Найти в Дзене
Мефодий +

Или Путь Развития (восхождение в любви) или человеческие зоопарки и антропологическая трансформация.

Человеческой цивилизации нужен новый путь, ведущий к развитию человека, определяемому накоплением знаний (развитием интеллекта), и возрастанием в любви. Причем, любовь важнее знаний, поскольку именно она делает человека человеком. Нейросети уже сегодня могут отвечать на вопросы, находить ответы, а через какое-то время может быть создан искусственный интеллект – по крайней мере люди прикладывают максимум усилий для достижения этого результата. Но ведь интеллект не сделает из робота, в которого загружен ИИ, человека. И тут возникает интересный философский вопрос: а если робот научится любить? Насколько это приблизит его к человеку? С другой стороны как мы узнаем, что машина действительно любит, а не эмитирует поведение влюбленного? Ведь нам крайне важно знать, что нас действительно любят. Высшим проявлением любви является жертвенность. И если робот будет готов ради вас погибнуть, примем ли мы это за проявление любви, или нет? Ведь в робота может быть заложена такая программа. Видимо, ма

Человеческой цивилизации нужен новый путь, ведущий к развитию человека, определяемому накоплением знаний (развитием интеллекта), и возрастанием в любви. Причем, любовь важнее знаний, поскольку именно она делает человека человеком. Нейросети уже сегодня могут отвечать на вопросы, находить ответы, а через какое-то время может быть создан искусственный интеллект – по крайней мере люди прикладывают максимум усилий для достижения этого результата. Но ведь интеллект не сделает из робота, в которого загружен ИИ, человека.

И тут возникает интересный философский вопрос: а если робот научится любить? Насколько это приблизит его к человеку? С другой стороны как мы узнаем, что машина действительно любит, а не эмитирует поведение влюбленного? Ведь нам крайне важно знать, что нас действительно любят. Высшим проявлением любви является жертвенность. И если робот будет готов ради вас погибнуть, примем ли мы это за проявление любви, или нет? Ведь в робота может быть заложена такая программа. Видимо, машина никогда не будет восприниматься нами как человек. Хотя, возможно, она никогда и не сможет полюбить. Ведь с религиозной точки зрения – любовь это дар Бога, проявление духа – божественный подарок, полученный при сотворении. Если это так, то машины смогут только эмитировать любовь, но не любить.

Однако и человек, лишенный любви, угасивший в себе дух (в Библии сказано, что дух можно угасить (1Фес 5:19)), или говоря светским языком, человек, лишенный эмпатии, перестает быть человеком в цивилизационном смысле. Как назвать нацистского доктора, проводящего опыты над живыми людьми? Подобные опыты мы назовем бесчеловечными, как и самого исполнителя, ведь человечность заключается не в интеллекте, а в человеколюбии. Доктор-садист вполне может быть интеллектуально развит, и при этом не иметь любви и сострадания к людям.

Понимая, как устроено человеческое общество, узнав, что такое идеология, и как она работает, мы можем обрисовать контуры идеологии развития. Как и другие самодостаточные идеологии она определяет добро и зло самостоятельно, ориентируясь на фундаментальную константу - развитие, которое связано во-первых (или на начальном этапе) с развитием интеллекта, во-вторых (и в основном) с возрастанием в любви. Но что следует понимать под этим термином? Любовь – понятие, охватывающее очень широкий спектр человеческих чувств, переживаний и отношений. В отличие от русского языка в греческом для обозначения любви выделено несколько разных терминов. Ниже приведенные не все значения, но и их вполне достаточно.

Филаутия - Любовь к себе (αὐτός — сам). В античности не имела исключительно негативного смысла — считалась естественной и необходимой. Однако позже, особенно в христианской этике, стала часто пониматься как эгоизм, противопоставленный агапэ.

Эрос – любовь страстная, эмоциональная, чувственная, часто сексуальная или романтическая. Это влечение, желание, «любовь-страсть».

Филия – любовь-привязанность, основанная на взаимном уважении, общих интересах, доверии и духовной близости. Это любовь между друзьями, членами семьи, соратниками. Более холодная и рассудочная, чем эрос, но более прочная. От этого слова происходит «философия» (φιλοσοφία) — любовь к мудрости.

Сторгэ - Нежная, природная, инстинктивная любовь, особенно семейная: любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь к родным, к родине. Часто описывается как «родственная любовь» или «умиление». Это любовь по факту родства или глубокой привычки.

Агапэ - Высшая, безусловная, жертвенная и сознательная любовь. Любовь по велению души и разума, а не по чувству или влечению. В христианстве это любовь Бога к человеку и та любовь, которой человек должен любить Бога и ближнего («любите врагов ваших»). Часто переводится как «милосердная любовь» или «любовь-дар».

Очевидно, что развитие человеческого духа связано с высшими проявлениями любви, а не с эгоизмом, или страстью, обусловленной инстинктом размножения. И то и другое есть в человеке, и имеет свое назначение. Однако, к развитию ведет приобретение или «накопление» любви преображающей. Вот как описывает преображающее действие любви христианский апостол Павел.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Коринфянам 13 : 4-7)

Приобретая эти качества (терпение, милосердие, отсутствие зависти и проч.), которые можно назвать качествами любви или добродетелями, по капле выдавливая из себя зверя, человек становится человеком. Это и есть путь восхождения, путь развития человека, и человеческой цивилизации. И у этого развития нет предела.

Правда, дальние горизонты нам видны лишь в смутных очертаниях. Ведь мы способны себе представить переход от звериности к человечности. А о том, как изменится человеческое общество при переходе к следующему уровню – условно названному уровнем святости - нам сложно даже представить. Всё потому, что наш настоящий уровень на шкале развития расположен где-то между звериностью и человечностью. И хочется думать, что мы на этой шкале ближе к человечности, чем к звериности.

Исходя из этого, следует говорить, что наша ближайшая цель – достижение уровня человечности. Или даже так: удержаться, остановить падение, после чего начать медленное поэтапное восхождение. А это возможно только в обществе, основанном на идеологии развития.

Создав общество восхождения, мы обретем твёрдую идеологическую почву, которая необходима для сопротивления силам зла – тем, кто намеренно низводит человечество до звериного уровня, осознанно или несознательно толкая мир к погибели. Их цели могут быть разными: тотальный контроль, антропологическая трансформация человека, глобальное сокращение населения, идеи избранности и элитарности малых групп или отдельных народов. Они мечтают править на Земле, очищенной от «ненужного» населения. Но все эти планы объединяет одно: их могут породить лишь силы, заинтересованные в нисхождении человека — или сделавшие нисхождение инструментом своих античеловеческих целей.

Противопоставить им можно только самостоятельную, альтернативную, устойчивую идеологию, которой является идеология развития. И сделать это может лишь сильное государство – вроде Российской Федерации. Но не обязательно. Идеологи коммунизма тоже полагали, что центром мировой революции станут развитые страны Запада, но за воплощение идеи взялась крестьянская Россия. Так и здесь, не важно, кто возьмется за дело, Российская Федерация, Индия, Китай или некая группа стран. Крайне важно, чтобы появилась реальная альтернатива античеловеческому пути. И единственный способ достичь этого — противопоставить опасным идеям иную, жизнеутверждающую идею, которая позволит одолеть силы зла на концептуальном уровне. Бросить вызов силам зла ради жизни, ради человека, ради развития – вот великая и достойная цель!

За будущее человечества придется бороться. А как иначе? Либеральная управляющая надсистема и нацистский интернационал от своих планов просто так не откажутся. И если для этих сил миллиарды людей являются обузой и помехой, то для нового общества преображенные люди – это величайший, невостребованный потенциал. Тысячи, десятки тысяч, миллионы и миллиарды людей «продуцирующих» любовь – это великая сила, способная изменить мир. И мы даже не можем себе представить, преображающую силу миллиардов человек. А то, что люди высокого уровня развития способны изменять окружающую действительность – это факт, который был известен в теистическую эпоху. Святые, как написано, могли двигать горы силой слова. И не только. В настоящее время эти знания ещё сохраняются, но умения давно не проявлялись или умело скрываются.

В нашем мире очень мало информации как о самих святых, так тем более о их способностях. К тому же такие люди считают свои способности не личной заслугой, а даром свыше, которого можно лишиться, если хвастаться или использовать его неразумно.

Но нам важно зафиксировать, что во-первых, у людей высокого уровня развития, появляются некие способности, отсутствующие у других людей, во-вторых, святые не стремятся такие способности афишировать и использовать без крайней необходимости (чтобы не возгордиться, и не откатиться в развитии), в-третьих, научный мир и не стремится что-то узнавать о таких людях, полагая все подобные рассказы, слухами, сказками и домыслами. Всё это вкупе приводит к тому, что информация о возможностях, которые получает человек, переходя на более высокий уровень развития, почти отсутствует, и тем не менее, она имеется. Однако, многие к ней относятся осторожно и недоверчиво. Что и понятно.

Итак, о каких возможностях всё же мы знаем? Хождение по водам, преображение предметов, чтение мыслей, перемещение предметов силой слова, исцеление больных и воскрешение мертвых. И это лишь часть того, что известно.

Следует отметить, что информация о чудесных свойствах людей высокого уровня развития имеется как в христианстве, так и в других религиях. Например, сиддхи в индуизме (переводится как «достижение») это сверхъестественные способности, развитые благодаря духовным практикам, таким как йога, медитация и аскеза. В раннем буддизме термину «сиддхи» соответствовал термин абхиджна, с которым связывались чудотворные способности, такие как возможность путешествовать на любые расстояния, знать мысли других людей и т. д. В даосизме сяни — это личности, обретшие бессмертие и сверхъестественные свойства благодаря духовному самосовершенствованию. Исламское вероучение, как и христианское, утверждает, что необычные способности даруются Богом. В исламе их разделяют на два типа. Муджиза — это чудо, знамение, которое Господь дает пророкам в удостоверение их пророческой миссии. Карамат — это сверхъестественные силы, проявляющиеся у праведников. Ключевое отличие в том, что карамат не призван подтверждать пророчество и обычно не выставляется напоказ. Согласно суфийской традиции, праведники часто утаивают свои способноти, так как гордыня от обладания такими способностями может стать для них духовным испытанием и сбить с пути.

Современному человеку с материалистическим мировоззрением, сформированным наукой, всё это кажется вымыслом. И это объяснимо. Наука, двигаясь от простого к сложному, пока ещё многого не знает. К тому же духовность по многим причинам не входит в сферу её интересов — а значит, у современной науки попросту нет знаний в этой области. Между тем теистический мир двигался иными путями. Эти пути в основном касались исследования духовного мира. Их было столько же, сколько существовало религий. И тем более интересно, что все или основные религии, дошедшие до нашего времени, говорят, что духовный путь развития, так или иначе, раскрывает в человеке сверхспособности, или открывает такому человеку доступ к неким качествам нашего мира, с которыми он может взаимодействовать. Мы не знаем механизма взаимодействия преображенного (достигшего следующей ступени развития) человека и окружающего мира. Известно лишь, что у таких людей появляются способности (или возможности взаимодействия с окружающей реальностью), которых нет у обычного человека.

-2

Возможно, приобретение новых свойств (сил или возможностей) подобно развитию музыканта. Так дикарь может лишь промычать простую мелодию, тогда как маэстро, развивший у себя музыкальный слух и освоивший игру на инструменте, может создать куда более сложные и масштабные произведения — от изящной сонаты и полифонической фуги до монументальной симфонии, кантаты или полноценной оперы. Что если восхождение, позволяет развить какой-то неведомый аналог музыкального слуха у музыканта, только дающий возможность более широкого взаимодействия с миром, - пространством и временем, - позволяющий двигать горы в прямом смысле слова. Все религии, так или иначе, говорят о такой возможности: чудесные свойства святых (христианство), карамат (ислам), абхиджна (буддизм), сиддхи и сяни в индуизме и даосизме. Наверняка этот список может быть продолжен.

Теистический мир знал множество чудесных свойств, которыми пользовались люди высокого уровня развития. И эти способности могут стать реальностью, для человечества, продолжившего свое восхождение. И как повлияет эта, продуцируемая преображенным человечеством, сила в миллиарды неведомых единиц на окружающий мир – можно только гадать. Достоевский Ф.М. сказал: «мир спасет красота». Мы говорим: «человеческую цивилизацию спасет развитие, которое есть возрастание в любви». И наоборот, утрата любви в христианстве называется одним из предзнаменований конца истории (Мф 24: 12)

Задача человека и человечества — развиваться, восходить, побеждать порочные страсти и возрастать в любви. Прежде это именовалось духовным развитием. В гуманистическую эпоху утвердилось мнение, что достаточно одного интеллектуального развития, а духовное оказалось в забвении. В этом — главная ошибка гуманистического мира: интеллектуальное развитие есть лишь начальный этап, который должен сопровождаться духовным развитием, или возрастанием в любви, — истинным и полноценным развитием человека и человечества.

Путь духовного восхождения сохраняется в религиях. Но религии вытеснены в сферу личных интересов. И серьезной проблемой является взаимное неприятие науки и религии. Этот мировоззренческий конфликт отталкивает людей, воспитанных в материалистическом ключе, делая религиозный путь развития недоступным для них. Современное гуманистическое общество основывается на научном (атеистическом) понимании мироустройства, и со школы формирует людей, критически воспринимающих религию. Прибавьте сюда и усилия сил зла, заинтересованных в расчеловечивании, низведении человека на звериный уровень, для которых религии, указывающие на греховность извращений, и настаивающие на необходимости борьбы со страстями – очевидный враг, на которого постоянно изливаются потоки грязи. Всё это не способствует популяризации духовного пути, сохраняемого в религиозной среде.

Наша задача вернуть путь духовного восхождения в гуманистическую плоскость, в официальное гуманистическое настоящее, в сферу общественного строительства, и сделать это может только идеология восхождения. Только так можно остаться на позициях гуманизма, не отвергая науку, которая продолжит свой путь познания мира, двигаясь к познанию всё более сложных материй.

Для гуманистической идеологии восхождения не существенен вопрос возникновения мира – основной камень преткновения и разногласий религии и науки. Важен моральный принцип: восхождение и рост цивилизованности (через возрастание в любви) - благо, а нисхождение на звериный уровень (уменьшение любви, и власть страстей и инстинктов) - зло. Этот принцип легко поймут теисты и атеисты.

Религии продолжат сохранять и открывать людям собственный путь духовного преображения, а наука продолжит изучать окружающий мир.

Общество, опирающееся на идеологию восхождения, откроет и светскому человеку путь развития, который до этого был известен только людям религиозным, а также даст шанс снова двинуться вперёд, вслед за стремительно развивающейся техникой. Ведь очень скоро развитие технологий приведёт к его обособлению: может возникнуть новая форма жизни, а возможно, даже альтернативная нечеловеческая цивилизация, с которой нам придётся научиться сосуществовать.

И если человек не будет восходить и развиваться, а тем более, если станет деградировать, опускаясь на звериный уровень, техноцивилизации не останется ничего иного, как загнать одичавшего человека в «заповедники» под присмотром искусственного интеллекта, чтобы оградить человечество от самих себя, а мир от глобальных катастроф.

И это сделает либо новая техноцивилизация, либо силы зла, намеревающиеся достигнуть бессмертия и всемогущества но только не через развитие, а через антропологическую трансформацию, кибергизацию, отделение сознания и помещение его на ремонтопригодные носители. Что по сути тоже путь, ведущий к исчезновению человечества.

Выходом является развитие, идеология восхождения, возрастание в любви. Иного пути нет!

-3

....

Рабочий фрагмент из книги о принципах построения общества. Они будут удаляться по мере написания новых. Чтобы на момент публикации готового произведения у издателей не возникало вопросов о уникальности текста. С ув. А. Смирнов.

Для поддержки автора

Т-Банк 2200 7004 7684 5465