Найти в Дзене
NOT.A.FRAID / психолог online

Хотя кто-то из моих знакомых ответил бы коротко, например «несколько лет в TFP-методе», но это не наш путь) Так что предлагаю начать

, согласно патопсихологическому подходу, «с анамнеза».  Я уже писала статью-пересказ мифа, и не буду ее повторять, но кратко постараюсь сформулировать главное. Миф о Нарциссе — это своеобразная карта нашей психической жизни, где вечно сражаются влечение к жизни и тяга к саморазрушению. В центре этой истории стоит отказ от даров Афродиты, богини любви, которая в психоанализе олицетворяет наш Эрос — энергию, направленную на других людей. Нарцисс же выбирает иной путь: он разворачивает свою любовь внутрь себя, тем самым невольно выбирая путь к смерти. Его судьба была предречена оракулом, который обещал юноше долгую жизнь лишь при условии, что тот никогда не увидит своего отражения. Этот момент отсылает нас к «стадии зеркала» в развитии ребенка, когда мы впервые видим свой целостный образ и замираем, обнаруживая собственное отражение. Однако для Нарцисса это открытие стало роковым, ведь он влюбился не в живого человека, а в холодный, застывший образ на поверхности воды, к которому невоз

Хотя кто-то из моих знакомых ответил бы коротко, например «несколько лет в TFP-методе», но это не наш путь) Так что предлагаю начать, согласно патопсихологическому подходу, «с анамнеза». 

Я уже писала статью-пересказ мифа, и не буду ее повторять, но кратко постараюсь сформулировать главное.

Миф о Нарциссе — это своеобразная карта нашей психической жизни, где вечно сражаются влечение к жизни и тяга к саморазрушению. В центре этой истории стоит отказ от даров Афродиты, богини любви, которая в психоанализе олицетворяет наш Эрос — энергию, направленную на других людей. Нарцисс же выбирает иной путь: он разворачивает свою любовь внутрь себя, тем самым невольно выбирая путь к смерти.

Его судьба была предречена оракулом, который обещал юноше долгую жизнь лишь при условии, что тот никогда не увидит своего отражения. Этот момент отсылает нас к «стадии зеркала» в развитии ребенка, когда мы впервые видим свой целостный образ и замираем, обнаруживая собственное отражение. Однако для Нарцисса это открытие стало роковым, ведь он влюбился не в живого человека, а в холодный, застывший образ на поверхности воды, к которому невозможно прикоснуться.

Важной частью этой драмы становится нимфа Эхо, которая была влюблена в юношу, но не имела собственного голоса. Она могла лишь повторять чужие слова, превращая живую речь в бессмысленные обрывки, что метафорически напоминает голос матери, который не слышит ребенка, а лишь искаженно отражает его.

В этом диалоге без начала и смысла рождается нарциссическая пустота: Нарцисс кричит в пустоту, ожидая ответа, но слышит лишь собственные затихающие возгласы. Главная трагедия здесь заключается в «отсутствии присутствия» — рядом с Нарциссом не оказалось никого, кто мог бы за руку вывести его из этого зазеркалья. Родители, беспокоившиеся о его судьбе, исчезли из кадра, оставив его наедине с кристально чистым, но мертвым озером.

Нарцисс страдает не от избытка любви, а от невозможности получить ответ от своего отражения, которое исчезает при каждой попытке физического контакта. Эта любовь в одну сторону лишена главного — взаимного наслаждения, которое может дать только реальный, отдельный от нас человек. В итоге юноша иссыхает от горя, понимая бессмысленность своего чувства, и превращается в хрупкий цветок, который в культуре считается символом смерти.

Этот миф учит нас, что победить разрушительный нарциссизм можно лишь тогда, когда мы находим в себе силы оторвать взгляд от зеркальной глади экрана и выйти навстречу другим людям.

Жизнь начинается там, где заканчивается исключительное самолюбование и появляется готовность принять дары любви, не удовлетворяясь лишь бледным эхом собственного голоса.

Чтобы продолжить дальше, необходимо будет коснуться символического значения смерти как отказа от влечения, связанного с «другим» и стремления к покою, бегству от раздражающего контакта с внешним миром. Но об этом - в среду..