Найти в Дзене
PrimaMedia.ru

"Счастливая балерина". Разговор с Анной Самостреловой

Эпиграф: — И у вас все хорошо? — Очень! — А ведь так не бывает. — А вот бывает. Да! Бывает! Х/ф "Я шагаю по Москве" (12+), 1964 год. Режиссер: Георгий Данелия. Прошлый год стал звездным для прима-балерины Приморской сцены Мариинского театра Анны Самостреловой. Ей было присвоено звание Заслуженной артистки Российской Федерации. В первую очередь за работу на сцене Приморской Мариинки. Сегодня Анна Самострелова стала гостем медиапроекта ИА PrimaMedia "Опера Nostra" (12+). Беседовал с ней обозреватель агентства Александр Куликов. Накануне беседы Анна в очередной раз исполнила одну из самых сложных балетных партий — Одетты-Одиллии в балете Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро" (12+). По ее признанию, очень устала. Но вот настал новый день — и всё началось сначала: снова класс, вновь репетиция, подготовка к следующему спектаклю. И так изо дня в день. Ну разве что интервью внесло какое-то разнообразие, тем более что речь шла не только о балете. Поговорили и об искусстве в целом, и о жизн

Эпиграф:

— И у вас все хорошо?

— Очень!

— А ведь так не бывает.

— А вот бывает. Да! Бывает!

Х/ф "Я шагаю по Москве" (12+), 1964 год.

Режиссер: Георгий Данелия.

Прошлый год стал звездным для прима-балерины Приморской сцены Мариинского театра Анны Самостреловой. Ей было присвоено звание Заслуженной артистки Российской Федерации. В первую очередь за работу на сцене Приморской Мариинки. Сегодня Анна Самострелова стала гостем медиапроекта ИА PrimaMedia "Опера Nostra" (12+). Беседовал с ней обозреватель агентства Александр Куликов.

Та самая "Федра"

Накануне беседы Анна в очередной раз исполнила одну из самых сложных балетных партий — Одетты-Одиллии в балете Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро" (12+). По ее признанию, очень устала. Но вот настал новый день — и всё началось сначала: снова класс, вновь репетиция, подготовка к следующему спектаклю. И так изо дня в день. Ну разве что интервью внесло какое-то разнообразие, тем более что речь шла не только о балете. Поговорили и об искусстве в целом, и о жизни, и о работе, и о том, что такое счастье. А начали разговор, как ни странно, с несчастной Федры, героини современного одноактного балета "Федра" (12+), поставленного датским хореографом Флеммингом Флиндтом на музыку американского композитора-минималиста Филипа Гласса.

Причин было несколько. Во-первых, у нас в редакции есть большие поклонники именно этого балета (не в последнюю очередь из-за Анны Самостреловой). Во-вторых, сегодня "Федру" Гласса и Флиндта можно увидеть только во Владивостоке (заслуга художественного руководителя балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра, народного артиста России Эльдара Алиева). Ну а в-третьих, этот балет знаменует собой поиски в области нового танцевального языка. Что, конечно же, не может не быть любопытным.

Эльдар Алиев, художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра, Народный артист России:

Балет "Федра" был представлен мне его автором-хореографом Флеммингом Флиндтом в Буэнос-Айресе, где мы работали в один и тот же период с балетной труппой театра Колон (театр оперы и балета в Буэнос-Айресе, традиционно считающийся одним из самых престижных оперных театров Южной Америки. Балетная труппа театра Колон — старейшая на континенте — А.К.). Уже в следующем сезоне я пригласил Флемминга на постановку спектакля в балетную труппу Индианаполиса, которой я в то время руководил. Идея постановки спектакля в России возникла практически сразу же после того, как я возглавил балетную труппу Приморской сцены Мариинского театра, но осуществить ее удалось далеко не сразу. Приоритетной стратегией для основы репертуарной политики молодой труппы являлись балеты классического наследия. Поэтому "Федра" появилась в репертуаре после того, как был представлен первый ряд балетов, составляющих золотой фонд классики.

Ко времени начала постановки Флемминг ушел из жизни, поэтому я обратился к Виви Флиндт, его бывшей супруге, и дочерям, правообладателям наследия Флемминга, которые оказали невероятную поддержку проекту, за что я им очень признателен. Постановку спектакля осуществил Джейкоб Спарсо, ассистент Флемминга, которого я хорошо знал. Джейкоб прилетел во Владивосток и провел огромную работу с труппой по работе над спектаклем.

— Анна, как рассказал Эльдар Алиев, вы и Ирина Сапожникова были сразу заявлены на главную партию в этом балете.

— У нас было три полноценных состава исполнителей: три женских партии и практически столько же мужских. Вот только Тесеев, по-моему, двое было.

Вообще спектакль короткий, одноактный. И когда Эльдар рассказал о нем, нам было как-то не очень понятно по первоначальному восприятию спектакля, что он собой представляет. Но потом, когда мы стали учить партии, да еще из Америки приехал Джейкоб Спарсо, первый исполнитель партии Ипполита (у нас он был постановщиком спектакля), пришло понимание и стало очень интересно. Всё-таки Джейкоб был связан с балетмейстером, он с ним работал (Джейкоб Спарсо ставил балеты для Флемминга Флиндта, когда тот работал художественным руководителем Датского Королевского Балета и Далласского балета. Также Джейкоб работал с балетной труппой Музыкального театра Комише-Опер в Берлине и ставил "Федру" для калифорнийского Балета Сан-Хосе и Международного балета Индианаполиса — А.К.).

Мы тогда вышли на сцену, на красный линолеум, а он был очень скользкий. Танцевать на нем было очень трудно, и, конечно, нам пришлось привыкать. Даже сейчас бывает так, что, выходя на него, испытываешь небольшой стресс. Но когда спектакль начинается, ты об этом как-то забываешь.

Спектакль с точки зрения раскрытия женского образа, как мне кажется, очень интересный. Нужно показать все грани безумия, которые постепенно изменяют героиню, по сути, губят ее, приводят в итоге к смерти. Это очень непростая, но интересная задача. При этом музыка очень-очень завораживающая (Филип Гласс считается одним из наиболее влиятельных музыкантов второй половины XX века; в целом его творчество принято относить к минимализму; он автор провокационного абстрактного балета "Эйнштейн на пляже" (16+) и музыки к множеству известных кинофильмов — А.К.).

Эта музыка в чем-то похожа на гипноз, особенно когда репетиция проходит под фонограмму с хорошим четким звучанием. Когда ты слышишь эту музыку в первый раз, на тебя она производит очень яркое впечатление. Но при этом в ней всё понятно, поскольку она соответствует всем страстям, которые испытывают герои.

— Вообще этой истории свойственна такая, я бы сказал, высокая простота. Действие балета основано на цитатах из трагедии Еврипида "Ипполит" (16+), как сказано в анонсе на официальном сайте (16+) Приморской Мариинки. А есть еще очень хорошая трагедия "Федра" (16+), написанная Жаном Расином во второй половине XVII века. В моей личной шкале совершенных пьес она вместе с "Трамваем "Желание" (16+) Тенесси Уильямса занимает одно из первых мест. Как вы считаете, можно ли назвать балет "Федра" современным балетом?

— Скорее всего, это неоклассика.

— В чем особенность этого? По каким признакам мы всё-таки можем сказать, что это современно?

— В первую очередь по позировке. Позировки в классическом балете всегда красивые. А здесь позы ног и рук не классические. Например, у главной героини, то есть у меня в этом балете, очень много некрасивых поз. Но она и должна быть некрасивой, эта Федра, с такими вот завернутыми ногами, с согнутой спиной. В классическом балете вы никогда такого не увидите. Также в классическом балете вы никогда не увидите артистов в обтягивающем белом. В классическом балете принц никогда не выйдет на сцену с голым торсом. А тут — пожалуйста.

Классический балет — это привычные нам девушки в пачках, это мужчины в каких-то красивых балетных костюмах. А если вы придете на "Федру", вы увидите на женщинах купальник-трико, а на мужчинах просто трико. Всё белое. Очень эстетично, между прочим. (Как пояснил когда-то Эльдар Алиев, белый цвет минималистических костюмов в "Федре" символизирует беломраморные скульптуры античности и по смыслу сочетается с красным цветом линолеума, которым покрыта сцена — цветом крови, которой буквально пропитана древнегреческая мифология — А.К.). Участники спектакля почти ничем не отличаются друг от друга костюмами. Только танцами.

Эльдар Алиев, художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра, народный артист России:

На мой взгляд, этот спектакль незаслуженно утерян международным балетным сообществом. Спектакль, на мой взгляд, уникальный по своей концепции, режиссерскому решению, пластическому языку и хореографии. Каждый раз, присутствуя на спектакле, не перестаю восторгаться полной гармонией музыки, хореографии и художественного оформления балета. Нельзя не отметить световую партитуру художника Тони Туччи, который прислал своего ассистента для работы над спектаклем.

— Помните, в самом начале фильма "Я шагаю по Москве" главный герой, прилетевший в Москву, видит в аэропорту танцующую девушку. Она встречает мужа и очень счастлива. Главный герой спрашивает у нее: "И у вас все хорошо?" — "Очень", — отвечает она. "А ведь так не бывает", — говорит он. "А вот бывает", — смеется она. Вот вы мне эту девушку очень напоминаете.

— Конечно, всякое бывает. Но вообще надо быть просто счастливым человеком, тогда всё получится, даже если какие-то сложности происходят. Их надо принимать и справляться с ними. Не бояться ничего.

Справка.

Анна Самотрелова

Прима-балерина Приморской сцены Мариинского театра. Заслуженная артистка России (2025). Родилась в городе Всеволожск Ленинградской области. Окончила школу классического танца имени Г.В. Ледяха в Москве (класс Ларисы Абдуахатовны Ледях). В 2003–2007 годах являлась артисткой Театра при Санкт-Петербургской государственной консерватории. В 2007–2008 годах работала в Санкт-Петербургском государственном академическом театре имени Л. Якобсона. С октября 2009 года — в Санкт-Петербургском театре балета Константина Тачкина. В 2010 году переведена в первые солистки, в 2011 году стала ведущей танцовщицей. Занималась у педагогов-репетиторов: народной артистки РСФСР Любови Кунаковой, заслуженной артистки России Майи Думченко. С труппой Санкт-Петербургского театра балета Константина Тачкина гастролировала в Великобритании, Франции, Италии, Испании, Финляндии, Японии, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Сингапуре, Тайване.

С февраля 2017 года — солистка балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. С августа 2017 года — прима-балерина Приморской сцены Мариинского театра.

В составе балетной труппы Приморской сцены принимала участие в гастролях в Харбине и Пекине (Китай), Сеуле (Южная Корея), Дохе (Катар), Пхеньяне (КНДР), Маскате (Оман), а также выступала в Мариинском театре (Санкт-Петербург, Владикавказ), Большом театре в Москве, в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.

Участвовала в XI Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве (12+, 2009).

В репертуаре партии из балетов "Дон Кихот" (12+) — хореография Александра Горского по мотивам спектакля Мариуса Петипа; "Спящая красавица" (12+) — хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева, Эльдара Алиева; "Лебединое озеро" — хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева; "Баядерка" (12+) — хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани; "Жизель" — хореография Жана Коралли, Жюля Перро и Мариуса Петипа; "Раймонда" (12+) — хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева, Эльдара Алиева; "Тщетная предосторожность" — хореография Олега Виноградова; "Кармен-сюита" (12+) — хореография Альберто Алонсо; "Федра" (12+) — хореография Флемминга Флиндта и др.

В балетах, поставленных Эльдаром Алиевым: "Щелкунчик" (6+); "Корсар" (12+) — с использованием фрагментов хореографии Мариуса Петипа; "Жар-птица" (12+); "Тысяча и одна ночь" (12+).