Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: viking metal | folk metal | black metal
Страна: Швеция
Лейбл: Napalm Records
Дата выхода: 29 августа 2025
В 2025 году шведской метал-дружине Månegarm из города Норртелье исполнилось тридцать лет. За этот долгий период группа прошла трудный путь от андерграундной локальной формации до одного из ведущих коллективов, исполняющих фолк-викинг-блэк-метал, по сути став настоящим олицетворением этого музыкального направления. Månegarm не могут похвастаться коммерческим успехом Amon Amarth и всеми сопутствующими привилегиями, но тем не менее привлекают аудиторию более разнообразным и не менее качественным материалом, в котором явственно прослеживается национально-культурный аспект.
Чтобы убедиться в этом, достаточно поэтапно пройтись по всей дискографии шведов, ну а если вы не располагаете свободным временем, стоит ознакомиться с одноимённым с группой альбомом, вышедшим в 2015 году. Тогда коллектив отмечал своё двадцатилетие, причем с размахом, в большой компании друзей-музыкантов. Сам же релиз вместил в себя все грани творчества Månegarm, которые на тот момент уже вышли на новый уровень известности и востребованности. Участники команды дали понять, что им интересны не только брутальные метал-боевики, замешанные на пафосе викинг-метала и кровожадности блэка, но и более лиричные откровения с преобладанием народных скандинавских мелодий.
С тех пор минуло десять лет, и на пороге очередного юбилея Månegarm представляют нечто похожее. Разумеется, с учётом прошедших лет, накопленного опыта и возросших амбиций. Новый релиз получил название «Edsvuren» («Поклявшиеся», или «Присягнувшие») и стал уже одиннадцатым в дискографии шведов. Предшествующий ему лонгплей «Ynglingaättens öde» (2022) стал очень серьёзным достижением для команды, и тем любопытнее, каким же образом Månegarm намерены превзойти его.
Но входило ли это в планы музыкантов? Ведь вместо того чтобы бросаться очертя голову на поиски новых методов самовыражения, они попросту предстали в своём традиционном амплуа, в очередной раз воздав должное всему наследию Månegarm от самых первых работ и до наших дней. И нельзя сказать, что это не сработало.
Записывался «Edsvuren» в устоявшемся с 2016 года составе: Эрик Гравсьё (бас, вокал, сонграйтинг), Маркус Анде (гитара) и Якоб Халлегрен (барабаны, лирика). Также не обошлось без гостей: это и гитарист Тобиас Ридшейм (Wormwood), это и скрипач Мартин Бьёрклунд, участник концертного состава, это и экс-участник Månegarm Янне Лильеквист, ответственный за партии флейты, скрипки и виолончели. Это и Лея Гравсьё Линдстрём, дочь Эрика, дебютировавшая на предыдущем альбоме, это и постоянная участница коллектива Эллинор Видефорс, и почётный гость альбома певица Лив Хоуп Ленард (Fredlös) — все они украсили альбом своим прекрасным пением. Над арт-ворком в очередной раз трудился Крис Вервимп, что можно считать ещё одной доброй традицией.
Теперь, когда все роли распределены, пора перейти к содержимому альбома. Забегая вперёд, скажу, что это будет впечатляющее, богатое событиями, местами головокружительное и опасное, местами трогательное, при этом мрачное и суровое, но неизменно захватывающее путешествие, которое может закалить или же сломать навсегда.
Открывает альбом композиция «I Skogsfruns Famn» («В объятиях лесной владычицы»), отсылающая к старинным скандинавским поверьям о хульдре, мифическом существе в образе женщины с лисьим или коровьим хвостом. Сам же номер выполнен в лучших традициях Månegarm: могучий и грозный викинг-метал с плотными гитарами, яростным рыком Эрика, неистовой ритм-секцией, прошитый разудалыми фолковыми текстурами и распевным клин-войсом, временами демонстрирующий волчий оскал блэка, несколько сглаженный женскими бэк-вокалами.
«Lögrinns Värn» («Защита Лёгринн») оживляет предание о шведском озере Лёгринн (ныне Венерн), по легенде на месте которого располагалась Зеландия. Что касается музыкальной канвы, здесь уместно привести высказывание фронтмена о том, что при сочинении материала для Månegarm его прежде всего вдохновляют классические хэви-метал-команды. В данном случае это более чем очевидно: стремительный, драйвовый, с ходу берущий в плен своими запоминающимися мотивами боевик со взрывными чистоголосыми напевами, исступленным гитарным шредом, восходящим к чистому пауэру, и импульсивным развёрнутым соло, в котором также чувствуется старая школа.
«En Blodvittneskrans» («Венец мученика») продолжает в том же духе, но при этом более ревностно соблюдает традиции характерного викинг-метала, щедро разбавленного забористым блэком, что в совокупности составляет отменную башкотрясную и хитовую тему, подогреваемую жестоким сарказмом самой истории. Говорится в ней о расправе над неким христианским проповедником, который, несмотря на гостеприимство свеев, позволил себе надругаться над священным идолом:
Под защитой асов, под дождём из копий
Он опрокинул наш идол
И был предан смерти.
Мы нанесли ему тысячу ран
И отправили в болотную топь.
Его сбросили туда, куда никто не может добраться.
Он утоплен в болоте,
Мы даровали ему венец мученика.
Со вступлением «Rodhins hav» («Море Родхина») картина резко меняется — перед нами красивая, овеянная светлой печалью лирическая песнь с проникновенным вокалом Эллинор и дополненная чистым пением Эрика под осторожный аккомпанемент скрипки и акустической гитары. Посвящается она всем отважным мореплавателям, которые погибли в сражении со стихией, не достигнув родных берегов.
Море даёт и забирает,
Требует назад то, что дало,
Глубины моря стали заполненной могилой,
Смерть всё ещё витает над морем Родхина.
«Till Gudars Följe» («В свиту богов») из той же породы, но несёт несколько иной посыл — несколько разухабистая застольная песня, исполненная с искренним надрывом и даже грубостью и лихостью, настоящая лирическая тризна, прославляющая павшего воина, который уже пирует в чертогах Вальхаллы.
Нить друга ворона оборвалась,
В минувшей битве он был величайшим из воинов,
Избранный, он вознёсся в мир богов,
Мы собрались здесь,
Чтобы песней проводить героя в последний путь.
Композиция «En Nidings Dåd» («Подлое деяние») полна тягучей скорби, боли и отчаяния, которое подчёркивают минорные ноты скрипки. Исполненная преимущественно в среднем темпе, она больше тяготеет к канонам блэк-метала и поражает своим опустошительным мраком, что ближе к финалу оборачивается неистовой и возвышенной жаждой мщения главной героини:
Проклинаю тебя, несущего крест, ты, пришедший издалека,
Всё, что мне дорого, теперь пожирает ворон,
Сквозь скорбь я даю клятву:
Я отдам тебя Фрейру
И умру по обычаю моих предков.
В этом отношении «Hör Mitt Kall» («Услышь мой зов») более холоден и бескомпромиссен, исполнен чувством собственного достоинства и расправляется со слушателем крайне сурово и лаконично — ещё один мощный концентрированный боевик с запоминающимися мотивами и хуковыми вокализами, олицетворяющий мужество воина и его право говорить с богами на равных.
И снова на контрасте мы слышим ещё одну красочную вдумчивую балладу «I Runor Ristades Orden» («В рунах высечены слова»), где лид-вокал всецело принадлежит Эллинор, которая на сей раз проявляет больше импульсивности, а уже привычные скрипка и акустика мягкими оттенками подчёркивают обаяние этой композиции.
Она словно бы выступает в роли пролога для «Skild Från Hugen» («Разлучённый с душой»), которую можно назвать наиболее эпическим, многоступенчатым и мистическим произведением альбома. Настоящая исповедь почившего воина, совершающего своё последнее путешествие на погребальной ладье, где последовательно чередуются грозные воинственные мотивы традиционного викинг-метала, элементы бронебойного мелодик-дэта, атмосферные мрачные планы, выверенное разнообразие вокальных линий и сокрушительный гитарный риффинг, провоцирующий всплеск блэк-металлического неистовства, а также неизменные завораживающие мелодии, препровождающие к гаснущему финалу.
Пой с душой и сердцем в эту ночь,
Звучи, наша древняя мелодия из источника мудрости,
Мечтай, пусть ты обнимешь меня и поведёшь туда,
В дорогу, пусть мой путь несёт меня сквозь сон.
«Likgökens Fest» («Праздник мёртвых») бросает нас в самый эпицентр поля брани, трек полон ненависти, воинственных «маршей» и мощных многослойных хоров, хотя естество его демонстрирует слепую шквалистую ярость настоящего берсеркера, упивающегося кровью врагов.
Последнее же слово остаётся за титульной композицией, где в полном соответствии с названием произносятся клятвы в верности, по древнему обычаю скрепляемые драгоценными кольцами в знак преданности. Торжественная баллада, которая совмещает в себе как ритуальные медитативные этнические мотивы, так и более лирические тёплые мелодии, а лид-вокал уже принадлежит Лив Хоуп Ленард, добавившей композиции царственной фактурности.
После того как воздали все почести выжившим, наступает черёд и для почивших — атмосферный эмбиентовый эпилог «Ofredsfylgjor» («Во славу павших»), где минималистские акустические проигрыши и торжественные хоры соединяются с естественными звуками морского прибоя и ветра, ставит точку в этом повествовании.
В отличие от своего предшественника, «Edsvuren» — не концептуальная, но по впечатлениям — целостная и художественно выверенная работа, чья продолжительность вполне окупается богатой эмоциональной палитрой и захватывающим темпом изложения. Как и в древних скандинавских сагах, здесь виртуозно переплетаются судьбы, жизнь и смерть ведут извечное сражение, прекрасное соседствует с отталкивающим, а возвышенные порывы — с коварством и вероломством. Такова природа человека и его страстей, такова же природа богов и мифических существ, которые нередко вмешиваются в дела смертных.
Månegarm не только в очередной раз продемонстрировали свой мощный разноликий потенциал, но и закрепили за собой статус настоящих корифеев жанра, выдав столь основательное по всем параметрам (начиная с самого материала и заканчивая высококачественным продакшеном) и, не побоюсь этого слова, краеугольное произведение, скроенное по неоднократно проверенным методам, но при этом напрочь лишённое вторичности и самоплагиата. Тем самым они подвели определённую черту в своей карьере, за которой простирается полная неопределённость… или же неиссякаемый источник вдохновения для новых свершений.