Найти в Дзене
Александр Матусевич

Старый верный друг

В Московском театре оперетты капитально обновили «Золушку»: успешный детский мюзикл оказывается интересен и детям, и взрослым. Первым – потому что это известная сказка, которую каждый малыш, конечно, знает, скорее всего, по классическому диснеевскому мультфильму. Вторым – поскольку спектакль Московского театра оперетты сюжетно основан на киносценарии Евгения Шварца, а знаменитый фильм Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро 1947 года видел в Советском Союзе, безусловно, каждый. В самом фильме звучит музыка известного советского композитора итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа. Для музыкального спектакля столичной Оперетты свою версию написал композитор Андрей Семенов, но без знаменитой песенки про жука из фильма не обошлось: ее начальное проведение, запев, заимствовано у Спадавеккиа, благодаря чему между фильмом и мюзиклом протянута еще одна, трогательная ниточка. В остальном же музыка Семенова абсолютно оригинальна. Особенно автору удалось роковое танго Мачехи – бойкое и яркое,

В Московском театре оперетты капитально обновили «Золушку»: успешный детский мюзикл оказывается интересен и детям, и взрослым.

Первым – потому что это известная сказка, которую каждый малыш, конечно, знает, скорее всего, по классическому диснеевскому мультфильму. Вторым – поскольку спектакль Московского театра оперетты сюжетно основан на киносценарии Евгения Шварца, а знаменитый фильм Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро 1947 года видел в Советском Союзе, безусловно, каждый.

В самом фильме звучит музыка известного советского композитора итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа. Для музыкального спектакля столичной Оперетты свою версию написал композитор Андрей Семенов, но без знаменитой песенки про жука из фильма не обошлось: ее начальное проведение, запев, заимствовано у Спадавеккиа, благодаря чему между фильмом и мюзиклом протянута еще одна, трогательная ниточка. В остальном же музыка Семенова абсолютно оригинальна. Особенно автору удалось роковое танго Мачехи – бойкое и яркое, которое звучит в спектакле дважды. Композитор сам стоит за дирижерским пультом и эмоционально руководит оркестром и солистами – как в старые добрые времена, когда ситуация, что живой автор-капельмейстер сам представлял свое новое сочинение в театре, была нормой.

Впервые этот проект «Московская оперетта» реализовала в 2007-м – именно тогда в ее репертуаре появился милый детский мюзикл на сюжет всемирно известной сказки Шарля Перро. Спектакль успешно шел без малого двадцать лет, но было принято решение его обновить с учетом современных технологий и эстетики. Хронометраж немного сократили, форму сделали более компактной и динамичной. Двухчасовое шоу с одним антрактом проносится быстро, на него вполне можно приводить самых маленьких зрителей-слушателей, и они с честью выдержат «настоящий театр».

Идейно мюзикл полностью соответствует старому фильму – режиссер Жанна Жердер, выступившая и либреттистом, оставила практически все без изменений. В том числе звучат и стихи Шварца, а многие хрестоматийные реплики, живущие у многих в памяти, счастливо оказываются на том самом месте, где ты их и ждешь. Но в отличие от фильма, мюзикл – это музыкальная драматургия: музыка тут оказывается основной движущей силой развития истории. Композитор Андрей Семенов справился с задачей превосходно, предложив вереницу колоритных музыкальных номеров, дав звуковые характеристики всем основным персонажам и ситуациям.

-2

Основная идея обновления, конечно, визуальная – двадцать лет немалый срок в театральном деле. Поэтому в постановке много световых акцентов (Александр Сиваев) и видеоарта – многие чудеса совершаются именно его средствами: и превращение тыквы в карету, и мышей в лошадей, и путешествие Принца с Золушкой в неведомой волшебной стране грез. Барочная вязь в кулисах напоминает о волшебных XVII–XVIII веках. Костюмы и парики, как бы фантастичны и одновременно гротескны они ни были, идейно также отсылают к галантной эпохе. Декорации Сергея Новикова и костюмы Елены Чепелевой праздничны и эстетичны, создают атмосферу доброй и красивой сказки – прививают детям, пришедшим в зал, хороший вкус.

Основа сценографического решения проста и функциональна: в центре сцены двускатная лестница, которая, то раздвигаясь, то съезжаясь, становится то балконом, с которого отдает приказы Король, то мостом, на котором удит рыбу Лесничий, то его домиком в глухом лесу, то грандиозным порталом в бальную залу. Видеоарт на заднике всегда рисует колоритную картинку сообразно мизансцене – то пейзаж с башенками замка, то роскошь убранства королевских покоев с портретной галереей сказочных персонажей. Костюмы в спектакле просто «говорящие»: пестрые безвкусные платья на вульгарных сестричках Золушки, элегантное белое с серебром – на героине, или немыслимый фантазийно-космический наряд на Фее, у которой в сложном головном уборе есть даже «живые» движущиеся птички!

В придуманном режиссером действе много юмора – чего только стоит прыгающий у Мачехи в декольте Мальчик-с-пальчик или гоняющийся за мышью Кот в сапогах… Один из самых ярких образов мюзикла – мимический министр танцев маркиз Падетруа в исполнении гибкого и точного Павла Кирина. Он выделывает такие немыслимые пируэты и одновременно с виртуозностью дает нужную характерность в танце, что в какие-то моменты спектакля становится его настоящей доминантой (хореография Игоря Маклова).

-3

Вокально наиболее интересной и зрелой предстала работа Екатерины Чудотворовой в партии-роли Феи: ее густое и плотное сопрано богато обертонами и способно за счет тембральной игры создавать настоящее ощущение творимого чуда. Остальные вокальные партии интересны в большей степени в совокупности с актерскими решениями ролей. Наиболее яркой здесь оказалась Василиса Николаева (Мачеха), не отставали от нее Владислав Кирюхин (Лесничий) и Алексей Коровин (Король). Центральной лирической паре (Золушка – Анастасия Карханова, Принц – Александр Фролов) при наличии очевидного обаяния и актерской убедительности хочется пожелать более зрелого вокального наполнения партий. Ощущением первозданности (в смысле переклички с фильмом 1947 года) веет от маленького Пажа Ивана Токарева, чей образ получается наиболее трогательным и чистым.

16 февраля 2026 г., "Музыкальный Клондайк"