Выходишь весной на участок, сосед уже стоит, руки в боки, смотрит на твой фундамент с укоризной, как поп на грешника.
— Ты что это, мил-человек? Теплицу-то вдоль забора ставишь? Да как же так? А ну-ка разворачивай! С севера на юг — только так, и никак иначе! Курдюмов вон как написал, книжка умная, там черным по белому!
И стоишь ты, держишь в руках рулетку, и уже сам не рад. Вроде и удобно тебе вот так поставить, и солнце с утра как раз на эту сторону падает, и ветер не задувает, и от дома близко — воду таскать недалеко. Но нет. Догма.
А догма эта, между прочим, стара как мир. Священное писание огородника гласит: длинная сторона — строго по линии север-юг. И точка. Кто усомнится — анафема, урожая не видать, помидоры завянут, огурцы покривеют, сосед через забор пальцем тыкать будет до скончания века .
Но давайте копнем глубже.
Кто-то из великих сказал: теплица должна стоять с севера на юг — и понеслось. Понеслось так, что уже и забыли, что сам Курдюмов, на которого все ссылаются, на самом деле писал совсем другое!
Открываем умную книжку. Читаем внимательно, без благоговейного трепета.
А там, оказывается, разные варианты :
Для ранней весны, для рассадника — да, лучше с востока на запад, чтоб солнце с утра до вечера по длинной стороне шпарило, землю грело, рассаду торопило.
А для летней теплицы, когда солнце уже не ласковое, а жестокое палящее светило, от которого листья в трубочку сворачиваются, — вот тут как раз с севера на юг и спасает! Потому что в полдень лучи в торец бьют, а не вдоль грядок, и растения не жарятся заживо, как на сковородке.
И что мы видим? Догма, которую нам вдалбливают как единственно верную, — это всего лишь один из вариантов для одного конкретного случая! Но кто ж это читает? Мы ж книжки в руки берем, открываем, видим заветные слова север-юг, закрываем и идем сверкать знаниями перед соседом. А что там дальше написано, про Китай, про тысячелетний опыт, про то, что у китайцев рассадники восток-запад, а летние — да, север-юг, — это уже детали .
И вот собираются на форуме дачники. Священная война, пятое поколение, потери с обеих сторон.
— Только север-юг! Утром и вечером лучи косые, все грядки освещают, равномерно, благодать!
— Да ты что, только восток-запад! У меня в той, что север-юг, после обеда уже тень, а в этой — солнце до заката!
— А у меня две теплицы, одна так, другая эдак, и хоть бы хны, всё растет, разницы ноль!
— А вы широту учли? Вы регион посчитали? Южане, вам вообще все равно, у вас солнца залейся, а мы в Сибири каждый луч считаем!
— А ветер? А грунтовые воды? А уклон участка? А соседский забор, который тень дает ровно в полдень? А удобство подхода с тачкой навоза?
И сидят они, умные люди, спорят до хрипоты, цитируют друг другу Курдюмова, Тимирязева, китайцев, агрономов из тепличных комбинатов, которые вообще-то сказали, что в среднем многолетнем разницы нет вообще .
Представляете? РАЗНИЦЫ НЕТ!
Приходит жаркий год — восток-запад ликует: Я же говорил, у нас перегрева меньше! .
Приходит холодный пасмурный год — север-юг выходит победителем: «А мы больше света поймали!.
А по факту — все зависит от агронома, от сортов, от рук, от того, открываешь ты двери вовремя или нет .
Но догма сильна.
Потому что догма дает простые ответы на сложные вопросы.
Не надо думать про широту. Не надо анализировать, где у тебя восход, а где закат, не надо следить за тенью от дома и направлением ветра. Не надо взвешивать: ранняя у тебя теплица или летняя, рассада там или томаты до ноября .
Достаточно выучить одну фразу: С севера на юг — это закон. И можно ходить с видом посвященного.
А любой, кто посмел поставить иначе, — еретик. Даже если у него помидоры по 800 грамм и огурцы ведрами. Неправильно стоит, значит, не считается. Повезло просто.
Смех в том, что в профессиональных тепличных хозяйствах, где считают деньги, а не амбиции, ставят по-разному. Один блок север-юг, другой восток-запад. Пахотные земли берегут, понимаешь ли. И урожай считают не на форумах, а в тоннах с гектара .
И никому из них не приходит в голову называть расположение догмой или законом. Это просто инструмент. В одном случае работает так, в другом — эдак. А в третьем — вообще по диагонали, потому что участок треугольный и дом мешает.
МОЙ ЗАКОН проще.
Я ставлю теплицу туда, где ей удобно стоять. Где светло. Где не заливает по весне. Где я могу открыть дверь, не продираясь через кусты смородины .
Я не меряю градусы по сторонам света. Я смотрю на солнце в мае и в июле. Я думаю о том, что в июне у меня там помидоры, а в августе — перцы. И им всем нужно разное.
И знаешь что? Растет.
И никакой сосед с книжкой Курдюмова в зубах мне не указ.
Потому что для моей теплицы, на моем участке, в моем регионе, с моим сортами — мой закон работает лучше, чем догма, которую вызубрили, но не поняли.
P.S.
Курдюмов, кстати, был умный мужик.
Он не писал только север-юг.
Он писал: Летнюю теплицу лучше ориентировать с юга на север, а рассадник — с востока на запад. И вообще, китайцы так делают, а они огородничают уже тысяч пять лет .
Но книжку до конца дочитывают редко.
Обычно хватает первой страницы, чтобы схватить цитату и бежать спорить с соседом.
Так что, если ваш сосед с пеной у рта доказывает вам про только север-юг — спросите его:
— А ты всю книгу прочитал? Или только заголовок?
И улыбнитесь.
Потому что вы теперь знаете правду.