный собирательный образ с улиц Махачкалы, где и живет Артур. Крутой Али невероятно крут: обещает побить всех врагов Артура (и не по разу!) и учит мальчика, как быть самым крутым воином.

Естественно, именно воображаемый Крутой Али натолкнул меня на сравнение с «Кроликом Джоджо» - что Артур, что Йоханнес из фильма справляются с одиночеством одинаково, придумывая себе самого «крутого» друга из всех возможных в их реальности. Проживая травмы, они доверяют свои страхи и тайны воображаемому взрослому, не потому, что он лучше взрослых реальных, но потому, что он не бросит, когда нужен, всегда будет рядом.

Но, как гласит великая мудрость, перед любым великим делом надо закончить школу и сдать ЕГЭ на пять.

И эта повесть, несмотря на возраст героя, несмотря на простой слог и на детские рисунки, не только для детей. Замкнутый в себе, грустный и травмированный ребенок рассказывает историю взросления, проживания потери, недоверия к взрослым и буллинга. Но даже при том, что иногда у меня из глаз капали «тупые капли», улыбнуться, а то и хихикнуть тоже было от чего. И благодаря этим забавным моментам, благодаря любви типа мамы, благодаря поддержке друзей Артура, история кажется удивительно светлой.

— Вот такие, как она, — злые, как ты сказал, — не могут видеть красивые вещи. Они не видят осень. Не видят смешных детишек в колясках.
— Или котят? — спросил я, пытаясь понять, что она имеет в виду. Мне нравятся котята.
— Да, котят тоже не видят. Вот злые мальчики в твоём классе видят котят?
— Не-а.
— А ты видишь. Вот поэтому всех злых жалко, потому что они не видят, сколько хорошего их окружает. И ходят себе весь день злые, как будто... как будто птички покакали на их голову утром, когда они вышли из дома, — типа мама засмеялась.

Да, мне пришлось немного привыкнуть к призме мальчика из очень маскулинного окружения, к его мечтам о драках и жизни великого воина и «ограбителя». Но довольно быстро становится понятно, что Артур — добрый и даже нежный мальчик, который переживает из-за ссоры с типа мамой, задумывается о других и его колючесть — это следствие грусти и растерянности. Он хочет найти своего отца, потому что верит, что отец — это кто-то вроде мальчишеского прекрасного принца, который и защитит, и приставку подарит, и драться научит. И эта наивная, робкая вера в лучшее в людях как-то особенно разбила мне сердце.

Если не считать прочитанный в прошлом году рассказ, это было мое первое знакомство с автором, и оно удалось. Правда, я после вечера с этой книгой несколько дней ничего не могла читать или писать, но это как будто бы даже отдельный показатель прямого в меня попадания.

Я подумал о том, что люди слишком легко умирают и вообще никого не предупреждают. Если бы я собирался умереть, я бы точно всех предупредил. Я бы собрал всех-всех своих лучших друзей у себя в комнате. Позвал бы Расула и... ещё кого-нибудь - типа маму, Ахмеда, Амину - и сказал бы, что я собираюсь умереть через неделю и что если кто-нибудь собирался мне что-нибудь потом подарить, то лучше подарить сейчас, а то я уже буду мёртвый и дарить будет некому.

Проходите, располагайтесь, я вам всегда буду рада и расскажу о самых захватывающих и интересных книгах.