Найти в Дзене

Украшения церкви Святого Полтиевкта. 1

Судя по находкам, которые были сделаны во время раскопок, Аниция Юлиана не жалела средств на строительство и украшение церкви Святого Полиевкта. Такой церкви еще нигде не было. Когда строительство здания церкви было окончено, в церкви начали работать декораторы-скульпторы, мозаичисты и мастера по облицовке и инкрустации. приглашенные из Рима. Это был заключительный этап строительства храма который стартовал в 526 году. Внутренние стены облицевали мрамором и богатой инкрустацией. Изогнутые поверхности сводов украсили мозаикой. Колонны были мраморные. Капители, колонны, антаблементы украсили скульптурными элементами и искусной резьбой. После уборки лесов уложили пол и установили мебель для нефа и алтаря. При раскопках нашли огромное количество фрагментов небольших фрагментов облицовки стен: египетский красный порфир, зеленый порфир из Пелопоннеса, особо твердый желтый мрамор (giallo antico) из Хемту в Тунисе, зеленая брекчия (verde antico) из Фессалии, черный мрамор с белыми вкраплениям
Интерьер церкви Святого Полиевкта. Реконструкция.
Интерьер церкви Святого Полиевкта. Реконструкция.

Судя по находкам, которые были сделаны во время раскопок, Аниция Юлиана не жалела средств на строительство и украшение церкви Святого Полиевкта. Такой церкви еще нигде не было. Когда строительство здания церкви было окончено, в церкви начали работать декораторы-скульпторы, мозаичисты и мастера по облицовке и инкрустации. приглашенные из Рима. Это был заключительный этап строительства храма который стартовал в 526 году.

Внутренние стены облицевали мрамором и богатой инкрустацией. Изогнутые поверхности сводов украсили мозаикой. Колонны были мраморные. Капители, колонны, антаблементы украсили скульптурными элементами и искусной резьбой. После уборки лесов уложили пол и установили мебель для нефа и алтаря. При раскопках нашли огромное количество фрагментов небольших фрагментов облицовки стен: египетский красный порфир,

зеленый порфир из Пелопоннеса, особо твердый желтый мрамор (giallo antico) из Хемту в Тунисе, зеленая брекчия (verde antico) из Фессалии, черный мрамор с белыми вкраплениями из Пиренеев (celticum), пурпурный мрамор с серыми и белыми прожилками из Ласоса в Карии, различные виды кремово-белого и пестрого белого мрамора из Докимиона во Фригии, розоватый пудинговый камень из Билецика в Вифинии и, конечно же, обильный белый мрамор из Проконнеса (рис. 1, 1).

-2

Рис. 1, 2

Стены украшали сложные панно, тонко инкрустированные. Битум использовали в качестве клея для крепления панно к сланцу.

Панно инкрустировали перламутровыми зубчатыми листьями, полосками желтого стекла, покрытыми сусальным золотом, бело-зеленым и темно-синим матовым стеклом, из которого вырезали прямолинейные и криволинейные фигуры, тонко вырезанными кусочками красного и зеленого порфира и giallo antico..

Эти панно были такими же богатыми, как и панно в Святой Софии, Святого Витале в Равенне и базилике Евфразия в Порече (Паренцо).

В том месте, где был алтарь, нашли шесть фрагментов колонн, покрытых инкрустацией, причем на двух инкрустация частично сохранилась. (рис. 3,4,5).

Рис.3
Рис.3
Рис.4
Рис.4
Рис.5
Рис.5

Аметистовые квадраты были обрамлены треугольниками и трапециями из матового зеленого стекла, образуя шестиугольники.

Также нашли обломки мозаичной плитки из нефа. Мозаика была выложена мраморными кусочками из белого проконесского мрамора, желтого мрамора из Фессалии и пиренейского черного мрамора. Выложен был прямолинейный геометрический узор. Мозаичные плитки укладывали в штукатурку, которая покрывала толстый слой каменной крошки. Юго-восточная часть нефа была выложена частично геометрической мозаикой. Остальная поверхность пола было засыпана каменной крошкой. По-видимому, здесь тоже мозаика украшала пол.

Есть неоспоримые доказательства того, что мозаика сводов датируется VI веком. И это важно, так как в Константинополе были почти полностью уничтожены фигурные мозаики в период иконоборчества в VIII веке. Именно в церкви Святого Полиевкта впервые в Константинополе обнаружили фигурную мозаику на сводах, датируемую VI веком.

Выложена она в прямолинейный геометрический узор. Плитки укладывали в штукатурку и покрывали нею толстый слой каменной крошки. Неф тоже был вымощен плиткой, но частично. Остальная поверхность пола нефа была засыпана каменной крошкой. Вероятно, весь пол нефа был покрыт плиткой.

Мозаика свода церкви датируется временем строительства храма, т.е. к VI веку. Это очень важно. Фигурные мозаики в Константинополе были почти полностью уничтожены во времена иконоборчества, и в церкви Святого Полиевкта фигурная мозаика свода была обнаружена впервые в Константинополе.

В 1204 году во время Четвертого крестового похода крестоносцы варварски разграбили заброшенную церковь. Важные фрагменты резьбы увезли на запад в Венецию, Барселону, Аквилею и даже Вену. (см. рис. 6).

Рис.6
Рис.6

Украшения в основном делали из проконесского мрамора. Мрамор привозили в Константинополь в виде грубо обработанных блоков. Но мрамора не хватало и поэтому были открыты новые карьеры. Резьба выполнялась уже на месте, а если рисунок был очень сложный, то вырезали его на окончательном месте.

Об этом говорит большое количество мраморных отходов, найденных при раскопках. Их использовали для набивки пола нефа. Для этой цели использовались и незавершенные изделия.

То, что детализация элементов резьбы производилась после подъема блока на место объясняет различие в использовании долота, потому что на заключительной стадии резьбы иногда опускались углы, которые были недоступны. (рис. 7).

-7

Рис.7

Резьбы была выполнена на очень высоком техническом уровне. Примечательна она решеткой и ремешками, просверленными снизу. Буйная растительность практически отделена от фона. Особенно это видно на тщательно вырезанных виноградных листьях.

Привлекают внимание великолепно сработанные павлины, форма которых практически идеально круглая. Исполнение выглядит мастерским, быстрым и уверенным. Об этом говорят следы от резца, небольшие неровности и изгибающаяся линия решеток. Они не являются строго прямолинейными, а мастерски вырезаны «на глаз».

Павлин
Павлин
Глазпавлина
Глазпавлина

Когда-то скульптура была окрашена. Кое-где сохранились следы ярко-синего пигмента. По-видимому, был и золотой цвет, и другие яркие цвета.

Если добавить полихромную облицовку, сложные инкрустации, мозаику и металлические украшения, то хроматический эффект будет впечатляющим.

На каждом из найденных фрагментов ниш, арок и угловых блоков есть надпись, которая относится к определенной части стихотворения. Буквы рельефные, каждая высотой 11 см. Над надписью вьется виноградная лоза, выглядящая очень натурально, на листьях выделены рельефные жилки. По краям листьев просверлены отверстия под углом 45°. Некоторые листья сливаются с фоном и это создает объемный эффект.

В каждой нише изображен анфас большой павлин с распущенным хвостом. На подсофитной стороне каждой арки изображено по два таких же павлина, повернутых друг к другу. Их хвосты почти соприкасаются на вершине арки, а головы расположены совсем близко друг к другу, клюв к клюву, щека к щеке.

На вершине арки виден след от разбитого хохолка павлина, где он соприкасался с перьями.

На одном из фрагментов, который обнаружил бульдозер в 1960 году, в нише была надпись 31-й строки посвятительного стихотворения (рис. 8).

-10

Рис.8

Позже раскопали еще две арки с надписями 30-й и 32-1 строк (рис. 9, 10).

Рис.9
Рис.9
Рис.10
Рис.10

Три найденных блока – арка, ниша и еще одна арка стоял рядом, а лицевая сторона каждого блока имела небольшую кривизну.

Все блоки были частью открытой криволинейной экседры – полукруглого углубления. Диаметр ее был от 4 до 7 метров.

Раскопали два угловых блока, каждый из них имели украшения на двух соседних гранях.

На левой стороне одного из блоков над надписью была вырезана витая виноградная лоза, а правая сторона имеет более формальный дизайн формальный дизайн в виде подрезанной диагональной решетки. В ее промежутках вырезаны свисающие и вертикальные виноградные листья (рис. 11).

Рис.11
Рис.11

На втором блоке вьющаяся виноградная лоза украшает правую сторону. Левая сторона с диагональной решеткой прекрасно сохранилась.

Угловыми блоками фиксировалось начало изогнутой экседры (извивающегося стебля виноградной лозы).

В 1960 году нашли также карнизы двух типов, на которых были монограммы. Оба карниза, по-видимому, служили козырьками для дверных проемов.

Первый блок нашли во время второго раскопочного сезона. Он находился в западной части нефа у большого .порога. Считается, что порог принадлежал главному дверному проему между притвором и нефом. (рис. 12, 13)

Рис.12
Рис.12
Рис.13
Рис.13

Над двумя лепнинами небольшого размера расположено несколько круглых монограмм, которые чередуются с медальонами. На каждом медальоне изображена раздвоенная пальметта с подвесными гранатами. Над ними находится ряд стилизованных растений. Два полукруглых листа изгибаются внутрь и обрамляют центральный элемент в форме лиры под двумя наложенными друг на друга рядами шариков.

Во втором огромном блоке длиной 2, 45 метра левый конец отсутствует. (рис14).

Рис.14
Рис.14

Один из фрагментов, входящих в состав второго блока найден тоже в западной части нефа.

Внизу этого фрагмента находится резьба с простым узором из трехлопастных листьев, круглый медальон с почкообразными растениями в виде яйца и стрелы. Каждое из этих растений состоит из трех пар остро зазубренных листьев. Монограммы в круглых рамках чередуются с медальонами. На этих медальонах вырезана раздвоенная пальметта, поддерживающая стилизованное дерево. Основа блока подрезана и из нее выходят два перистых листа. Над листьями располагаются два рога изобилия, из которых растут извилистые стебли с тремя ветками у каждого, одна поворачивается, соединяясь с соседней, чтобы поддерживать свисающий семилопастный лист между двумя рогами изобилия. Третья достигает верхнего края короны, где она испускает перистый внутренний лист.

Нить плюща с листьями на концах и третьим листом в середине непосредственно под свисающим пятилопастным листом, тянется между каждой парой рогов изобилия вдоль нижнего края короны.

Третий тип украшен четвертькруглой лепниной, на которой расположены чередующиеся кресты и раковины (рис. 15).

рис.15
рис.15

Этот блок находился на верхнем этаже.