Найти в Дзене
Фантастика и попаданцы

Новинки жанра "попаданцы в прошлое" №457

В этом выпуске у нас, как обычно, представлены работы самых разных направлений - от умеренных роялей до полноценного симфонического оркестра в кустах. И среди них нашёлся проект, официально выдвинутый на соискание Премии Лесника. Книга уверенно вошла в шорт-лист года и уже поборется за главную статуэтку в категории «Текст, преодолевший здравый смысл». Экспертное жюри отметило её как одну из самых заметных работ сезона в области смелого обращения с логикой, языком и базовой грамотностью. Номинация присуждена единогласно. Академики не смогли пройти мимо. 1. Попаданец. Моонзунд. Я изменил приказ Вячеслав Гот АННОТАЦИЯ: 1917 год. Балтийский флот России стоит на пороге катастрофы. Командование отдаёт приказы, которые обречены на провал. Корабли гибнут, моряки умирают, и казалось бы изменить ход событий невозможно. Но капитан 2-го ранга Андрей Соколов не обычный офицер. Попав в прошлое из XXI века, он знает исход каждой битвы. Он не может кричать, что знает будущее, но может тонко изменить

В этом выпуске у нас, как обычно, представлены работы самых разных направлений - от умеренных роялей до полноценного симфонического оркестра в кустах. И среди них нашёлся проект, официально выдвинутый на соискание Премии Лесника.

Книга уверенно вошла в шорт-лист года и уже поборется за главную статуэтку в категории «Текст, преодолевший здравый смысл». Экспертное жюри отметило её как одну из самых заметных работ сезона в области смелого обращения с логикой, языком и базовой грамотностью.

Номинация присуждена единогласно. Академики не смогли пройти мимо.

1. Попаданец. Моонзунд. Я изменил приказ

Вячеслав Гот

-2

АННОТАЦИЯ: 1917 год. Балтийский флот России стоит на пороге катастрофы. Командование отдаёт приказы, которые обречены на провал. Корабли гибнут, моряки умирают, и казалось бы изменить ход событий невозможно.

Но капитан 2-го ранга Андрей Соколов не обычный офицер. Попав в прошлое из XXI века, он знает исход каждой битвы. Он не может кричать, что знает будущее, но может тонко изменить расстановку сил, предугадать ошибки командования и спасти тех, кто, по истории, должен был погибнуть.

Это история о человеке между двумя временами, о флоте, который мог бы победить, и о цене каждой ошибки. Моонзунд больше не станет позором но герою придётся заплатить кровью за каждое своё решение.

ПРИМЕЧАНИЕ: Опять старая беда авторов, которые ленятся (или боятся?) немного усложнить жизнь своему герою. В новом романе не один и не два "рояля в кустах", это целый симфонический оркестр, выезжающий на сцену с первых страниц. Профессор истории попадает именно в то тело, которое ему нужно (капитан 2-го ранга), и именно в тот момент, который ему нужен (накануне Моонзунда, по которому он читал лекции!). И тут же его назначают старшим штурманом, чтобы он мог "тонко влиять" на адмирала. Это уже не судьба, это ленивый Deus ex machina.

-3

Кроме того, убивают диалоги-проповеди. Каждая реплика – это возможность для Андрея Соколова почитать лекцию о своей исключительности, о "ценности жизни" и "глупых приказах". Адмиралы и матросы либо тут же проникаются его "правдой" (Бахирев, Волков), либо становятся карикатурными злодеями (Непенин). Моральные дилеммы, которые могли бы быть интересными, сводятся к "я умный, а вы дураки, но я вас спасу".

Наконец, эмоциональная манипуляция: Постоянное упоминание "списков погибших" и "глаз Катьки" призвано вызвать сочувствие, но в контексте всезнающего героя это выглядит как попытка выдавить слезу. Когда он в очередной раз говорит "я играю в Бога, Волков" после спасения сотен жизней, при этом не особо-то и переживая за глобальные последствия, это вызывает скорее раздражение. Увы, пока все это даже на троечку не тянет.

2. Империя Теней

Deni Band

-4

АННОТАЦИЯ: История начинается в Лубянской тюрьме КГБ. Серёжа, заключённый за оскорбление влиятельного лица, использует свои современные знания, чтобы подружиться с сокамерником Петровым, и, используя законы физики, создаёт инструменты для организации грандиозного взрыва, успешно сбежав.

После побега в Горький он начинает заниматься фармацевтической деятельностью, быстро вербуя местных бандитов и влиятельных боксёров в качестве ключевых членов, формируя команду. Через стюардессу Тоню он налаживает канал контрабанды предметов роскоши, стремительно расширяя свой бизнес. Это вызывает гнев местного главаря банды «Ф», и после кровавой схватки Серёжа безжалостно устраняет своего конкурента, становясь гегемоном местного чёрного рынка.

Чтобы решить кризис с поставками, он нацеливается на тюменские нефтяные месторождения, разрабатывая сложную схему «нефть в обмен на продовольствие», объединяя ресурсы мелких торговцев и создавая транснациональную контрабандную сеть с крупными покупателями из Восточной Гер

ПРИМЕЧАНИЕ. Тут у нас великий роман. Автор, к сожалению, бросил над ним работу на 73 главе, но и уже написанное - смелая заявка на шедевр. Говорить о сюжете смысла нет, автор попытался изложить его в аннотации, но не смог закончить - сработал лимит сайта на длину сообщения. Но КАК это написано… Думаю, текст займёт свое заслуженное место в анналах “Премии лесника”.

Поехали: первая глава, первый абзац. Тут уже можно остановиться, потому что кажется: хуже быть не может. “Хотя он не мог видеть, что происходит перед ним, он чувствовал, что его подвесили, а рядом стояли несколько человек в форме, словно допрашивая его. Он не понимал, что происходит.” Ну и далее в том же стиле.

-5

Во второй главе некий старик в одной камере с ГГ рассказывает, за что сидит. Внимание: следующая цитата может привести к непоправимым последствиям и несёт прямую угрозу психике читателя. Я предупреждал. “– Спасибо вам, отец. Я буду вести себя смирно, – ответил Серёжа.

– А вас за что посадили? – спросил он затем.

– За то, что прикончил комсомольского секретаря, который крутил роман с моей женой, пацан, – проговорил Петров.” Тут я сломался и малодушно закрыл вкладку. Так и не узнал, с помощью каких законов физики взорвали Лубянку.

Резюме: сюжет 1 из 10, стиль 0 из 10, диалоги 0,5 из 10, логика 0 из 10.

Рекомендовать можно только в качестве основы сценария для телесериала.

3. Государевъ советникъ

Ник Тарасов, Ян Громов

-6

АННОТАЦИЯ: Айтишник из 2026 года, очнулся в Российской Империи начала XIX века никем. Единственный его актив — инженерный ум.

Судьба сводит его с юным Великим Князем Николаем, которого муштрует садист-воспитатель, превращая в будущего "Николая Палкина".

Наш герой пытается "перепрошить" сознание мальчика, воспитав в нем не тирана, а просвещенного лидера. Но его вмешательство, каждая попытка изменить ход истории, лишь разжигает ярость всевластного генерала Ламздорфа, готового на все, чтобы стереть чужака в пыль.

Сможет ли он выжить в эпохе кнута и сабли, изменить судьбу будущего Императора и при этом не погибнуть в водовороте дворцовых интриг?

ПРИМЕЧАНИЕ: В очередной раз мы сталкиваемся с тем, что человек из будущего, занимающийся кибербезопасностью (а не, скажем, военной историей или физикой XVIII века), внезапно обладает энциклопедическими знаниями обо всем. От устройства печей и баллистики ядер до тактики Аустерлица и личности Бенкендорфа. И, конечно же, эти знания тут же становятся бесценными, а до него никто не догадался, что ядро летит по параболе.

Убивают постоянные сравнения с миром 2026 года. Каждая сцена, каждая эмоция сопровождается отсылками к IT, криптобиржам, роботам-пылесосам "Веникам" и "Kernel Panic". Это, конечно, должно подчеркнуть контраст, но на деле превращает внутренний монолог героя в бесконечный сеанс тимбилдинга на корпоративе. "Мой план по стратегическому отступлению рухнул быстрее, чем криптобиржа во время кризиса" – да, Максим, мы поняли, ты айтишник.

-7

Удивительная удача и везение. Главный герой, грязный холоп, с первой же попытки наглым образом выдумывает легенду про "фон Шталя" и Бенкендорфа, которая не только спасает ему шкуру, но и продвигает его по "социальному лифту" в печники (передаем привет Злотникову с его Трубочистом императора). А потом, случайно подслушав мучения Николая, ГГ моментально закрывает его инженерную проблему - да так эффектно, что будущий император тут же бросает ему яблоко, будто особо одарённой обезьянке в зоопарке, и замирает от восторга. «Рояль в кустах» здесь не просто стоит - он развернулся в полный рост и уже наяривает «Реквием» Моцарта.

Если вы – тот самый любитель жанра, который тщательно отбирает книги, ценит глубокий сюжет, историческую достоверность, нешаблонных персонажей и отточенный литературный язык, то "Государевъ советникъ" скорее всего вызовет у вас приступы фейспалма и ностальгию по временам, когда "попаданцы" были чем-то свежим. Тут сюжет, увы, едет по устоявшимся рельсам.

4. Не своя эпоха

Леша

-8

АННОТАЦИЯ: Пенсионер перенесен в древнюю русь 10-11 век

ПРИМЕЧАНИЕ: Итак, перед нами Сергей Громов, человек-оркестр, пенсионер, который еще вчера уютно корпел над криминалистической экспертизой наконечника сулицы, а сегодня... "Боль была первой. Острая, горячая, исходящая из виска." Да, друзья мои, так начинается любое утро вторника, но у Сергея все серьезнее: он просыпается в теле подростка, в X-XI веке, в Древней Руси. После стандартного набора "галлюцинация, инсульт, психический срыв" ему является некое "Присутствие", которое выдает четкий, как инструкция к компьютерной игре, набор команд: "НАБЛЮДАЙ. СУДИ. ДЕЙСТВУЙ. ШАНС — ОДИН. ВОЗВРАЩЕНИЯ — НЕТ." Заметьте, без всяких там "проснись, Нео".

Далее наш герой, назвавшийся Велемиром, мастерски преодолевает языковой барьер с помощью подростка Гриньки и вареной репы, выдумывает трогательную легенду о гибели рода от кочевников (куда же без них!). И тут начинается самое интересное: оказывается, его аналитический мозг и увлечение холодным оружием немедленно переводятся в практические знания по металлургии! Он учит местного кузнеца Тугарина, как ковать "поющий металл", производит ножи и супер-веревки, которые моментально приносят выселкам неслыханный успех на торге. "Один в поле не воин? Ха!" — смеется наш Сергей-Велемир, став "стратегическим активом".

Но, как водится, "большая сила влечет большую ответственность"... или, в данном случае, большой геморрой. Местный боярин, наслышанный о чудо-кузнеце, без лишних реверансов реквизирует нашего попаданца. В Городище, уже под именем Вельки, он продолжает свою блестящую карьеру, демонстрируя бояринову кузнецу Гавриле "отцовские секреты" по искрам и складыванию металла. И вишенка на торте: священник отец Варлаам, заметив отсутствие креста, не только крестит его заново, но и вводит в церковную иерархию, поручая подавать книги и... тайно освящать угли "огненной водой", чтобы "дух огня унялся". Да, друзья, "наше дело правое, победа будет за нами!", особенно когда у нас есть и сталь, и святая вода.

Давайте будем честны: наблюдать за тем, как человек из нашего времени, вооруженный лишь знанием (и немного удачей), выживает в дикой, неизведанной эпохе, всегда занимательно. Автор очень четко следует канонам жанра "попаданца", что для определенной аудитории, несомненно, будет плюсом. Если вы любите, чтобы сюжет двигался стремительно, а главный герой с завидным постоянством вытаскивал из рукава рояли, то эта часть книги — для вас. Есть некая... функциональность в повествовании. Все идет строго по плану: проблема – решение – следующая проблема – следующее решение. Нет лишних метаний, глубоких психологических переживаний (кроме первой главы), затянутых описаний. Мы здесь не для того, чтобы думать, а для того, чтобы наблюдать, как Сергей Громов, словно игрок в стратегии, раскачивает свои скиллы.

Сергей Громов, – это, по сути, интерактивный справочник "Как выжить в Древней Руси" с функцией "Читы включены". Заявленный "инженер на пенсии, увлекающийся аналитикой и холодным оружием", почему-то вдруг становится гуру металлургии, причем настолько гениальным, что местные кузнецы, десятилетиями работающие с металлом, сразу же признают его превосходство. Его "паника, которую он десятилетиями держал в глухой, бронированной клетке", длится от силы полчаса, после чего он, словно терминатор, переключается в режим "выживание и доминация".

-9

Языковой барьер? "Пффф, тьфу!" – говорит автор. Недели обучения с Гринькой - и наш герой уже может общаться. Не хватает креста? Не беда, добрый священник даст! Ложь ГГ о "кузнеце-отце" и "кочевниках" принимается на веру всеми, включая проницательного боярина и строгого священника. Никаких тебе сложных интриг, недоверия или разоблачений – просто вера в чудо-мальчика.

Кому такой сеттинг заходит - добро пожаловать! Кому такой плоский мир Древней Руси покажется декоративным - проходите мимо.