Найти в Дзене
В Движении

Микроавтобусы СССР: редкие машины, которых почти никто не видел

"Рафик" и "буханка" - два главных советских микроавтобуса. Один до сих пор выпускают в Ульяновске, другой давно стал нарицательным. Но кроме них в СССР были и другие машины этого класса, выпущенные совсем малыми партиями. В 1957 году несколько рижских инженеров во главе с Лаймонисом Клеге собрали на молодой автобусной фабрике РАФ-10 "Фестиваль" - первый в стране микроавтобус. Имя ей дали в честь Международного фестиваля молодёжи в Москве. Десять посадочных мест, агрегаты от "Победы", близко сведённые фары и панорамное остекление - на фоне тогдашних автобусов ПАЗ этот аппарат казался машиной совсем другого класса. На "Фестиваль" сразу обратили внимание в министерствах: на его базе наконец-то можно было делать нормальные машины скорой помощи, которых стране категорически не хватало. Только вот в серии "Фестиваль" продержался недолго. В Горьком сняли с конвейера "Победу" и начали собирать ГАЗ-21, так что рижанам пришлось проектировать машину заново под другую агрегатную базу. Так появился

"Рафик" и "буханка" - два главных советских микроавтобуса. Один до сих пор выпускают в Ульяновске, другой давно стал нарицательным. Но кроме них в СССР были и другие машины этого класса, выпущенные совсем малыми партиями.

В 1957 году несколько рижских инженеров во главе с Лаймонисом Клеге собрали на молодой автобусной фабрике РАФ-10 "Фестиваль" - первый в стране микроавтобус. Имя ей дали в честь Международного фестиваля молодёжи в Москве.

Десять посадочных мест, агрегаты от "Победы", близко сведённые фары и панорамное остекление - на фоне тогдашних автобусов ПАЗ этот аппарат казался машиной совсем другого класса. На "Фестиваль" сразу обратили внимание в министерствах: на его базе наконец-то можно было делать нормальные машины скорой помощи, которых стране категорически не хватало.

Только вот в серии "Фестиваль" продержался недолго. В Горьком сняли с конвейера "Победу" и начали собирать ГАЗ-21, так что рижанам пришлось проектировать машину заново под другую агрегатную базу. Так появился РАФ-977.

Примерно тогда же, в 1957-1958 годах, на той же фабрике появился РАФ-8 "Спридитис" - "Мальчик-с-пальчик" по-латышски. 8-местный микроавтобус на москвичёвских агрегатах от модели 407. Полноценный однообъемник на базе "Москвича".

-2

Машинку хотели довести до серии с новым индексом РАФ-978, но к 1960 году стало ясно, что завод физически не потянет два автомобиля одновременно. Все силы бросили на РАФ-977, а "Мальчик-с-пальчик" так и остался в единичных экземплярах.

В финале "Кавказской пленницы" мелькает микроавтобус, увозящий героиню Нину. Многие зрители принимали его за иномарку. На самом деле это "Старт", собранный на Северодонецкой авторемонтной базе в 1963 году. Стеклопластиковый кузов, волговское шасси от ГАЗ-21, дизайн художника-конструктора Юрия Андроса.

-3

Мотор разместили внутри салона, и его выступающий кожух приспособили под столик для пассажиров. В декабре 1963-го машину выставили на ВДНХ, показали по Центральному телевидению и напечатали фото в "Правде".

При волговском ценнике в 5000 руб. "Старт" стоил 9500 руб., потому что каждая кузовная панель выклеивалась вручную. По разным данным, с 1963 по 1970 год на всех площадках собрали от 150 до 200 экземпляров: порядка сотни в Северодонецке, примерно 20 в Луганске, около 10 в Донецке (под именем "Донбасс") и ещё 70 шт. в Коростене Житомирской области.

Один экземпляр чёрного цвета числился при Дворце культуры химиков и прослужил до 1980 года. Однако стеклопластик подвёл: на морозе кузов трескался и деформировался. Поддержки от министерства машина не получила, поставки волговских комплектов с ГАЗа прекратились, и производство само собой сошло на нет. Место "Старта" заняли рижские и ульяновские машины.

РАФ-977 "Латвия", в отличие от штучных машин, встал на конвейер всерьёз - с 1959 по 1976 год. Годовой выпуск достигал 3 тыс. шт., и даже этого не хватало.

-4

Дефицит был таким, что грузовой фургон РАФ-977К в Риге просто не могли поставить на поток параллельно с основной моделью. Документацию передали в Ереван, где специально для этого построили новый завод. Так в 1966 году родился ЕрАЗ-762, по сути рижская конструкция из 50-х, воспроизведённая на армянском предприятии.

Внешне почти копия "рафика", но качество сборки оставляло желать много лучшего: по данным эксплуатирующих организаций, больше пяти лет ереванские фургоны обычно не выхаживали.

-5

И при этом модель без принципиальных переделок продержалась на конвейере ЕрАЗа ровно 30 лет, до 1996 года! Поэтому если вы видите на дороге "круглый рафик" с характерной мордочкой из 60-х - почти наверняка это не рижская, а ереванская машина.

Когда же в 1975 году с конвейера нового завода в Елгаве сошёл РАФ-2203, это был уже тот самый "рафик" из позднесоветской повседневности - маршрутка, скорая, милицейский фургон. Агрегаты от ГАЗ-24, несущий кузов вагонной компоновки, мощность предприятия - 17 тыс. машин в год.

Для московской Олимпиады-80 подготовили специальные модификации. Машина оказалась крепкой: болгарская экспедиция на Килиманджаро прошла на "рафике" больше 12 600 км по африканским дорогам и обошлась без капитального ремонта.

-6

Прозвище "рафик" со временем приклеилось вообще ко всем небольшим микроавтобусам, и даже после 1991 года многие продолжали так говорить по привычке. Производство закрыли в 1997-м, когда нижегородская "Газель" забрала весь рынок.

С конвейера РАФ последней сошла машина для скорой помощи. Строительство Елгавского завода в своё время пролоббировали именно медики, которым позарез нужен был санитарный транспорт, и медицинской машиной конвейер закончил свою работу.