Найти в Дзене
Госправовед

Военный Starlink и мирный космос

Представители России и Ирана на конференции Комитета ООН по мирному использованию космического пространства обвинили частную спутниковую компанию SpaceX в нарушении Договора о космосе 1967 г. Эта компания с 2022 г. предоставляет спутниковую связь Старлинк (Starlink) нацистскому киевскому режиму и его бандформированиям на основании контракта с Министерством обороны США. В 2023 г. российские войска захватили множество терминалов Старлинк и получили доступ к программному обеспечению, стали глушить эту связь и использовать ее в своих интересах. И вот теперь возникает правовой вопрос, как согласуется всё это с международным правом. Первое. Договор о космосе заключен между государствами. Частный владелец компании SpaceX миллиардер Илон Маск этот договор не подписывал. Поставку терминалов и спутников на Украину и в Россию он ведет через множество прокладочных транснациональных корпораций и фирм. Таким образом, частная транснациональная компания не является участником договора и привлечь её к

Представители России и Ирана на конференции Комитета ООН по мирному использованию космического пространства обвинили частную спутниковую компанию SpaceX в нарушении Договора о космосе 1967 г. Эта компания с 2022 г. предоставляет спутниковую связь Старлинк (Starlink) нацистскому киевскому режиму и его бандформированиям на основании контракта с Министерством обороны США. В 2023 г. российские войска захватили множество терминалов Старлинк и получили доступ к программному обеспечению, стали глушить эту связь и использовать ее в своих интересах.

И вот теперь возникает правовой вопрос, как согласуется всё это с международным правом.

Первое. Договор о космосе заключен между государствами. Частный владелец компании SpaceX миллиардер Илон Маск этот договор не подписывал. Поставку терминалов и спутников на Украину и в Россию он ведет через множество прокладочных транснациональных корпораций и фирм. Таким образом, частная транснациональная компания не является участником договора и привлечь её к ответственности за нарушение Договора практически невозможно.

Второе. Договор о космосе (ст. IV) допускает «использование любого оборудования или средств» связи «в интересах безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания» (ст. III). Не существует процедуры допуска тех или иных средств, в том числе Starlink, по признаку соответствия «безопасности», поскольку каждая страна-участница Договора определяет свою безопасность самостоятельно. То, что безопасно для одной страны, может быть опасно для другой, тем более в состоянии войны.

Третье. Договор о космосе рассчитан на мирное время. В нём нет положений о его действии в военное время. Общепризнанной нормой является то, что международные договоры во время войны изменяются. Как относиться к договору в состоянии вооруженного конфликта, соблюдать его или выйти из него решает государство. Россия не заявляла о выходе из договора по космосу, точно также, как и по другим договорам. Их десятки тысяч, в том числе по вопросам территорий, мирного сотрудничества, взаимопонимания и т. п. со всеми странами включая те, которые сейчас участвуют в той или иной форме в военных действиях против России. Использование Starlink, а также боевое применение стратегического ракетного вооружения в период вооруженного конфликта автоматически отрицает Договор. Следовательно, он не применим к современным условиям СВО.

Этот вопрос возник с первого дня СВО, но почему-то только в 2024 г. в Совете Федерации робко спросили о договорах, которые противоречат нашей Конституции и действуют в период СВО. Этот вопрос до сих пор остаётся без ответа.