Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Приключения моряков США во время гражданской войны на севере России

Давно замечено, что зачастую боевые действия в изложении американских авторов выглядят как некие увлекательные приключения - что в кино, что в литературе. Не избежал этого и Роберт Л. Уиллет, сам, кстати, повоевавший ещё в Корее, бывший банкир, а позже писатель-историк и путешественник. Но надо сказать, что роль американцев в той войне он оценивает вполне адекватно. Его книга об этом называется "Русское цирковое представление: Необъявленная война Америки, 1918–1920 годы." Формально это была миссия по охране военных запасов царской армии и Транссибирской железной дороги, но истинная цель интервенции союзников заключалась в свержении зарождающегося большевистского правительства. Фото автора, но довольно уже старое Итак, под руководством Франции и Великобритании союзники решили вмешаться в Гражданскую войну в России, чтобы защитить запасы материальных средств в Мурманске и Архангельске. Западные державы также надеялись спасти 70-тысячный Чешский легион, застрявший вдоль Транссибирской маг

Давно замечено, что зачастую боевые действия в изложении американских авторов выглядят как некие увлекательные приключения - что в кино, что в литературе. Не избежал этого и Роберт Л. Уиллет, сам, кстати, повоевавший ещё в Корее, бывший банкир, а позже писатель-историк и путешественник. Но надо сказать, что роль американцев в той войне он оценивает вполне адекватно.

Его книга об этом называется "Русское цирковое представление: Необъявленная война Америки, 1918–1920 годы." Формально это была миссия по охране военных запасов царской армии и Транссибирской железной дороги, но истинная цель интервенции союзников заключалась в свержении зарождающегося большевистского правительства. Фото автора, но довольно уже старое

Итак, под руководством Франции и Великобритании союзники решили вмешаться в Гражданскую войну в России, чтобы защитить запасы материальных средств в Мурманске и Архангельске. Западные державы также надеялись спасти 70-тысячный Чешский легион, застрявший вдоль Транссибирской магистрали. Союзнические лидеры надеялись, что их силы смогут соединиться с антибольшевистскими «белыми» войсками, помочь свергнуть существующий режим и вновь открыть Восточный фронт. (Первая мировая война всё ещё продолжалась)

Президент Вудро Вильсон согласился направить один полк армии США, 339-й пехотный, в экспедицию на Северную Россию и отправить в качестве передового отряда крейсер «Олимпия» , который прибыл в Мурманск 24 мая 1918 года. Поскольку ходили слухи, что этот отдаленный порт находится под угрозой захвата немецкими и финскими войсками, местные советские власти приветствовали американцев и других союзников.

На снимке этот крейсер, который участвовал ещё в испано-американской войне XIX века

-2

Как всегда, находятся знатоки, которые указывают. что дата внизу снимка неверна, ибо на тот момент крейсер был в шаровой окраске. Но тут дело такое - вот скажем, во время боевых действий в 1898 году он в шаровой окраске:

-3

А через год, вернувшись в США, снова сияет белизной бортов

-4

Но самое главное, что дожил до наших дней в качестве музея

-5

Умеют же люди ценить свою недолгую историю! Ниже выдержки из книги.

"...В конце июля командир крейсера «Олимпия» Бион Б. Бирер приказал лейтенанту Генри Флойду отобрать 50 человек, которые войдут в состав американского контингента для захвата Архангельска. Лейтенант Флойд и его люди были в восторге от перспективы принять участие в боевых действиях. С момента прибытия крейсера в Мурманск их жизнь в основном состояла из учений, перемежающихся несением службы на берегу в этом ветхом городке.

Флойд отобрал своих людей, членов 1-й роты, и они поднялись на борт парохода « Стивенс» , входившего в состав международной армады операции.

В то время как « Олимпия» оставалась в Мурманске, небольшой контингент её моряков стал первыми американцами, высадившимися в составе Союзного экспедиционного корпуса, 1,3-тысячного контингента вторжения в Северную Россию. Высадка в Архангельске 2 августа практически не встретила сопротивления со стороны большевиков — обычно называемых «боло», — которые бежали на юг, увидев армаду. (На самом деле в городе произошёл белогвардейский мятеж и он к тому моменту был уже захвачен восставшими).

Назначенный на дежурство на железнодорожной станции, мичман «Олимпии» Дональд М. Хикс и 25 матросов крейсера 3 августа сели на паром и направились на верфь в Бакарице, на противоположном от Архангельска берегу Северной Двины. Оттуда Хикс и его отважные люди отправились на поиски приключений. Они нашли их в виде заброшенного старого паровоза, который еще был на ходу. Сцепив несколько платформ за паровозом и укрепив их мешками с песком и пулеметами, матросы помчались на юг по Вологодской железной дороге, которая простиралась до Москвы, в поисках "боло" .

Они настигли отряд красных в 48 км от Архангельска и открыли огонь из пулеметов и винтовок. Но моряки вскоре поняли, что встретили более достойного противника, и покинули платформы, чтобы занять более выгодные оборонительные позиции. Там они оставались несколько дней, мало чего добившись. Моряки, а также несколько французских солдат, все еще находились в Тундре, в 48 км к югу от Архангельска 11 августа.

В тот же день Хикс и его железнодорожные авантюристы были назначены в состав отряда B под командованием британского подполковника Хазелдена. Им было приказано подняться на баржах вверх по Двине, затем высадиться и двинуться на юго-запад, чтобы захватить станцию Плесецкую на Вологодской железной дороге, к югу от Обозерской. План состоял в том, чтобы отряд B затем атаковал Обозерскую с юга, в то время как союзный отряд A атаковал с севера. Конечная цель генерала Пула заключалась в том, чтобы продвинуться на 500 км дальше на юг к Транссибирской железной дороге (?), где его силы могли бы соединиться с Чешским легионом. Это был амбициозный план, граничащий с фантазией..."

Вот этот красавец

-6

А вот карта с упоминаемыми населёнными пунктами

-7

Остальные 25 моряков с «Олимпии» были приписаны к железнодорожным войскам под командованием мичмана Джеймса Г. Уильямсона. Они присоединились к французскому отряду, сопровождаемому бронепоездом. Практически никаких записей об их службе на «железнодорожном фронте» не сохранилось.

Группа В была смешанной. В её состав входили французы, поляки, русские, члены Славо-британского союзного легиона, большинство из них были дезертерами из Красной Армии. Были даже несколько австралийцев

-8

Но численность подразделения составляла менее 200 человек. Пока группа Хикса и остальная часть группы В медленно продвигались вверх по реке Двина против быстрого течения на баржах, красные силы собирались. После двухдневного путешествия союзное подразделение высадилось в 190 км к югу от Архангельска, и направилось на запад, к Плесецкой.

Когда отряд прибыл в Тягру в 03:00 15 августа, разведчики сообщили, что следующий населённый пункт, Селецкое, занят 250 большевистскими матросами, вооруженными бронеавтомобилем, семью пулеметами и двумя 18-фунтовыми полевыми орудиями. Тем не менее, позже в тот же день отряд В продвинулся вперед и в 17:00 начал атаку. О сражении сообщалось немногое, за исключением того, что город был взят к 19:30 и, за исключением нескольких снайперов, очищен от "боло" к 22:30. По словам Хикса, «бой длился около пяти часов, и они держали нас довольно долго».

Список потерь это подтверждал: один британский офицер и пять солдат (четверо французов, один поляк) были убиты, а один офицер и пять рядовых получили ранения. Американец, матрос Джордж Д. Першке, был ранен в руку, став первой американской жертвой интервенции. Он и другие раненые, вместе с хирургом подразделения, вернулись в Архангельск.

22 августа Хазелден получил инструкции, сброшенные с британского самолета, прекратить наступление на Плесецкую. В соответствии с приказом, отряд В вернулся в Тягру, где несколько дней отдыхал и тренировался. Туда же прибыло подкрепление из Архангельска: 50 русских противников большевиков и 3 офицера, а также пара пулеметов. Новоприбывшие были отправлены в Селецкое для охраны южного фланга отряда В.

Основная часть отряда покинула Тягру 27 августа, продвинувшись на 30 км по Обозерской дороге в первый день и еще на 20 км 28-го. Хазелден отправил передовой отряд для проверки сил противника, но был обеспокоен, узнав о проблемах в своем тылу: большая группа большевистских матросов направлялась в Селецкое. Подполковник отправил одного из людей Хикса, матроса Корбина П. Хардуэя, верхом на лошади в штаб отряда В в Тягре с известием о советском наступлении. Хардуэй был награжден Военно-морским крестом за свои действия, в наградном листе отмечалось, что он «успешно совершил длительный марш в сложных условиях, временами практически в пределах линий противника».

Тем временем, по мере приближения отряда B к Обозерской, начались столкновения с большевиками. Бои усилились, но подразделение прибыло по расписанию. Согласно докладу Хикса, «в соответствии с приказом атаковали город в 6:00 утра 31 августа, но не смогли продвинуться вперед из-за ожесточенного сопротивления». Между отрядом A, атакующим с севера, и отрядом B не было связи.

Матрос Чарли Б. Ринггенберг был ранен: большевистская пуля раздробила кость в его левой руке. Сражение продолжалось весь день. Контингент крейсера понес третью потерю, когда матрос Берт У. Герриш вывихнул левую ногу, укрываясь от вражеского огня.

В 8:00 Хикса сменили на передовой. Несколько часов спустя пришли тревожные новости: красные матросы отбили Селецкое и Тягру и двигались к Обозерской. Сообщалось, что русские силы (белогвардейцы), посланные из Тягры в Селецкое для защиты южного фланга, «произвели три выстрела по матросам, а затем попытались спастись бегством».

Положение B стало критическим. Их потери были минимальными, учитывая интенсивность боев, но красные, находившиеся перед ними и приближавшиеся с тыла, значительно превосходили по численности союзные войска. Из-за нехватки боеприпасов и отсутствия новостей от сил А , в 22:00 силы В отступили на 13 миль по Обозерской дороге и заняли оборонительные позиции.

(Ну, а дальше история героического драпа. Хотя на помощь были отправлены два взвода, они заблудились в болотисто-лесной местности и пришлось спасать их самих).

Что стало с отрядом В? 2 сентября он всё ещё сидел в окопах на Обозерской дороге. В тот день Хазелден с моряками «Олимпии» , двумя пулемётными расчетами «Льюис» и 25 французскими солдатами продвинулся на две трети мили от основных траншей отряда В . Подполковник приказал французским солдатам занять передовой окоп до 17:00, после чего Хикс и его люди, получив приказ удерживать позиции до 22:00, должны были сменить их. Тем временем остальная часть отряда В, за исключением резерва на Обозерской дороге, отправилась с адъютантом Хазелдена искать путь через болотистый лес к железной дороге над Обозерской.

Французы держались, но не до 17:00, как было приказано; в 14:30 они отступили к основной траншее американцев. В 16:30 французы отправились к железной дороге, оставив Хикса и его матросов защищать линию фронта, прежде чем последовать за остальными через леса и болота. Позже тем же вечером резервному отряду поляков и русских, остававшемуся на Обозерской дороге, было приказано присоединиться к Хиксу, но вместо этого они совершили набег на брошенные обозы снабжения отряда В (!!)

Оставалось лишь уничтожить всё, что могло быть полезно для красных. Хикс заложил взрывчатку среди сломанных пулеметов, тележек со снабжением и оборудования. Матрос Гарольд Ганнесс вспоминал, что некоторые моряки помогали Хиксу, «отпуская всех лошадей и уничтожая припасы… Остальные оставались на линии до 22:30, после чего тоже ушли через болота и направились к железной дороге».

Поскольку силы В потеряли связь с другими подразделениями союзников, а их бойцы замерзли и проголодались, Хазелден приказал своим людям как можно скорее добраться до железной дороги. В течение следующих нескольких дней, пока солдаты и моряки пробирались через болота и топи, командующие союзников не имели ни малейшего представления о судьбе сил В.

Утром 5-го числа они достигли железной дороги примерно в 15км к югу от Холмогорского. На железнодорожной линии группа французских солдат снабдила их провизией и сообщила, что другие члены отряда B прибыли около 8:00 утра в 20 км к югу. Хикс, узнавший также о том, что союзные войска захватили Обозерскую тем утром, получил приказ сопроводить поезд со 123 пленными до Исакагорки, передать военнопленных прапорщику Уильямсону, а затем вернуться со своими оставшимися 22 людьми в Архангельск, куда они прибыли 6-го числа. На снимке пленные красноармейцы и конвой американцев в Архангельске

-9

Неделю спустя Хикс и его матросы вместе с остальным контингентом с "Олимпии" вернулись в Мурманск к размеренной корабельной жизни. Несмотря на трудности, с которыми столкнулись члены группы в русской глуши, потери группы B были незначительными — всего 8 убитых и 12 раненых..."

Ну, если учесть, что всего их было 25, незначительными я бы потери никак не назвал - лишь 5 человек остались невредимыми. Но выжившие были, конечно, довольны, приключение удалось! Вот они на фоне вновь прибывших солдат

-10

Все вооружены, кстати, "мосинками". Надо только помнить, что 1,5 млн их было заказано к производству в США ещё до падения царского правительства.

Мичман Хикс вместе с превосходным наездником матросом Хардавеем и боцманом Кераненом получили за свой героизм Военно-морской крест.

Кстати, Хиксу ещё пришлось послужить в оккупационных силах на Севере России, хотя "Олимпия" покинула Мурманск 13 ноября 1918 года, через день после окончания Первой мировой войны .

P.S. Никак не научусь излагать такие темы кратко. Впрочем, у каждого свои недостатки :)

Р.P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4