Найти в Дзене

«Василий Буслаевич и новгородцы», или Как выжить после удара дубиной по колоколу

Пост навеян подготовкой к экзамену по фольклору. Для подготовки мне требуется изучить несколько тем. Одна из тем носит название: «Героический эпос. Былины». Необходимо ознакомиться с материалом и законспектировать четыре статьи про былины из книги В.Я. Проппа «Русский героический эпос». Начала я работу с книгой Проппа с былин про Садко и Илью Муромца. Эти былины оказались очень интересными для изучения, потому что обилие различных вариантов развития сюжета было просто потрясающим. Главные герои былин представали перед глазами очень ярко. Садко и Илья Муромец демонстрировали ум, отвагу и восхищали самоотверженностью. Гротеск как одно из характерных для былин средств выразительности добавлял героям еще больше очарования, и они выглядели прекрасно в моих глазах, да и, думаю, не только в моих. Когда я прочла былину «Микула Селянинович и Вольга», то торжественное настроение изменилось на веселое. Сама идея былины достаточно интересна, хоть и к героизму на первый взгляд имеет мало отношения.

Пост навеян подготовкой к экзамену по фольклору. Для подготовки мне требуется изучить несколько тем. Одна из тем носит название: «Героический эпос. Былины». Необходимо ознакомиться с материалом и законспектировать четыре статьи про былины из книги В.Я. Проппа «Русский героический эпос».

Начала я работу с книгой Проппа с былин про Садко и Илью Муромца. Эти былины оказались очень интересными для изучения, потому что обилие различных вариантов развития сюжета было просто потрясающим. Главные герои былин представали перед глазами очень ярко. Садко и Илья Муромец демонстрировали ум, отвагу и восхищали самоотверженностью. Гротеск как одно из характерных для былин средств выразительности добавлял героям еще больше очарования, и они выглядели прекрасно в моих глазах, да и, думаю, не только в моих.

Когда я прочла былину «Микула Селянинович и Вольга», то торжественное настроение изменилось на веселое. Сама идея былины достаточно интересна, хоть и к героизму на первый взгляд имеет мало отношения. Былина прославляет труд крестьянина, противопоставляя его жизни феодального князя Олега (в былине Вольга). Князь по закону жанра должен быть унижен трижды. Первое испытание проваливает его дружина, не сумев поднять соху Микулы (спешу заметить, всем составом), которую Микула легко поднимает одной рукой. А затем уже сам князь Вольга демонстрирует плохие результаты как в области верховой езды, так и в знании лошадиного экстерьера.

-2

Язык былины очень красивый и напевный. В тексте часто используется анафора, эпифора и анадиплосис, которые мне как филологу просто ласкают слух. Не отвергая идею былины, которая мне действительно очень отзывается, я не могла все-таки не улыбнуться, читая описание главного героя, в котором очень явно вырисовывается гротеск:

Как орет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да помётывает,

А пенье-коренья вывёртывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

Как утверждал Пропп: «Точно так же описывается и сам Микула. На нем все самое лучшее и дорогое. Певцы в этом отношении не всегда соблюдают меру. Их не останавливает, что, например, соболиная шуба никак не вяжется с пахотой. Но эта соболиная шуба, так же как и другие детали наряда Микулы, только выражает любовь и уважение к нему народа».

В некоторых версиях былины он в шубе, а в некоторых — в кафтане. Главный гротеск заключается в том, что Микула вспахивает не поле, а лес, да еще и с каменистой почвой. В одних версиях он выкорчевывает пни, а в других — целые деревья. Вот мне живо и представилась картина: идет мужик в шубе соболиной (весной!!!) с плугом по лесу, а во все стороны летят деревья, пни и булыжники. Тут поневоле таким оратаем заинтересуешься. Поражение Вольги было неминуемым. Против такой силы устоять невозможно!

Но самое мощное впечатление на меня произвела былина о Василии Буслаевиче. Если в былине о Микуле смысл вырисовывается очень четко, сама идея прославления крестьянина звучит пусть несколько наивно, но внятно и очень патриотично, то эта былина меня порядком озадачила в силу двоякой трактовки. Разветвленность сюжета не только очень сильно запутала исследователей, но и произвела весьма неоднозначное впечатление на меня как на читателя, даже учитывая комментарии Проппа.

Здесь, конечно, можно придумать логичное вполне объяснение в виде классовой борьбы (рабочего класса и знати) в Новгороде того времени. Эту версию высказывал писатель Максим Горький. Но то ли рабочий класс в то время был уж очень неприглядным, то ли авторы (в частности Кирша Данилов) перестарались, то ли правильная идея привязана к очень неудачной форме изложения, но я вижу ровно то, что вижу, и это вызывает неудержимый смех. Особенно смешно, когда пытаешься изложить сюжет без «завитушек», что я сейчас и сделаю.

-3

Начинается былина с описания детства Василия. Он родился в богатой семье. Буслай был зажиточным новгородцем, он умер и оставил Васе хорошее наследство. Воспитанием Васи начала заниматься мать и его крестный отец, который являлся священнослужителем и старался привить воспитаннику все лучшие человеческие качества. Но труды их оказались напрасными. Василий с детства начинает доставлять головную боль окружающим. Его любимое развлечение — пьянствовать и наносить травмы боярским детям. Именно привязка к нанесению травм лишь определенному сословию наводит исследователей на идею классовой борьбы и изучение былины именно в этом ключе. Национальный герой растет, не иначе:

Со пьяницы, со безумницы,

С веселыми удалыми добрыми молодцы,

Допьяна уже стал напиватися,

А и ходя в городе, уродует:

Которого возьмет он за руку, —

Из плеча тому руку выдернет;

Которого заденет за ногу, —

То из гузна ногу выломит;

Которого хватит поперек хребта, —

Тот кричит-ревет, окарачь ползет.

Идут годы, Вася растет, мать и крестный отец учат его грамоте, а в голове у парня к лучшему ничего не меняется. Он хочет собрать дружину, чтобы воевать против новгородской знати. Сам он, к слову, не из бедных. Возможно, именно это и должно подкупить читателя: презрение к богатству и тяга к простому народу. Вася тянется к простому народу (ремесленникам) и зовет людей на пир. Но пир этот непростой. В дружину берут не всех желающих. Будущие дружинники должны пройти непростое испытание.

Со слов Проппа это выглядит так: «Пришедшая толпа узнает новое условие. На дворе стоит огромный чан вина в сорок бочек и чара в полтора ведра. Сам Василий Буслаевич стоит около чана с огромным вязом. На пир приглашаются только те, кто сумеет поднять и выпить чару и вынести удар по голове червленым вязом».

-4

Иными словами, в переводе на доступный язык, будущий дружинник должен был принять на грудь полтора ведра вина и выдержать последующий удар дубиной по голове. Тогда он считался принятым. Думаю, само решение конкретного ремесленника пойти на такого рода испытание должно говорить многое о его личности... Но главная вишенка на торте заключалась в том, что выжившие после испытания новоиспеченные дружинники шли пить дальше:

Кто изопьет чару зелена вина,

Мерой чару полтора ведра,

Весом чару полтора пуда,

И кто истерпит червленый вяз,

Тот ступай на почестныи пир.

После сбора дружины наступает кульминация былины: бой на Волховском мосту. Начинается конфликт снова с пьянки: дружина Василия пирует в братчине и начинается драка. Василий на тот момент отсутствует, а возвратившись, не может урегулировать конфликт своих пьяных дружинников с пьяными новгородцами, а, возможно, просто не хочет этого делать. Иначе какой смысл имеет сбор дружины против новгородцев в принципе?

Со слов Проппа это звучит так: «Он не довольствуется теми крупными или мелкими стычками, которые происходят. Он вызывает на бой весь Новгород, причем бой этот обставляется договором о том, на каких основаниях он должен вестись. Если Василий вызывается «биться, драться на весь Новгород», то слова «весь Новгород» не должны пониматься буквально. Ясно, что, совершая сделку с князем или со старостами братчины, Василий имеет против себя не весь Новгород, а его верхушку и нанятую ею силу. Так как они держат в руках власть, они могут поднять на бой весьма значительные силы».

После стычки со знатью Вася возвращается домой. Мать его огорчается и пытается оградить сына от опасности. По разным версиям она его запирает в клетке, привязывает или иными способами обеспечивает невозможность его перемещения в пространстве: «Она сажает его в «клеточку железную», за решетки и замки или в глубокую яму, в погреб под каменную плиту, заковывает его в кандалы, или приковывает к стене, или всего его окутывает шелковыми веревками».

Но для Васи все не так грустно, как кажется на первый взгляд: для полной ликвидации боевой активности Василия мама дает ему его любимый алкоголь и он засыпает сном младенца... Пока Вася спит, мама пытается урегулировать конфликт с Новгородской знатью, но получает решительный отказ.

-5

На следующее утро выжившие после пьяной драки дружинники идут на мост биться со знатью. Вася в это время мирно спит дома. Дружина не может справиться с противником. И тут на арену выходит девка-чернавка (подневольная Василия), которая в одиночку наносит по новгородцам решительный удар коромыслом, положив несколько десятков (по некоторым версиям былины и сотен) противников, а потом будит Васю ото сна, предварительно выломав невзначай несколько замков:

Бросала она ведро кленовое,

Брала коромысла кипарисова,

Коромыслом тем стала она помахивати

По тем мужиками новогородскиим,

Прибила уж много до смерти.

И тут девка запышалася,

Побежала ко Василыо Буслаеву,

Срывала замки булатные,

Отворяла двери железные:

«А и спишь ли, Василий, или так лежишь?

Твою дружину хоробрую

Мужики новогородские

Всех прибили, переранили,

Булавами буйны головы пробиваны».

Ото сна Василий пробуждается,

Он выскочил на широкий двор, —

Не попала палица железная,

Что попала ему ось тележная,

Побежал Василий по Нову-городу,

По тем по широким улицам.

Пробудившийся ото сна Вася освобождается от оков, хватает ось и бежит расправляться с неприятелем. Он укладывает за час остатки новгородской знати, выжившей после боя с чернавкой, пугает всех вокруг и начинает в некоторых версиях былины даже наносить урон городским зданиям, которые, не совсем ясно, чем перед ним виноваты. Не совсем понятно и то, в чем виноват старец, который хочет утихомирить разбушевавшегося Васю. Вид у старца метафоричный, на голове его колокол, что символизирует старый традиционный Новгород. Вася лихо с ним расправляется все той же осью, да так лихо, что у старца глаза вываливаются из орбит:

Ударил он старца во колокол

А и той-то осью тележною, —

Начается старец, не шевельнется.

Заглянул он, Василий, старца под колоколом, —

А и во лбе глаз уж веку нету.

Заканчивается все это странное действо тем, что Вася продолжает громить здания и за ним приходит мама. Она или уводит, или, закутав предварительно в шубу, уносит разбушевавшегося сынулю домой. Вот так героически заканчивается былина о подвигах Василия Буслаевича.

-6

Что могу сказать: принимая все идеи, которые демонстрируют классовую борьбу, оцениваю некоторые версии данной былины в большей степени как комичные. Неплохо было бы сократить употребление спиртного героя (или рассказчика). Образ главного героя симпатии к себе явно не вызывает. Сочувствовать классовой борьбе такого человека не очень хочется, зато читать занятно. Сюжет этой былины останется долго в моей памяти.