Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Если в пейзаже Клода Лоррена у замка роль смысловоо якоря, а не фона, тогда другой смысл его картин?

1664. Клод Лоррен пишет «Околдованный замок». Полотно пронизано атмосферой мечтательности и таинственности. Я вообще думаю, когда Лоррен хотел мечтать, он брался за замок…, – но замок не оставался в долгу, – он решительно брался за Лоррена, когда тоже хотел помечтать. Да, наверное, так. Одинокая фигура склонилась к земле, а вдали, в огромных просветах неба показался замок. Замок завис в центре композиции, плывет в легко дымке, парит над водной гладью,– замок классической античной архитектуры, на скалистом выступе, он возвышается, но не блестит, как какой-нибудь белоснежный дворец он кажется нереальным, выглядывая из-за роскошных деревьев. К нему не ведут пути-дороги. Водная гладь перед ним будто из плотной ткани, сукна, например. Говорят, вода здесь отражает небо, но вода больше схожа с тканью, чем с отражающим свет твердым предметом. Окутанный дымкой замок с горным хребтом куда-то плывут, явившись из бескрайних глубин мироздания. А одинокая фигура у зелёной лужайки с животными, – это
1664. Клод Лоррен. «Околдованный замок»
1664. Клод Лоррен. «Околдованный замок»

1664. Клод Лоррен пишет «Околдованный замок». Полотно пронизано атмосферой мечтательности и таинственности.

Я вообще думаю, когда Лоррен хотел мечтать, он брался за замок…, – но замок не оставался в долгу, – он решительно брался за Лоррена, когда тоже хотел помечтать. Да, наверное, так.

Одинокая фигура склонилась к земле, а вдали, в огромных просветах неба показался замок. Замок завис в центре композиции, плывет в легко дымке, парит над водной гладью,– замок классической античной архитектуры, на скалистом выступе, он возвышается, но не блестит, как какой-нибудь белоснежный дворец он кажется нереальным, выглядывая из-за роскошных деревьев.

К нему не ведут пути-дороги. Водная гладь перед ним будто из плотной ткани, сукна, например. Говорят, вода здесь отражает небо, но вода больше схожа с тканью, чем с отражающим свет твердым предметом.

Окутанный дымкой замок с горным хребтом куда-то плывут, явившись из бескрайних глубин мироздания.

А одинокая фигура у зелёной лужайки с животными, – это лишь мечтатель в развевающейся одежде. Да, он склонился, а не поднял лицо к небесам, он безмятежен, он созерцает, его мечты, как замок, плывут в небесах.

Цветовая палитра приглушённая, преобладают землистые тона — зелёный, коричневый, серый, с добавлением оттенков синего в водной глади и небесной сфере. Свет мягкий, рассеянный, все говорит о нереальности изображённого мира, – так замок влияет на округу.

О чем же картина? Если человек так задумчив. О грусти? А грусть об утерянном рае? Почему, глядя на замок, мы думаем о потерянном рае?

Может, потому что не верим в память стен, энергетику, магнетизм, в призраков из прошлого?

Искусственный интеллект мне предложил такие метафоры на замок: Каменный цветок. Вулкан. Клык дракона. Скелет эпохи. Панцирь черепахи.

Чувствуется догматизм. Наука уже пошла дальше. Каменные стены — это древнейший носитель, на котором человечество накапливало и трансформировало знания через перестройку и переделку изображений. Последние исследования Оливера Дитриха и Юлии Вагнер на примере знаменитого храмового комплекса Гёбекли-Тепе в Турции (ему более 11 000 лет) в 2023 году вышли на новую концепцию.

Долгое время считалось, что камень, как долговечный материал, использовался древними для статичного "внешнего хранения памяти" — высек изображение однажды, и оно сохранится навечно.

Ученые обнаружили, что рельефы на каменных стенах и столбах не были статичными. Они подвергались многократным фазам стирания и переделывания.

Это говорит о том, что ценность камня для древних людей заключалась не в его способности сохранять изображение неизменным, а в возможности постоянно перестраивать и видоизменять образы на одном и том же носителе на протяжении очень долгого времени.

Произошло переосмысление "каменного архива".

Остается вникнуть в то, что происходило за прочными стенами замков, – посел изучения множества фантастических событий, можно сказать: что без потусторонних сил не обошлось.

Говоря об учёных и замках, нельзя не упомянуть печально известный случай, произошедший в 1973 году в польском замке Вавель. Там было вскрытие склепа короля Казимира IV для исследования его останков. Вскоре после этого 12 из 14 исследователей скончались от загадочных лёгочных заболеваний. Причиной смерти стали токсичные споры грибков. В замкнутом пространстве, например, в склепе, где веками сохраняется стабильная температура и влажность, а питательной средой служат органические останки, грибок может производить токсины столетиями. Ученые хлебнули воздух, насыщенный этими накопившимися спорами, вот и трагедия.

Циничное напоминание о том, что древние замки таят в себе не только исторические загадки?

А вот еще история. В XVII веке в Эдинбурге свирепствовала чума. От страха и ужаса власти приняли чудовищное решение — полностью изолировать заболевших вместе с семьями. Целый квартал, известный как Тупик Мэри Кинг, был наглухо замурован, оставив людей умирать медленной смертью от голода и болезни в полной темноте. Сегодня эти подземелья открыты для туристов, и многие посетители и смотрители утверждают, что слышат здесь стоны, крики и чувствуют присутствие призраков тех, кто был погребен заживо. Как объяснить феномен? Только ли повышенной внушаемостью и страхом тысяч людей, спустившихся в подземелье?

А что шептали стены графине Эржебет Батори перед ее кровавыми купаниями?

В замке все должно совпадать, чтобы его воздвигнуть. Иначе он развалится. Что должно совпадать? Стены Значит , в нем много закономерностей, а жизнь человека и зверя все воспринимает быстро, поддается или реагирует намного сильнее . Что там в замках происходило, мы узнаем через столетия по Отдельным , ярким и не очень вспышкам из прошлого. Каждая весточка из прошлого , раскрыв одну тайну задает нам десятки новых загадок.

И все же, почему у Клода Лоррена так много сцен на фоне замков... «Пейзаж с Аполлоном и сивиллой Кумской», «Пасторальный пейзаж: Римская Кампанья», «Гавань на закате»?

Римский пейзаж
Римский пейзаж

Художник понимал, как такое место действует на человека, но как в таком случае действует человек на замок?

Руины. Они нравятся археологам, и, пожалуй, философам, всем остальным нравится экскурсовод. Мол, смотреть нечего, оно и понятно, – не для смотрения. А может развалины для созерцания, предчувствий, предугадываний? Не подумали?

И если да, будет ли новая жизнь на древних руинах складываться иначе, по особому, чем на ровном поле?

Как знать.

На руинах римского акведука Марция, бог Аполлон, в обмен на любовь, предложил Сивилле исполнить любое её желание. Набрав пригоршню пыли, дева попросила столько лет жизни, сколько содержится в той пыли пылинок, но второпях забыла попросить вечной молодости. А может мы также, вблизи замка или внутри забываем о самом главном, и поэтому кричим: «Холодный камень!»

Руины многое хотят прошептать, но шептание их мне представляется зловещим.