Найти в Дзене
History Empires

Михаил Тухачевский: какая судьба была уготована Светланкам маршала

16 февраля 1893 года в имении Александровское Смоленской губернии, в дворянской семье, родился Михаил Николаевич Тухачевский – советский военачальник, Маршал Советского Союза. Михаил Тухачевский является одной из наиболее противоречивых фигур среди военачальников Красной армией. Одни его осуждают и считают жестоким карателем, утопившим в крови восстания матросов в Кронштадте и крестьян в Тамбове, другие же превозносят как выдающегося стратега и теоретика, заложившего фундамент советской военной науки. Однако все согласны в одном: личность Тухачевского оставила заметный отпечаток в истории прошлого столетия. Тухачевский был красив. Высокий, стройный, с аристократическими чертами лица, пронзительными глазами. Обаятелен, умён, начитан. Играл на скрипке, интересовался искусством. Женщины влюблялись в него без памяти. Первый его брак был ранним и трагичным. Ещё во время Гражданской он женился на Марии Игнатьевой, дочери железнодорожного рабочего. Она была молода, красива, наивна, но Тухачев
Оглавление

16 февраля 1893 года в имении Александровское Смоленской губернии, в дворянской семье, родился Михаил Николаевич Тухачевский – советский военачальник, Маршал Советского Союза.

Михаил Тухачевский является одной из наиболее противоречивых фигур среди военачальников Красной армией. Одни его осуждают и считают жестоким карателем, утопившим в крови восстания матросов в Кронштадте и крестьян в Тамбове, другие же превозносят как выдающегося стратега и теоретика, заложившего фундамент советской военной науки. Однако все согласны в одном: личность Тухачевского оставила заметный отпечаток в истории прошлого столетия.

Две Светланы, старшая и младшая

Тухачевский был красив. Высокий, стройный, с аристократическими чертами лица, пронзительными глазами. Обаятелен, умён, начитан. Играл на скрипке, интересовался искусством.

Женщины влюблялись в него без памяти. Первый его брак был ранним и трагичным. Ещё во время Гражданской он женился на Марии Игнатьевой, дочери железнодорожного рабочего.

Она была молода, красива, наивна, но Тухачевский не был создан для тихой семейной жизни. У него были бесчисленные романы. Мария страдала, ревновала, но ничего не могла сделать. В конце концов она не выдержала и покончила с собой. Это была первая жертва его любви.

Второй официальный брак был более серьёзным. В начале двадцатых годов он женился на Нине Гриневич. Она была из интеллигентной семьи, дочерью действительного статского советника. Ради Тухачевского Нина развелась со своим первым мужем, оставив с ним совместного ребёнка.

Михаил Тухачевский и Нина Гриневич.
Михаил Тухачевский и Нина Гриневич.

Это был скандал, но любовь оказалась сильнее приличий. В этом браке в 1922 году родилась дочь. Счастливый отец назвал её Светланой, желая ей светлой, счастливой судьбы.

Нина была умной, образованной женщиной. Она пыталась создать для мужа комфортную домашнюю атмосферу, понимала его увлечённость работой, закрывала глаза на его романы. Но Тухачевский был слишком увлечён своей карьерой, своими военными проектами, чтобы быть хорошим семьянином.

В середине 20-х годов у него появилась новая любовь. Юлия Ивановна Кузьмина. Молодая, красивая, энергичная женщина. Она работала в его штабе. Их роман был бурным, страстным. И в 1925 году Юлия родила Тухачевскому дочь. И что удивительно, Тухачевский настоял, чтобы девочку тоже назвали Светланой. Так у «красного Бонапарта» оказалось две семьи: официальная и гражданская, и две дочери с одинаковым именем и отчеством.

Юлия Кузьмина.
Юлия Кузьмина.

Это была странная, почти абсурдная ситуация, но в те времена она никого не смущала, так как революция сломала прошлые моральные устои. Две маленькие Светланы, которые не догадывались, какая страшная судьба их ждёт, какой проклятой окажется их фамилия.

Тухачевский любил своих детей той сдержанной, немного отстранённой любовью, которая была характерна для мужчин его поколения и воспитания.

Старшая Светлана, законная дочь, была больше похожа на мать. Тихая, задумчивая, склонная к искусству и книгам. Она училась в музыкальной школе, играла на рояле, мечтала стать пианисткой. Младшая Светлана, внебрачная дочь, была вся в отца. Такая же энергичная, решительная, с теми же пронзительными, почти фанатичными глазами.

Но эта идеалистическая жизнь, это иллюзия защищённости и благополучия рухнула в один день. Арест Тухачевского стал началом конца для всей его семьи.

Участь жён, и законных, и не законных

Первой была арестована мать маршала, Мавра Петровна. Она, мать десятерых детей, ничего не понимала в политике. Её вина была лишь в том, что она, якобы, знала о преступной деятельности сына, но не донесла куда следует. Есть сведения, что её расстреляли в лагере.

Были арестованы и расстреляны два родных брата Тухачевского – Николай и Александр. Николай был талантливым инженером, работал на оборонных заводах. Младший брат Александр, как и Михаил, служил в Красной армии военинженером 2 ранга.

Арестовали его сестёр: Елизавету, Ольгу, Марию и Софью. Их приговорили к разным срокам и отправили в лагеря. Там, в нечеловеческих условиях Колымы и Воркуты, они работали на лесоповалах и шахтах.

Елизавета Тухачевская (Арватова).
Елизавета Тухачевская (Арватова).

Обе жены маршала, законная Нина Гриневич и гражданская Юлия Кузьмина, были арестованы почти одновременно. Обоих обвинили в том, что они были пособницами врага народа, что знали о его заговорщицкой и шпионской деятельности, но не донесли органам НКВД.

Нину Тухачевскую сначала сослали в Астрахань под надзор милиции. Она жила там в нищете, работала уборщицей и постоянно отмечалась в комендатуре. В сорок первом году уже во время войны, когда немцы рвались к Москве, власти решили зачистить тылы. Нину обвинили в антисоветской агитации и шпионаже и приговорили к расстрелу.

Судьба Юлии Кузьминой, матери младшей Светланы, остаётся неизвестной до сих пор. Она была арестована одной из первых ещё летом 37-го. Её связь с Тухачевским даже фигурировала в следственном деле, как одно из доказательств его морального разложения. После ареста следы Юлии теряются на бесконечных тюремных этапах. Возможно, она умерла в лагере, возможно, была расстреляна. Никаких документов не сохранилось.

А что же стало с девочками, со Светланами?

В то время им не нужно было доказывать свою состоятельность или искать свой путь в жизни. Им нужно было просто выжить в той мясорубке, в которую их бросила судьба.

Светлана (старшая)

Старшей законной дочери Светлане на момент ареста отца было 15 лет. Она училась в престижной московской школе, занималась музыкой, дружила с детьми других высокопоставленных военных. И вдруг всё рухнуло в одночасье.

Арестовали отца, потом мать. Девочка осталась совершенно одна. Школьные подруги перестали с ней здороваться. Учителя шарахались от неё как от прокажённой. Она стала дочерью врага народа. Светлану отправили в Нижне-Исетский детский дом для детей репрессированных, где находилась до 1940 года.

Это были годы нечеловеческих страданий, унижений, физических и моральных пыток. Она, девочка из интеллигентной семьи, привыкшая к книгам, музыке, искусству, вежливому обращению, оказалась в среде, где царили жестокость, насилие, воровство, доносительство. Дети врагов народа были озлоблены, сломлены.

Но Светлана не сломалась. В ней проявился отцовский характер, та же несгибаемая воля, то же чувство собственного достоинства, та же внутренняя сила. Она продолжала читать, заниматься самообразованием, поддерживала других детей. Она не отреклась от отца, не назвала его врагом народа, даже под давлением воспитателей.

Светлана Тухачевская (старшая).
Светлана Тухачевская (старшая).

В 1940 году после окончания средней школы Светлана поступила на филологический факультет Свердловского университета, но уже через семь месяцев была вынуждена прервать обучение из-за финансовых трудностей. Позже, в 1942 году, ей удалось снова стать студенткой, поступив на первый курс Московского государственного университета, который тогда находился в эвакуации в Свердловске, где проживала сама девушка.

В 1943 году университет вернулся в Москву, однако студентке Тухачевской в категорической форме отказали во въезде в столицу. Светлана была вынуждена отказаться от дальнейшего обучения и трудоустроилась медсестрой в Нижне-Исетскую больницу.

На этом мытарства девушки не закончились. Светлана даже представить себе не могла, что в сентябре 1944 года её ждёт арест. В декабре того же года суд признал её виновной в распространении антисоветских взглядов и клеветы. Одним из доказательств обвинения послужила фотография её отца, обнаруженная при обыске дома. Её приговорили к 5 годам лагерей, которые она отбывала в Печоре.

В 1947 году наказание было пересмотрено. Светлану отправили в ссылку в посёлок Косью, который находился там же, недалеко от Печоры. В ссылке она встретила своего будущего супруга — Степана Лукьяновича Мельника. У них родилась девочка, которую назвали Ниной – в память матери.

Уже при Хрущеве дочери, уже реабилитированного маршала, позволили вернуться в Москву. Светлана смогла получить высшее образование и найти работу. Вплоть до своей кончины в ноябре 1982 года, Светлана Михайловна, работала редактором в военном издательстве Минобороны СССР.

Другие интересные заметки в нашем сообществе в VK.

Нина Степановна Тухачевская, единственная наследница «красного Бонапарта» стала юристом. В 1993 году она основала юридическую фирму «Тагора», которая действовала до 2015-го. Рассказывают, что внучка маршала сейчас живет в Испании.

Светлана (младшая)

О её судьбе известно меньше. Эта неизвестность делает её историю ещё более трагичной. Официальных документов о ней почти не сохранилось. Следы её теряются в архивах.

Известно, что после ареста матери, её, двенадцатилетнюю девочку, тоже отправили в детдом для детей врагов народа. Что было с ней дальше? Загадка.

Есть несколько противоречивых версий.

По одной, после детдома, её тоже сослали. Возможно, в тот же Казахстан или на Дальний Восток. По другой версии, сохранившейся в воспоминаниях её школьных подруг, ей как-то удалось выбраться на относительную свободу. Говорили, что в 43-м, когда ей исполнилось 18 лет и когда страна отчаянно нуждалась в людях на фронте, она, как и миллионы её сверстников, добровольно ушла на войну.

Одна из её одноклассниц вспоминала, что видела Светлану в Москве в военной форме зимой 43-го. Они случайно встретились на улице, обнялись, поплакали. Светлана сказала, что едет на фронт и исчезла навсегда. Была ли она убита на полях сражений, либо пропала без вести, как тысячи других советских людей? А может быть выжила, но после войны решила порвать с прошлым, вышла замуж, сменила фамилию, уехала куда-то далеко, чтобы начать новую жизнь под другим именем. Мы не знаем. Её судьба – одна из миллионов нерассказанных трагедий той страшной эпохи.