Февральское заседание Высшей квалификационной коллегии судей уже называют эпохальным: 25 судей подали в отставку, один - лишен статуса, а 36 судей прекратили полномочия, а значит, лишились и неприкосновенности. Громкие разоблачения многомиллиардных состояний служителей Фемиды из разных регионов России - в материале «Комсомолки».
НОВАЯ МЕТЛА
В сентябре прошлого года Верховный суд возглавил генпрокурор Игорь Краснов. И с первого дня пошли разговоры: ряды судей-взяточников сильно поредеют… Собственно, и сам Краснов подчеркнул в одном из первых же интервью в новом статусе: «В решениях суды должны ориентироваться исключительно на закон и практику Верховного суда России, а не на губернаторов. Какое-либо внешнее влияние на судей должно быть исключено».
А потом на встрече с Владимиром Путиным подтвердил: «Как председатель Верховного суда Российской Федерации я приложу все усилия, чтобы укрепить доверие людей к судам».
Как объяснили «Комсомолке» в Верховном суде, Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) заседает каждые два месяца и на каждом таком заседании рассматриваются вопросы привлечения судей к ответственности, прекращения их полномочий, о даче согласия на возбуждение уголовных дел… В общем, в самом Верховном суде «эпохальным» прошедшее заседание не считают. Хотя число громких отставок как будто никогда еще не было так велико.
25 ЗАЯВЛЕНИЙ В ДЕНЬ
Уже в первый день заседания 25 кассационных и региональных судей написали заявления «по собственному желанию». Конечно, у всех свои причины: кто-то уходит на пенсию, кто-то метит на повышение, а кто-то просто устал.
Но самое интересное началось, когда коллегия добралась до тех, кто вообще-то и не собирался уходить. Для двух судей из Нижнего Новгорода - Виктора Фомина и Вячеслава Сапеги - это был тяжелым день. По поручению Игоря Краснова в отношении них материалы направлены в Генпрокуратуру для проверки и подачи антикоррупционных исков. Вообще-то оба этих товарища претендовали на повышение. Фомин, к примеру, планировал занять должность заместителя председателя Нижегородского облсуда. Вопросы у Высшей квалификационной коллегии судей вызвало количество имущества у данных служителей Фемиды. У их родственников, в том числе престарелых родителей, обнаружилось огромное количество непонятно откуда взявшегося имущества.
Элитка в центре и мама с наследством
Виктор Фомин служит в судебной системе с 2016 года, до этого был в прокуратуре и даже возглавлял надзорный орган подмосковного Серпухова.
У него откуда-то взялись дорогая квартира в центре Нижнего Новгорода больше чем на 230 метров и люксовый BMW X6. А у его мамы-пенсионерки - и вовсе 34 объекта недвижимости в родном Саратове, Москве и Подмосковье.
Мало того, выяснилось, что судья продал своей же матери квартиру в подмосковном Видном за 14 миллионов, по явно завышенной цене (это было сделано, чтобы отчитаться о покупке элитной квартиры в Нижнем).
Любители Х5
Вячеслав Сапега служит Фемиде с 2008 года. С 2018 по 2024 год был даже заместителем председателя Нижегородского облсуда, а затем возглавил коллегию по гражданским делам.
В собственности у него и супруги оказались жилой дом, два дачных домика, Toyota Camry и Hyundai Solaris… Собственно, ничего подозрительного. Но супруги жили в квартире тещи и зятя судьи, а полученное от судебной системы жилье использовать не стали, зато бесплатно приватизировали. А у тещи, у которой даже не было водительских прав, были два BMW X5. Ей же принадлежали машино-места и квартиры в Нижнем Новгороде и Москве (последняя оказалась в престижном ЖК «Серебряный фонтан»). У тестя тоже нашлись коммерческая недвижимость в городе Лермонтове Ставропольского края и еще один BMW X5.
Теперь Вячеславу Сапеге придется объясняться, откуда у него и родных взялось такое богатство. Если законность подтвердить не удастся, имущество по иску прокуратуры может быть изъято в доход государства.
13 миллиардов и озеро в придачу
На второй день ВККС лишили статуса экс-председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова.
Высокую должность Трахов занимал много лет - с 1998 по 2019 год. И последние 5 лет уже почивал на заслуженной пенсии. Но, как теперь выясняется, к своему заслуженному отдыху Аслан Исмаилович сколотил не то что приличное состояние, а целую империю - торговые центры, целые улицы домов, внушительный автопарк. Всего 630 объектов недвижимости в Адыгее и на Кубани и даже озеро с собственной дамбой. И все это было оформлено на жену, детей, тестя и прочих родственников (Генпрокуратура насчитала таких 44 человека).
Судебные дела о конфискации идут с осени прошлого года. Надзорное ведомство сочло все эти активы коррупционными и отсудило их в пользу государства: в сентябре конфисковали имущество на 13 миллиардов. В январе суд Краснодара обратил в доход страны остальное. Общая сумма изъятого приближается к 18,5 млрд рублей.
И что удивительно, отец и сын (тоже судья) проявили в суде невиданную честность: они признались, что, мол, да, все это покупалось на деньги от взяток, против конфискации не возражаем. 10 февраля Трахова лишили статуса судьи в отставке, а вместе с ним пожизненной пенсии и льгот.
Прайс-лист
Кроме того, коллегия дала разрешения на возбуждение дел в отношении трех судей.
Один из них - зампред Ставропольского краевого суда в отставке Михаил Хрипунов. Его подозревают во взятках. Как следует из материалов дела, у судьи было несколько посредников, которые регулярно договаривались с фигурантами дел о «взаимовыгодном сотрудничестве». Суммы в материалах фигурируют разные. Например, за 4 миллиона рублей один из посредников договорился об изменении меры пресечения: подсудимого выпустили из СИЗО под домашний арест. В другом случае арестанту заменили СИЗО на домашний арест «всего» за полтора миллиона рублей. Демократия, не иначе.
Снять мантию придется еще одной судье из Ставропольского края - Татьяне Моргуновой. Рассказывают, что она разговаривала с кем-то по мобильному телефону во время процесса. А в перерыве общалась с подсудимыми. Непосредственность, конечно, украшает, но не судейскую мантию.
Еще один судья - из ЛНР. ВККС разрешила возбудить уголовное дело в отношении председателя Антрацитовского суда Сергея Костулина. В деле речь о взятке. Как сказано в материалах, Костулин, зная о расследовании дела против местного жителя, предложил знакомому выступить посредником при получении взятки от сестры фигуранта. За это вознаграждение Костулин гарантировал назначение минимально возможного наказания.
Пятница, 13-е
В финальный день, который по совпадению выпал на пятницу, 13-е, коллегия дала разрешение еще на два уголовных преследования служителей Фемиды:
На арест судьи Шовгеновского райсуда Адыгеи в отставке Адама Воитлева - его обвиняют во взятке в особо крупном размере. По данным СКР, с 10 июня 2023 по 11 января 2024 года Воитлев, исполнявший обязанности председателя суда, получил через посредника 2,5 млн рублей от подсудимого - за возвращение уголовного дела прокурору и снятие ареста с имущества фигуранта.
Разрешила коллегия возбудить дело и в отношении судьи Тверского облсуда в отставке Владимира Колпикова. Его подозревают в мошенничестве. Конкретные суммы, сроки и обстоятельства пока не раскрывают.
КСТАТИ
Пока шла ВККС, стало известно еще об одном уголовном деле против судьи в отставке. О нем сообщил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Как установило следствие, мировой судья из Кабардино-Балкарии Мухамед Темботов с ноября 2024 года по май 2025-го неоднократно получал взятки за принятие решений по административным делам. Размер взятки составлял от 10 до 100 тысяч рублей. Причем действовал не один, то есть в составе преступной группы, если выражаться уголовным языком. Помогали ему помощница Елена Рашидова и секретарь Марианна Красова. Команда, что называется, была подобрана грамотно.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Реакция пошла
Некоторые комментаторы уже успели нагнать жути: «Что ж такое? Не выйдет ли такое массовое разоблачение боком? А как же доверие к суду?»
Но все как раз наоборот. Есть такое народное выражение: «Если хочешь послать на три буквы, то отправь в суд». Некоторые судьи-взяточники в золотых дворцах уже до предела расшатали доверие к служителям Фемиды пышными свадьбами детей, особняками и гаражами. На этом фоне обнадеживающе звучат слова Игоря Краснова, который призывал коллегию жестко реагировать на нарушения: «Коррупция, злоупотребления, умышленное искажение принципов правосудия должны встречать жесткую и однозначную реакцию».
Судя по количеству снятых мантий и возбужденных дел, реакция пошла.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru