Найти в Дзене
Радио "Планета"

11 февраля 1941 года в истории музыки случилось маленькое, но очень блестящее чудо

Именно в этот день пластинка с записью песни «Chattanooga Choo Choo» из репертуара оркестра Гленна Миллера, знакомая всему миру по фильму «Серенада Солнечной долины», стала первым официальным «золотым диском» в истории грамзаписи. Во время радиотрансляции выступления оркестра президент RCA Уолли Эрли торжественно вручил Миллеру грампластинку, покрытую золотым лаком. Представьте себе: прямой эфир, сияние улыбок и джаз, который уже тогда знал — он вошёл в вечность. К началу 1941 года Glenn Miller Band был безоговорочным королём танцевальной Америки. Их пластинки разлетались быстрее горячих пирожков, оркестр обожали театры, отели и танцзалы, а радио — три раза в неделю, в самые лучшие часы — с радостью отдавало им эфир. Казалось, завоёвано уже всё… кроме кино. И Голливуд долго не сопротивлялся. В марте 1941 года оркестр появился в мюзикле компании 20th Century Fox — фильме «Серенада Солнечной долины». В главных ролях — Джон Пейн, легендарная фигуристка Соня Хени, Линн Бари и, конечно, с

11 февраля 1941 года в истории музыки случилось маленькое, но очень блестящее чудо. Именно в этот день пластинка с записью песни «Chattanooga Choo Choo» из репертуара оркестра Гленна Миллера, знакомая всему миру по фильму «Серенада Солнечной долины», стала первым официальным «золотым диском» в истории грамзаписи. Во время радиотрансляции выступления оркестра президент RCA Уолли Эрли торжественно вручил Миллеру грампластинку, покрытую золотым лаком. Представьте себе: прямой эфир, сияние улыбок и джаз, который уже тогда знал — он вошёл в вечность.

К началу 1941 года Glenn Miller Band был безоговорочным королём танцевальной Америки. Их пластинки разлетались быстрее горячих пирожков, оркестр обожали театры, отели и танцзалы, а радио — три раза в неделю, в самые лучшие часы — с радостью отдавало им эфир. Казалось, завоёвано уже всё… кроме кино. И Голливуд долго не сопротивлялся.

В марте 1941 года оркестр появился в мюзикле компании 20th Century Fox — фильме «Серенада Солнечной долины». В главных ролях — Джон Пейн, легендарная фигуристка Соня Хени, Линн Бари и, конечно, сам Гленн Миллер со своим оркестром. Причём джаз-бэнд в фильме играл не только музыку, но и фактически одну из главных ролей, выступая под именем «Фил Кори и его оркестр». Да-да, это был тот случай, когда музыка выходила на первый план и чувствовала себя там абсолютно законно.

Большая часть звучащих в фильме композиций была уже хорошо знакома публике — Миллер и его оркестр исполняли их на концертах и записывали задолго до съёмок. В те годы журнал Billboard только начинал формировать систему чартов, и мир ещё не совсем понимал, что такое «хит-парад», но слушатели всё чувствовали без всякой статистики.

Абсолютным фаворитом стала «Chattanooga Choo Choo» — песня, которая не просто ехала, а мчалась на всех парах. Выпущенная RCA Victor на сингле (тогда — исключительно 78 оборотов), она стала хитом №1 в США и самой продаваемой пластинкой года. Забавно, но сначала компания выпустила её на стороне B, оставив стороне A — предназначенной для радиодиджеев — композицию «I Know Why». Однако публика быстро расставила всё по местам: поезд ушёл именно в Чаттанугу — и без остановок.

В 1942 году RCA Victor вручила Гленну Миллеру уже полноценный золотой диск — за 1,2 миллиона проданных экземпляров. Свинг победил окончательно и бесповоротно. А что особенно приятно — фильм «Серенада Солнечной долины» успел проскочить и в СССР, ещё до окончательного падения «железного занавеса». Для продвинутой молодёжи он стал культовым, породив интерес к джазу и популярной западной музыке. И кто знает, сколько будущих меломанов тогда впервые влюбились в джаз — благодаря этому самому поезду, уходящему в Чаттанугу...

https://youtu.be/V2aj0zhXlLA