Я уже писала о том, как побывала на родонитовых месторождениях Среднего Урала:
Как посетила кварцевую копь:
И Баженовское месторождение хризотил-асбеста:
Как искала бериллы на отвалах Мариинского прииска:
Сегодняшний рассказ о Шабровских тальковых карьерах.
Шабровское рудное поле — это интереснейший геологический объект на Среднем Урале в Свердловской области. Наиболее крупным и промышленно значимым внутри этого рудного поля является Шабровское месторождение талькомагнезита.
Расположено оно в окрестностях одноименного посёлка, примерно в 25 км юго-восточнее Екатеринбурга.
Туда я и отправилась в очередную экспедицию летом прошлого года.
Как образовалось Шабровское рудное поле?
Этот геологический объект находится в напряженной тектонической зоне разломов и имеет блоково-складчатое строение со множеством интрузий. В таких условиях сформировался целый набор полезных ископаемых: талькокарбонатные породы (талькомагнезит), декоративные серпентиниты (змеевики), мрамор и другие горные породы, а также разнообразный ассортимент минералов.
И вот как это происходило.
Около 450–400 млн лет назад на месте Урала было дно древнего океана. Там оседали слои осадков — глины, песчаники, известняки — и вулканические туфы (пепел от подводных извержений). Это создало толщу до 1,1 км.
Позднее произошел подъем мантийных ультраосновных пород (дуниты, гарцбургиты), которые прорывали эту толщу. Постепенно они остывали и при участии воды со временем преобразовались в серпентиниты.
На следующем этапе гранитные интрузии нагрели и пропитали всё горячими гидротермальными растворами (водой с CO₂ и кремнеземом). Серпентиниты частично разрушились: тальк вытеснил магний, магнезит — кальций, появились хлорит, турмалин, эпидот. В трещинах осаждалось золото.
Старая линза.
Но вернемся к Шабровскому месторождению. Тальк-магнезитовая залежь имеет сложную форму: она разветвляется на два участка, называемых Старой и Большой линзами, которые, сливаясь в юго-восточной части месторождения, образуют Новую линзу.
Минеральный состав породы: тальк — около 53%, магнезит — около 42,5%, остальное — хлорит, серицит, магнетит и другие минералы.
О залежах талькомагнезита в этих краях было известно с 1880-х годов. Добывали нерегулярно, кустарным способом. Промышленная разведка и разработка начались примерно сто лет назад, в 1927 году, с участка Старая линза. Добыча талькомагнезитового камня производилась открытым карьерным способом. Первое время работы велись вручную, при помощи ломов и клиньев, а породу перевозили на лошадях.
В 1931 г. был основан Шабровский тальковый комбинат для получения огнеупорного кирпича.
В середине 1930-х была создана установка А.М. Столярова — первая в СССР камнерезная машина по резке кирпича прямо из массива. На комбинате построили печи для обжига кирпичей. Следы работы этих машин превратили карьер в огромный амфитеатр с бесконечными рядами ступеней, напоминающий техногенный архитектурный объект.
В 1960–1970-х годах новая технология позволила получать огнеупорный кирпич из молотого талька методом флотации, прессования и спекания. Потребность вырезать кирпич из породы ушла в прошлое, и комбинат начал разрабатывать другой участок Шабровского месторождения — Новую линзу. Добыча на Старой линзе была остановлена в 1974 году.
Воду в карьере продолжали откачивать с помощью насосных станций и по трубам передавали на комбинат для технических нужд. Старая линза была популярным туристическим маршрутом. Глубина карьера на момент остановки добычи составляла около 100 метров, ширина — примерно 250 метров, длина — около 400 метров. Жаль, что не довелось посетить это техногенное чудо и лично спуститься на дно по вырезанным в талькомагнезитовой породе ступеням: в 2017 году карьер был затоплен и теперь выглядит иначе 👇.
Под воду ушли остатки проржавевшей техники, которая когда-то работала в карьере.
Новая линза.
Промышленное освоение участка Новая линза началось в 1960-е годы и продолжалось до 2009. Добывали талькокарбонатные породы открытым способом с применением буровзрывных работ. Сегодня карьер Новая линза представляет собой живописное озеро, и, по слухам, там даже водится рыба.
Здания Шабровского талькового комбината сейчас заброшены и частично разрушены. Оба тальковых карьера затоплены водой и превратились в водоемы. Но остался резервный участок Шабровского месторождения — Большая линза. Так что при необходимости возродить тальковое производство можно: сырьевая база есть, даже без откачки воды со старых выработок.
Между озерами-карьерами Новой и Старой линзами находится Григорьевское месторождение серпентинита, которое оказалось весьма щедрым на минералы. О нём я расскажу в следующей статье и покажу свои находки, а также то, что увезти с собой не получилось.
И еще несколько фото из поездки.