В наши дни, особенно в большие праздники, храмы наполняются тысячами людей. Они ставят свечи, крестятся, кланяются иконам, молятся. Это замечательно, что люди помнят о Боге. Но если после службы подойти почти к каждому и спросить: какой сегодня праздник, о чём говорит Евангелие в этот день, какое значение он имеет для нашей жизни — ответов будет очень мало. А если продолжить и спросить: как этот праздник меняет твою повседневную жизнь, как влияет на твои решения, мысли, поступки — чаще всего услышишь удивлённое молчание или пожимание плечами. Если же зайти ещё дальше и спросить о смысле символов богослужения, о действиях священника, о чине службы — ответов почти не будет. Многие скажут: я просто прихожанин. Моя задача — прийти в праздник в храм, поставить свечку, поклониться иконе, подать милостыню, прошептать «Отче наш» — и всё. Но что значит это «всё»? Это и есть весь наш долг перед Богом и ближним?
Такой подход очень напоминает советские демонстрации седьмого ноября. Пришёл, отстоял, отбыл номер — свободен. Явка была полудобровольной: в одном случае боялись неприятностей на работе, в другом — суеверного страха: вдруг что-то случится, если не пойду, или совесть замучает. В основе и там, и здесь — выполнение обряда. При этом мало осмысленности, мало личного выбора. Зато много привычки, традиции, «стадности». Именно это и стало одной из главных причин, почему, казалось бы, монолитная православная Россия после революции так быстро начала громить те самые храмы, в которые буквально несколько дней назад ходила с трепетом. Плоды религии прихожанина оказались горькими.
Но далеко не все люди хотели и хотят жить такой верой. Среди них был Феофил Арсентьевич Бабиенко. Он родился в 1850 году под Киевом, в местечке Тараща. (Кстати, в дореволюционных документах и на иностранных языках его имя часто писали как Теофил, поэтому в старых бумагах и книгах инициалы стоят Т. А., а не Ф. А. То же самое с его сыном Феофилом Феофиловичем — в документах он значится как Теофил Теофилович, и подписывался чаще всего Т. Т. Бабиенко.)
По отцовской линии Феофил происходил от крупного польского землевладельца и генерала XVIII века Гордовского — многие его поместья были на Украине. История тех веков полна войн между Польшей, её украинскими владениями и Россией. В одной из таких войн генерал Гордовский погиб. Его жена, боясь мести местного населения, быстро вышла замуж за управляющего имением — Бабиенко. У неё уже был двенадцатилетний сын от первого брака — Арсентий. Этот мальчик стал отцом Феофила. Арсентий был хорошим художником, писал картины и иконы, которые хорошо покупали. В его паспорте стояла двойная фамилия Гордовский-Бабиенко, но в бумагах поместья он значился просто Гордовский.
Юность Феофила омрачилась тем, что польские магнаты отобрали у семьи поместье. Подробности и причины сегодня установить трудно. Но факт остаётся: семья оказалась в нужде. Мальчик начал зарабатывать тем же, чем отец — писал иконы. Вместе с поместьем отпала и дворянская фамилия Гордовский, осталась простая украинская — Бабиенко.
Феофил обладал не только художественным, но и музыкальным даром. Со временем он стал регентом в православной церкви местечка Тараща. Там же женился на богобоязненной девушке Екатерине Ступке. Благодаря хорошей дикции священник поручил ему каждое воскресенье читать Псалтырь на клиросе. Феофилу очень полюбилась эта библейская книга. Он попросил у священника разрешения брать её домой. Зная порядочность и искреннюю веру Бабиенко, батюшка разрешил.
Каждый вечер после работы Феофил садился за стол и читал Библию. Соседи узнали, что у регента церкви есть Библия, и стали приходить послушать. В те годы Библия была большой редкостью. Даже в больших городах её было трудно купить, а в маленьких сёлах, вроде Таращи, она вообще отсутствовала.
Бабиенко просто читал Библию вслух вместе со своими слушателями. Они не брали никаких толкований, комментариев, энциклопедий — таких книг тогда почти не было. Ввоз протестантской литературы в Россию запрещали, а православные богословские труды были либо на греческом, либо на старославянском. Редкие издания на русском языке имели только высшие иерархи и духовные академии.
Они просто читали Слово Божье. Чем больше Феофил читал, тем яснее видел: многие учения его церкви, которую он любил и в которой служил своими талантами, не согласуются с Библией. В некоторых очень важных вопросах они даже прямо ей противоречили. Позже, когда его сослали за «еретические взгляды» на Ставрополье, он поймёт гораздо больше. Но уже тогда его младенческая вера начала открывать глаза.
Одним из первых открытий стала суббота. До чтения Библии Феофил был уверен: суббота дана только евреям как часть их обрядов. Христос её отменил, а апостолы в память воскресения стали праздновать воскресный день. Но, читая Писание, он увидел совсем другое.
Во-первых, суббота — памятник Божьего творения и дана всему человечеству: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1-3). Бог особо выделил и благословил этот день, и Его благословения распространяются на всех, кто его святит.
Во-вторых, суббота — не часть обрядового закона, данного Моисею только для евреев, а часть вечного Десятисловия, четвёртая заповедь из десяти гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Суббота стоит в одном ряду с «не убий», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать». Почему же одни заповеди признают, а эту убирают?
В-третьих, Христос не отменял субботу и закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфея 5:17-18).
В-четвёртых, Христос Сам по обыкновению проповедовал именно в субботу: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать…» (Луки 4:16-22).
В-пятых, Христос побуждал учеников помнить о субботе даже через много лет после Своего вознесения: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Матфея 24:20). Эти слова о разрушении Иерусалима исполнились через сорок лет. Христос не сказал «в воскресенье», а именно «в субботу».
В-шестых, ученики Христа продолжали святить субботу: «День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Луки 23:54-56). «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» (Деяния 17:2).
В-седьмых, воскресенье (первый день недели) упоминается в Библии всего шесть раз, и нигде оно не противопоставляется субботе как день поклонения. В 1 Коринфянам 16:1-2 речь просто о сборе пожертвований в первый рабочий день недели.
В-восьмых, ученики утверждали закон верой: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Римлянам 3:31).
В-девятых, суббота остаётся для народа Божьего: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евреям 4:9).
В-десятую, только соблюдающие заповеди войдут в вечный Иерусалим: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14).
В-одиннадцатых, суббота будет праздноваться в вечности: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Исаия 66:22-23).
В-двенадцатых, Господин субботы — Сам Христос: «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марка 2:28). Если Господин субботы не отменял её, то кто посмел это сделать?
Ища ответ, Феофил нашёл его в пророчествах: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога…» (2 Фессалоникийцам 2:3-4). И в Даниила: «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон…» (Даниил 7:25).
Значит, отступление произойдёт внутри церкви, под маской христианства. И в последние дни Бог восстановит Своё знамение: «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иезекииль 20:20). «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой… то будешь иметь радость в Господе…» (Исаия 58:13-14). И в Откровении: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откровение 14:12).
Трепетно перелистывая страницы, Феофил понял: суббота дана всему человечеству, она часть неизменного закона, её соблюдал Христос, апостолы, она будет в вечности. Отменена она властью антихриста. В последние дни каждый верный Богу должен её святить, чтобы не попасть под суды и быть в числе спасённых.
Но как правильно святить субботу? Ответ тоже в Библии: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…» (Левит 23:32). «И застроятся потомками твоими пустыни вековые… Если ты удержишь ногу твою ради субботы… и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами…» (Исаия 58:12-14). «И отложили то до утра, как повелел им Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем» (Исход 16:24) — манна не портилась в субботу.
Убедившись во всём этом, Бабиенко пошёл к своему священнику. Он принёс Библию, показал тексты и спросил: почему церковь не следует тому, что ясно написано? Священник резко ответил: ты сошёл с ума, причина — чтение Библии. Он приказал вернуть книгу, чтобы она больше не смущала Феофила.
Бабиенко вернул Библию священнику, но от своих вопросов и поисков не отказался. Вскоре один из его друзей, с кем он читал Писание, спросил о крещении детей. Подумав, Феофил ответил: «Я не знаю, но мы, похоже, живём не по Библии».
На следующий день он отправился в Киев — купить себе собственную Библию, чтобы найти ответы на новые вопросы, которые продолжали возникать у него и у его друзей.
Продолжение следует...
http://kniga-knig.info