Найти в Дзене
Писатель | Медь

Мать мужа требовала не помогать одинокой соседке, но Лена привела старушку прямо к ней в дом

Лена возвращалась с ночной смены, когда увидела у соседнего подъезда бабу Зину. Старушка лежала на обледеневших ступеньках у подъезда, неловко подвернув под себя руку, и смотрела в небо такими глазами, будто уже смирилась с тем, что небо - это последнее, что она увидит. Мимо прошла соседка с собакой. - Скорую вызовите кто-нибудь, - бросила она на ходу и скрылась за углом. Следом, даже не повернув головы, протопал мужчина в расстегнутой куртке. Баба Зина приходила к Лене в поликлинику на уколы. Однажды женщина увидела старушку в аптеке. Баба Зина долго пересчитывала копейки, потом положила обратно на прилавок половину лекарств и ушла, сгорбившись еще сильнее. Лене тогда хотелось догнать ее, сунуть денег, помочь, но она убедила себя, что у нее и своих проблем хватает. Что нельзя всех спасти, что чужие старушки - это не ее ответственность. А теперь эта самая чужая старушка лежала на ступеньках, и, похоже, у нее была сломана рука. - Зинаида Павловна, - Лена опустилась рядом на колени, прям

Лена возвращалась с ночной смены, когда увидела у соседнего подъезда бабу Зину. Старушка лежала на обледеневших ступеньках у подъезда, неловко подвернув под себя руку, и смотрела в небо такими глазами, будто уже смирилась с тем, что небо - это последнее, что она увидит.

Мимо прошла соседка с собакой.

- Скорую вызовите кто-нибудь, - бросила она на ходу и скрылась за углом.

Следом, даже не повернув головы, протопал мужчина в расстегнутой куртке.

Баба Зина приходила к Лене в поликлинику на уколы. Однажды женщина увидела старушку в аптеке. Баба Зина долго пересчитывала копейки, потом положила обратно на прилавок половину лекарств и ушла, сгорбившись еще сильнее.

Лене тогда хотелось догнать ее, сунуть денег, помочь, но она убедила себя, что у нее и своих проблем хватает. Что нельзя всех спасти, что чужие старушки - это не ее ответственность.

А теперь эта самая чужая старушка лежала на ступеньках, и, похоже, у нее была сломана рука.

- Зинаида Павловна, - Лена опустилась рядом на колени, прямо на лед, - я доктор из поликлиники. Сейчас я вам помогу. Сейчас все будет хорошо.

Баба Зина посмотрела на нее и заплакала.

- Доченька, - прошептала она, - спасибо тебе, конечно, но зачем ты со мной возишься? Я же чужая тебе...

- Вы не чужая, - ответила Лена и удивилась тому, как легко это сказалось, - я вас знаю, я же тут рядом живу. Кроме того, я доктор.

Она вызвала скорую помощь и поехала в травмпункт вместе с бабой Зиной.

***

В травме они просидели долго. Старушка все порывалась извиниться за беспокойство, за потраченное время, за то, что вообще существует и мешает людям жить.

Лена довезла ее до дома, помогла подняться на третий этаж и уложила на диван. Квартира у бабы Зины была крошечная и почти пустая. На подоконнике стоял цветок щучий хвост. На стене висела выцветшая фотография, на которой была изображена молодая женщина с ребенком на руках.

- Это мама моя со мной, - сказала баба Зина, перехватив ее взгляд. - Давно уже нет моей маменьки... Я одна осталась.

Лена вернулась домой затемно.

***

Лена была замужем, и они с супругом, который работал удаленно, воспитывали дочь. Недавно они лишились арендуемой квартиры и временно переехали жить к матери Олега Тамаре Петровне.

Та восприняла вторжение на свою территорию с пониманием, но при случае старалась напомнить Лене, что она в ее доме никто. У Олега в этой квартире была доля, но ввиду сложных отношений с матерью он на нее не претендовал.

Сейчас супруги активно искали новое жилье по приемлемой цене, не очень далеко от Лениной поликлиники и от школы, в которой училась дочь.

***

Свекровь ждала Лену в коридоре, руки в боки, губы поджаты, глаза как два буравчика.

- Ну и где тебя носило? - начала Тамара Петровна с порога. - Я тут весь день одна! Олежка работает, Настя учится, а потом за компьютером штаны просиживает, а я что? Я хожу по собственному дому как какое-то… привидение! А ты… Чужих старух жалеешь, а родная свекровь ей не нужна! Хороша невестушка!

Лена удивилась тому, что свекровь уже все знает. Они жили в том же доме, что и баба Зина, а их окна выходили во двор. Но тем не менее…

Она стянула сапоги, размотала шарф, сняла куртку и спокойно ответила:

- Тамара Петровна, я на работе была. Потом помогла человеку.

- Человеку! - свекровь едва ли не испепелила Лену взглядом. - А я тебе кто? Мебель? Я тут сижу одна, никому не нужная, никто меня даже не пожалеет!

Лена укоризненно посмотрела на свекровь, сытую, румяную, в теплом халате, но ничего ей не сказала. А сказать ей было что.

За все эти годы Тамара ни разу никому не помогла. Ни разу не сказала спасибо, ни разу не поинтересовалась, как дела у внучки в школе, у Олега на работе, устала ли Лена после смены. Она только жаловалась и требовала.

- Вот помру, тогда наплачетесь, - привычно закончила Тамара Петровна и удалилась в свою комнату.

***

Лена начала заходить к бабе Зине после работы. Приносила продукты и лекарства, просто сидела рядом и слушала. Баба Зина рассказывала про маму, про детство в маленьком городке у реки, про мужа, которого не стало много лет назад.

- Он звал меня «зайчишка», - с теплотой говорила баба Зина. - Смешно, да? Я никогда не была похожа на зайца. Но ему нравилось так меня называть.

Тамара Петровна, узнав про Ленины визиты, устроила скандал.

- Совсем с ума сошла! - кричала она на всю квартиру. - Чужим помогает, а своих бросает! Олег, скажи своей жене!

Олег сидел на диване и смотрел в телевизор.

- Мам, ну хватит уже, - сказал он после паузы. - Лена же помогает человеку.

- Человеку! А я? Я не человек?!

Лена не стала спорить, просто вышла из комнаты и закрыла за собой дверь. Она больше не собиралась объяснять и оправдываться. Все, хватит.

Шестнадцатилетняя Настя все видела и понимала.

- Мам, - сказала она как-то вечером, когда они вместе мыли посуду, - ты молодец. Ну, я имею в виду, ты правильно делаешь, что помогаешь бабе Зине.

- Правда? - улыбнулась Лена.

- Ага. А бабушка Тамара говорит… - начала было дочь, но тут же спохватилась. - Ну, она много чего говорит. Но ты ее не слушай, ладно?

Лена и не собиралась слушать свекровь. Всю неделю Тамара Петровна устраивала сцены и требовала прекратить ходить к бабе Зине, но Лена прекращать не собиралась.

***

А на выходных свекровь собрала родных и сказала:

- Я все решила. Квартиру эту я оформлю на свою племянницу Светочку. Она хотя бы звонит мне иногда. А вы… Раз меня тут, в моем доме, не уважают, то и живите где хотите.

- Делай как знаешь, мама, - сказал после долгого молчания Олег, - это твоя квартира.

- Ну спасибо тебе за разрешение, сынок! - усмехнулась Тамара Петровна.

Но по ее взгляду было видно, что она ждала совершенно другой реакции.

***

Несколько дней спустя у бабы Зины прорвало трубу. Она сидела на скамейке у подъезда в наспех накинутом пальто и с гипсом на руке. В здоровой руке она сжимала старую чашку, белую, с щербатым краем и отбитой ручкой.

- Ой, доченька, - сказала она, увидев подходящую к ней Лену, - не ходи ты туда. Там потоп. Сантехники только к вечеру будут.

- А вы? Вы где будете до вечера?

- Да здесь посижу. Или в подъезде. Соседей-то нет никого, все на работе, а то бы я к ним…

Лена посмотрела на ее синие от холода губы, на трясущиеся руки, на чашку, которую старушка сжимала в руке, и решительно сказала:

- Пойдемте ко мне.

- Да ну что ты, доченька, неудобно… - засмущалась баба Зина.

- Ничего не неудобно. Пойдемте.

***

Тамара Петровна встретила их в коридоре. Она смотрела так грозно, что Лене стало немного не по себе. Тем не менее она сказала:

- Тамара Петровна, у Зинаиды Павловны авария в квартире. Она побудет у нас до вечера, пока сантехники все не сделают, ладно?

- Это еще что за такое?! - словно не услышав вопроса, загудела свекровь. - В мой дом кого попало водить?! Да как ты только посмела? Да ты… Да я сейчас полицию вызову!

Баба Зина попятилась к двери.

- Я пойду, - забормотала она, - пойду, не надо, не надо ссориться из-за меня.

- И это еще что за хлам?! - Тамара смотрела на чашку в руке старушки с такой ненавистью, будто та была виновата во всех ее бедах. - В мой дом грязь тащите?!

Она шагнула вперед и выбила чашку из рук бабы Зины, она упала на пол и разбилась. Баба Зина медленно опустилась на колени и трясущимися руками стала собирать осколки.

Тут из своей комнаты вышла Настя, а за ней Олег. Настя посмотрела на осколки, на бабу Зину, на бабушку Тамару, потом молча опустилась на колени и стала помогать собирать осколки.

- Не смей! - вскинулась было Тамара Петровна, но девушка только плечом дернула.

- Вот, возьмите, пожалуйста, - сказала Настя, протягивая бабе Зине собранное.

- Спасибо… - тихо сказала старушка. - Это… была мамина чашка. Единственное, что осталось от мамы.

- Забирайте это и уходите! - завизжала Тамара Петровна. - Сейчас же!

И тут слово взял Олег.

- Мама, прекрати! - потребовал он.

Та с удивлением воззрилась на сына.

- Что ты сказа-а-ал?! - возмутилась она.

- Я сказал, прекрати, - Олег выдохнул и посмотрел на мать почти с неприязнью. - Знаешь, мам, я… Я всю жизнь тебя жалел. Думал, тебе не повезло с людьми вокруг, поэтому ты такая. А сейчас смотрю на тебя и вижу махровую эгоистку. Ты требуешь от нас какого-то уважения, но сама-то ты хоть кого-нибудь любишь?

- Я…

- Никого! - повысил голос Олег. - Ни меня, ни Настю, ни Лену, которая уже столько лет терпит твои скандалы. Никого!

- Да как ты смеешь?! - Тамара Петровна задохнулась от возмущения.

- Ты всю жизнь только и делала, что жаловалась на всех и на вся, - продолжил Олег. - А эта женщина… Вот что она тебе сделала? Она что, виновата, что у нее нет родственников, которые могли бы ей помочь?

Он пристально посмотрел на мать и добавил:

- Ты тоже будешь одинокой, мама. Уже скоро. Но захочет ли кто-нибудь помочь тебе?

Олег подошел к бабе Зине и осторожно забрал из ее рук осколки. Она смотрела на него снизу так же, как тогда, со ступенек, смотрела на Лену.

- Извините нас, - сказал он мягко, - пойдемте на кухню. А на нее не обращайте внимания. Это и моя квартира тоже. И я вас приглашаю выпить с нами чаю.

Не взглянув больше на мать, он повел старушку на кухню.

Через несколько дней Олег, Лена и Настя снова ушли на съемную квартиру. С Тамарой Петровной они почти не общаются, а вот бабу Зину Лена и Настя навещают регулярно❤️подписывайтесь, чтобы видеть лучшие рассказы канала 💞