Найти в Дзене

Самая лучшая ласточка улетела. 40 дней назад не стало Ульяны Семеновой — сильнейшей баскетболистки XX века

Ульяна Семенова — самая высокая баскетболистка страны, рост 2 метра 10 сантиметров. Фото: Николай Науменков / Фотохроника ТАСС О ее смерти я узнал утром в метро, случайно подслушав коротенький январский диалог двух бодреньких пенсионеров. «Ты слышал, Ласточка наша вчера улетела…» — шепнул один седовласый дедушка в кепчонке своему приятелю, который тут же ответил: «Да, отмучилась… бедненькая. Вот и мы так же будем никому не нужны». Сначала, признаюсь, я не понял, о ком речь. И только ближе к вечеру, когда по телевизору несколько раз сказали о смерти Ульяны Семеновой, я понял, о какой Ласточке говорили старички. Мне довелось ее видеть. Вживую. Один раз. Но я запомнил это навсегда. Небольшое лирическое отступление. Вообще есть (или, правильнее сказать, уже были) два спортсмена, которые своим искусством поразили меня на всю жизнь. Это Диего Марадона и Айртон Сенна. К этим двум гениям я бы добавил еще известного шахматиста, являющегося ныне «иноагентом». Я играл с ним в древнюю индийскую за

Ульяна Семенова — самая высокая баскетболистка страны, рост 2 метра 10 сантиметров. Фото: Николай Науменков / Фотохроника ТАСС

О ее смерти я узнал утром в метро, случайно подслушав коротенький январский диалог двух бодреньких пенсионеров. «Ты слышал, Ласточка наша вчера улетела…» — шепнул один седовласый дедушка в кепчонке своему приятелю, который тут же ответил: «Да, отмучилась… бедненькая. Вот и мы так же будем никому не нужны». Сначала, признаюсь, я не понял, о ком речь. И только ближе к вечеру, когда по телевизору несколько раз сказали о смерти Ульяны Семеновой, я понял, о какой Ласточке говорили старички.

Мне довелось ее видеть. Вживую. Один раз. Но я запомнил это навсегда. Небольшое лирическое отступление. Вообще есть (или, правильнее сказать, уже были) два спортсмена, которые своим искусством поразили меня на всю жизнь. Это Диего Марадона и Айртон Сенна. К этим двум гениям я бы добавил еще известного шахматиста, являющегося ныне «иноагентом». Я играл с ним в древнюю индийскую забаву. И удивлялся тому, как 13-й чемпион мира серьезно относится даже к постановочному (ради снимка в газету) поединку с шестилетним мальчиком.

А еще раньше, году в 1984-м, я впервые попал на женский баскетбол. Я знал, что в данной забаве солируют немаленькие дамы. Но чтобы такие великанши. Ульяна Семенова, словно дядя Степа, без ружья доставала до «мишеней». После матча я спросил отца, фотокорреспондента «Комсомольской правды» Евгения Успенского: «А что ест тетя под номером шесть?» Папа отшутился всерьез: «Да то же, что и остальные. Просто есть маленькие люди, а есть — большие».

-2

Баскетбольный матч между женскими сборными СССР и Кубы. Атакует Ульяна Семенова (СССР). Фото: ITAR-TASS

Семенова была большой. Но это не мешало ей парить-летать на площадке. Так, как никто и никогда не умел. Сборная СССР более полутора десятков лет обходилась без поражений, потому что Ласточка (или Ласта), как назвали ее подруги по команде, не умела падать. Позже я выяснил, что

Семенова стала баскетболисткой не по своей воле. Она вообще не планировала заниматься спортом. И в этом, безусловно, есть грустная уникальность. Грустная, понятное дело, для самой Ульяны Ларионовны. У которой, к слову, в метрике значилось другое имя.

«Родители мои староверами были. И крестить меня намеревались как Иулияну, но батюшка вместо буквы «н» написал «к». Так меня Иулиякой и зарегистрировали…» — объясняла впоследствии казус Семенова, появившаяся на свет в литовском Зарасае.

Сегодня, вероятно, такая дылдочка, вымахавшая к пятому классу до 180 сантиметров, преспокойно жила бы себе в деревне и била бы различные сельскохозяйственные рекорды. Но в СССР тренеры известных секций и обществ зорко высматривали в разных уголках страны тех, кто, по их мнению, способен принести пользу государству на полях игровых. И неординарную девчушку, которой в тринадцать лет поставят диагноз «непатологический гигантизм», местный учитель физкультуры порекомендует — ни много ни мало — самому спорткомитету. Рослая затейница, лихо управлявшаяся с вилами и ловко складывавшая сено в копны, чувствовала себя в селе нужной и любила опускать в корзинку не мячи, а грибы и ягоды. И всю дорогу до Риги, куда ее отправили радостные начальники, утирала слезы: не хотела уезжать от мамы, не хотела окунаться в баскетбол. Она вообще думала, что ее везут в волейбольную секцию.

Позже она признается, что баскетбол никогда для нее не был игрой, а сразу же превратился в работу. Тяжелую и не слишком желанную. Изначально — так уж точно. Только вдумайтесь: в 15 лет школьница попадет в рижский «ТТТ», а в шестнадцать — во взрослую сборную СССР. Она впряглась (по-другому и не скажешь) в эти две повозки и всякий раз изо всех сил тащила-тянула их к победам и медалям. Их было столько, что сама Семенова в какой-то момент потеряла счет всем этим блестящим трофеям и бомбардирским достижениям (случалось, она набирала по 40 и даже 50 очков за матч). «Я точно помню, что два раза выиграла Олимпиаду, взяла три мировых чемпионата и десять европейских, а еще 15 раз союзное первенство брала. А другие кубки? Да разве всё в голове удержишь…» — говорила баскетболистка, которая во всех заграничных поездках мечтала о том, чтобы скорее вернуться домой в родной край и прогуляться по лесу на лыжах.

-3

Капитан команды Ульяна Семенова с кубком. Фото: Игорь Уткин /Фотохроника ТАСС

Но от нее требовалось мчаться к кольцу, подбирать, пасовать, забрасывать. И она мчалась. К примеру, в Монреале-1976 в пяти встречах она «настреляла» 97 очков и насобирала 62 подбора.

При росте 2,10 см Ульяна обладала потрясающей пластичностью и легкостью, а ее, простите, габариты никак на ее технике не сказывались. Невероятно координированная, она прекрасно ....

Окончание статьи - здесь

Здесь мы говорим без цензуры: СПОРТ, КРИМИНАЛ, ШОУБИЗ и их темная сторона.

👉 Переходи, подписывайся, будем рвать шаблоны вместе.