Найти в Дзене

Нурлан Сабуров и уголовное дело: как одно видео превратилось в международный скандал

В сети всплыло видео, где Нурлан Сабуров рассказывает о передаче десяти мотоциклов бойцам подразделения «Легион Вагнер Истра». В ролике он открыто говорит, что техника нужна «для боевых условий» и желает военным вернуться с победой. Казахстанский активист подал заявление в Генпрокуратуру РК. Основание: возможное содействие наёмничеству. По версии заявителя, помощь подразделению, связанному с ЧВК «Вагнер», может подпадать под статью 170 УК Казахстана (Статья 170 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК) предусматривает ответственность за наемничество). Она охватывает вербовку, обучение, финансирование, материальное обеспечение или использование наемников в вооруженных конфликтах и военных действиях. Ключевой аргумент — в том, что подразделение «Легион Вагнер Истра» юридически остаётся вне правового поля Казахстана, а его связи с ЧВК «Вагнер» трактуются некоторыми экспертами как прямое участие в боевых действиях. В таких условиях даже помощь транспортом может быть переквалифицирова
Оглавление

Что произошло?

В сети всплыло видео, где Нурлан Сабуров рассказывает о передаче десяти мотоциклов бойцам подразделения «Легион Вагнер Истра». В ролике он открыто говорит, что техника нужна «для боевых условий» и желает военным вернуться с победой.

Почему вмешалась прокуратура Казахстана

Казахстанский активист подал заявление в Генпрокуратуру РК. Основание: возможное содействие наёмничеству. По версии заявителя, помощь подразделению, связанному с ЧВК «Вагнер», может подпадать под статью 170 УК Казахстана (Статья 170 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК) предусматривает ответственность за наемничество). Она охватывает вербовку, обучение, финансирование, материальное обеспечение или использование наемников в вооруженных конфликтах и военных действиях.

Ключевой аргумент — в том, что подразделение «Легион Вагнер Истра» юридически остаётся вне правового поля Казахстана, а его связи с ЧВК «Вагнер» трактуются некоторыми экспертами как прямое участие в боевых действиях. В таких условиях даже помощь транспортом может быть переквалифицирована в соучастие.

Суды ещё не начинались, но одна высокая инстанция уже высказалась: заместитель генпрокурора Казахстана Галымжан Койгельдиев подтвердил, что информация требует тщательного изучения, а вопросы квалификации остаются компетенцией Комитета национальной безопасности.

Если для казахстанских властей эта история — в первую очередь юридический кейс, для российского медиапространства она стала ещё и символом того, как публичные фигуры могут оказаться под прицелом не только критики, но и серьёзных правовых последствий за высказывания и действия, интерпретируемые по-разному в разных странах.

-2

Учитывая, что Нурлану Сабурову запретили въезд в Россию на 50 лет, но это решение резко усилило интерес к любым его публичным высказываниям и действиям.