Найти в Дзене
Vgudok.com

На ЖД нальют и трудоустроят. На японской железнодорожной станции появился бар для тех, кто мечтает уволиться и начать всё заново

Железнодорожный вокзал в классическом представлении — это точка «А», из которой хочется поскорее уехать в точку «Б». Иногда это место, где можно купить сомнительный пирожок или переждать ливень под крышей — иногда очень красивой и исторической. Однако глобальный тренд на «эки-нака» (коммерцию внутри станций) диктует новые правила: вокзал обязан быть полезным. И пока в одних странах на станциях открывают библиотеки, японцы пошли дальше, решив совместить две главные страсти офисного работника: желание уволиться и любовь к неформальным разговорам у барной стойки. На станции Иокогама (один из крупнейших транспортных узлов Японии с пассажиропотоком более миллиона человек в сутки — прим. ред.) открылся проект под названием «Tenshoku Sodan Bar» — «Консультационный бар по смене работы». Идея принадлежит крупному агентству Recruit Agent. Схема изящна: за стойкой вместо обычного бармена стоит профессиональный HR-консультант. По предварительной записи посетитель получает полтора часа времени, бе

Железнодорожный вокзал в классическом представлении — это точка «А», из которой хочется поскорее уехать в точку «Б». Иногда это место, где можно купить сомнительный пирожок или переждать ливень под крышей — иногда очень красивой и исторической. Однако глобальный тренд на «эки-нака» (коммерцию внутри станций) диктует новые правила: вокзал обязан быть полезным. И пока в одних странах на станциях открывают библиотеки, японцы пошли дальше, решив совместить две главные страсти офисного работника: желание уволиться и любовь к неформальным разговорам у барной стойки.

На станции Иокогама (один из крупнейших транспортных узлов Японии с пассажиропотоком более миллиона человек в сутки — прим. ред.) открылся проект под названием «Tenshoku Sodan Bar» — «Консультационный бар по смене работы». Идея принадлежит крупному агентству Recruit Agent. Схема изящна: за стойкой вместо обычного бармена стоит профессиональный HR-консультант. По предварительной записи посетитель получает полтора часа времени, бесплатные напитки и возможность излить душу эксперту. В стране «саларименов», где преданность одной компании десятилетиями считалась нормой, такая социальная отдушина на вокзале — ход гроссмейстерский.

Человек заходит в бар после смены, а выходит с наброском нового резюме и пониманием, что жизнь за пределами офиса существует.

Этот кейс — не просто маркетинговый хайп, а часть большой стратегии по превращению вокзалов в многофункциональные пространства. Если раньше железная дорога торговала только километрами, то сегодня она торгует сервисом.

«Сегодня вокзал борется за клиента не качеством перевозки, тут он часто монополист, а качеством пребывания. Японский опыт с баром — это гениально с точки зрения маркетинга: вы ловите человека в момент его максимальной уязвимости и задумчивости. У нас в приоритете более приземлённые вещи: медицина и госуслуги. Например, гипотетическое открытие на вокзалах МФЦ или пунктов «РЖД-Медицина» может сделать вокзал „точкой входа“ в нормальную жизнь, а не просто пересадочным узлом», — говорят железнодорожники.

Мировая практика знает и другие примеры мудрого использования площадей ЖД-хабов. В той же Японии на платформе станции Ками-Сува работают ванночки для ног с термальной водой — пассажиры греют конечности в ожидании экспресса. В Европе вокзалы всё чаще становятся культурными центрами: на вокзале Сен-Лазар в Париже регулярно выставляют современные арт-объекты, а в Лейпциге вокзал — это, по сути, огромный торговый молл, где поезда являются лишь приятным дополнением к шопингу.

Главная проблема таких проектов — грань между социальной пользой и навязчивым маркетингом. Если в Иокогаме бесплатный напиток — повод втянуть человека в платную воронку рекрутинга, проект долго не проживёт. Но если вокзалы станут местом, где можно решить вопрос с работой, здоровьем или документами на бегу, это кардинально изменит отношение к железной дороге.

Впрочем, не стоит ждать, что завтра на каждом полустанке между Москвой и Петушками откроется коучинг-центр. Для таких инициатив нужен гигантский трафик и платёжеспособный спрос. Однако вектор задан: вокзалы во всём мире эволюционируют от транспортных узлов к сервисным экосистемам.

Японский эйчар-бар на станции — это, по сути, метафора современной железной дороги. Человек всегда находится в пути, и не только из города в город, но и от одной жизненной стадии к другой. И если ЖД может предложить ему не только рельсы, но и поддержку в этот момент — будь то совет по карьере, возможность подкачаться, подстричься или просто почитать хорошую книгу в тишине, значит, вокзалы наконец-то перестают быть чисто транспортными зонами.