Найти в Дзене
Сергей Валуйский

Единый посредник.

Киев встретил Феофила Бабиенко перезвоном тысяч колоколов. Каждый, кто приезжал в этот город, всегда замирал от восторга: широкий разлив Днепра, золотые купола церквей, утопающие в зелени каштанов. А Киев 1876 года производил на приезжего из провинции впечатление ещё более сильное, чем сегодня на современного туриста. Тогда не было телевидения и интернета — самого мощного средства, которое сейчас позволяет любому сидя дома путешествовать по миру и узнавать его тайны. Всё новое, увиденное своими глазами, становилось настоящим откровением. К тому же в те годы в Киеве ещё высились сотни храмов и церквей — многие из них позже разрушили в сталинские годы борьбы с религией или во время Великой Отечественной войны.
Киев был не просто крупным городом Российской империи и одним из её просветительских центров. Он оставался важной религиозной столицей, хранившей великие православные святыни. Сюда нескончаемыми потоками шли паломники: поклоняться мощам в Киево-Печерской лавре, молиться перед


Киев встретил Феофила Бабиенко перезвоном тысяч колоколов. Каждый, кто приезжал в этот город, всегда замирал от восторга: широкий разлив Днепра, золотые купола церквей, утопающие в зелени каштанов. А Киев 1876 года производил на приезжего из провинции впечатление ещё более сильное, чем сегодня на современного туриста. Тогда не было телевидения и интернета — самого мощного средства, которое сейчас позволяет любому сидя дома путешествовать по миру и узнавать его тайны. Всё новое, увиденное своими глазами, становилось настоящим откровением. К тому же в те годы в Киеве ещё высились сотни храмов и церквей — многие из них позже разрушили в сталинские годы борьбы с религией или во время Великой Отечественной войны.



Киев был не просто крупным городом Российской империи и одним из её просветительских центров. Он оставался важной религиозной столицей, хранившей великие православные святыни. Сюда нескончаемыми потоками шли паломники: поклоняться мощам в Киево-Печерской лавре, молиться перед иконами Святой Софии. Люди вереницами спускались в ближние и дальние пещеры, чтобы встать на колени перед гробами святых. Они верили, что эти праведники уже на небе и могут ходатайствовать за них перед Богом, быть посредниками.

Когда-то среди таких паломников был и сам Бабиенко. Он шёл со свечой по киевским пещерам, останавливался перед раками с мощами, взывал к древним святым, просил их стать посредниками между ним и Богом. Но в этот приезд он не пошёл туда, куда устремлялись толпы. Читая Библию, Феофил понял: то, что он делал раньше и что делают эти люди сейчас, не угодно Богу.

Хотя Бог открывал ему истину постепенно, Бабиенко уже начинал интуитивно чувствовать то, что позже раскрылось во всей полноте при дальнейшем изучении Писания: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5). Посредник только один — Христос. Ставить вместо Него кого-то другого — значит умалять и оскорблять Бога.

Из Библии Феофил также увидел, что праведные после смерти не переходят сразу на небо: «Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Деяния 2:34). «А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Даниил 12:13).

Смерть в Писании названа сном: «Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно» (Иов 3:12-13). «Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит» (Матфея 9:24). «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Иоанна 11:11-13).

Писание ясно говорит: умершие ничего не чувствуют, не помнят, не желают: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Псалом 6:6). «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?» (Псалом 87:11-13). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 145:4). «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем…» (Екклесиаст 9:5-10).

Поэтому обращаться в молитве даже к очень хорошим людям бессмысленно. Надежда верующих — в воскресении из мёртвых при Втором пришествии Христа: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19:25-26). «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тимофею 4:8). «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петра 5:4). «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:40). «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним…» (1 Фессалоникийцам 4:13-18).

Библия учит, что бессмертие принадлежит только Богу: «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тимофею 6:16).

Зная всё это, Бабиенко в этот приезд в Киев не пошёл поклоняться мощам и святым. Он приехал за другим — купить Библию.

Обходя лавки и магазины, он наконец нашёл долгожданную Книгу. Радость переполняла его всю дорогу обратно в Таращу. Он вёз с собой Слово Божье.

К сожалению, сегодня, когда Библию легко купить в любом магазине или скачать в телефоне, мы часто перестаём ценить это сокровище. Она превращается в красивый предмет интерьера — стоит на полке в богатых домах как элемент декора или в домах верующих просто как книга среди других. Настоящее глубокое изучение Писания почти ушло из жизни. Людей больше волнуют политики, социологи, прогнозы о будущем страны, чем то, что говорит Библия о последних днях. Политические ток-шоу собирают миллионы у экранов. Ещё популярнее передачи с экстрасенсами и астрологами — люди жаждут узнать своё будущее из их уст. Научные программы тоже делают прогнозы о судьбе планеты. А слова Библии почти никого не интересуют. В этом — одна из причин того кризиса, в котором мы живём.

Но Феофила интересовало именно то, что говорит Писание. Вернувшись в Таращу, он продолжил изучение. Теперь по вечерам к нему приходило уже не пять-шесть человек, а гораздо больше. Комната перестала вмещать всех желающих. Люди, как и сам Бабиенко, увидели: между Словом Божьим и тем, чему учит их церковь, огромная разница.

Исследуя Библию дальше, Феофил наконец нашёл ответ на вопрос о крещении детей, который ему когда-то задавали. Он увидел: крещение по Писанию возможно только над теми, кто уверовал, покаялся и принял Бога в сердце: «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои…» (Матфея 3:6). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Марка 16:16). «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деяния 2:38). «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деяния 22:16).

Маленьких детей крестить нельзя — это лишает крещение смысла. Крещение — это личный договор между человеком и Богом: человек признаёт свою греховность, кается, вверяет себя Богу. Ребёнок не может ни уверовать, ни покаяться — за него это не сделают ни родители, ни крёстные.

Крещение символизирует погребение старого греховного человека и воскресение нового: «…быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога…» (Колоссянам 2:12). «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни…» (Римлянам 6:4-5). Вода — образ могилы для греха. Поэтому крещение — полное единократное погружение, а не троекратное или окропление, как было принято в его церкви.

Чем глубже Бабиенко и его друзья изучали Писание, тем яснее видели разницу. В 1877 году они основали «Сообщество братьев, исследующих Слово Божье» и порвали с православием. Они начали проповедовать в окрестных сёлах о святости субботы, о недопустимости поклонения святым, об отсутствии бессмертия души и о скором Втором пришествии Христа.

Проповедь находила отклик у многих. В 1886 году Бабиенко решил обратиться к киевскому генерал-губернатору за разрешением построить церковь — место, куда по субботам могли бы приходить все желающие для поклонения Богу и изучения Библии.

Полный надежд, как и его единомышленники, Феофил отправился в Киев за разрешением. Прошло несколько дней, неделя — а он всё не возвращался в Таращу. Родные и друзья начали волноваться: вдруг в дороге случилась беда? Они не могли даже представить настоящую причину его долгой задержки в Киеве и оставались в недоумении…

Продолжение следует...
http://kniga-knig.info