Найти в Дзене
Алексей Туркин

О КОЛЛЕКТИВНОМ ТРУДЕ ДЕТЕЙ

Мы часто упрекаем детей в лени, в лодырничестве, забываем, что дети есть дети, и то, что для нас кажет­ся игрой, для них — доподлинный труд. Ребенок долбит из коры дерева лодку. Цель — сде­лать модель лодки — для взрослого кажется пустячной, детской, ненужной, но он с интересом рассматривает модели новых машин; а между тем, изготовляя модель лодки, ребёнок учится: он узнаёт на практике, на опыте ряд законов природы, он узнаёт свойства материала, из которого делают лодку, он научается применять тот ин­струмент, которым он работает, и преступна мать, ко­торая выбрасывает в печку лодку сынишки, она меша­ет сынишке расти квалифицированным рабочим. Иногда ребята затевают что-либо вместе, вместе ма­стерят что-либо. Иногда строят во дворе печку, иногда мастерят модель аэроплана, устраивают какой-нибудь уголок, для него приготовляют рамки, картинки и пр., иногда устраивают сообща грядки и т. п. Взрослый лучше всего сделает, если не будет вме­шиваться в эту игру-труд, ибо его авторитет, умелые
Крупская Надежда Константиновна
Крупская Надежда Константиновна

Мы часто упрекаем детей в лени, в лодырничестве, забываем, что дети есть дети, и то, что для нас кажет­ся игрой, для них — доподлинный труд.

Ребенок долбит из коры дерева лодку. Цель — сде­лать модель лодки — для взрослого кажется пустячной, детской, ненужной, но он с интересом рассматривает модели новых машин; а между тем, изготовляя модель лодки, ребёнок учится: он узнаёт на практике, на опыте ряд законов природы, он узнаёт свойства материала, из которого делают лодку, он научается применять тот ин­струмент, которым он работает, и преступна мать, ко­торая выбрасывает в печку лодку сынишки, она меша­ет сынишке расти квалифицированным рабочим.

Иногда ребята затевают что-либо вместе, вместе ма­стерят что-либо. Иногда строят во дворе печку, иногда мастерят модель аэроплана, устраивают какой-нибудь уголок, для него приготовляют рамки, картинки и пр., иногда устраивают сообща грядки и т. п.

Взрослый лучше всего сделает, если не будет вме­шиваться в эту игру-труд, ибо его авторитет, умелые руки настолько превышают детские умения, что игра перестанет интересовать ребят, интерес к ней пропадет; но, когда ребята обращаются к взрослому за советом, он должен помочь им советом, показом, отнестись к ним по-серьёзному.

Совместную работу детей надо особенно ценить — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном тру­де развертываются лучше всего силы ребёнка. Помню, как в детстве мы — трое девчат десяти-одиннадцати лет — решили устроить «зоологический сад» для малы­шей; надо было раздобыть денег: собрали по квартирам старые пузырьки и коробочки, продали их в аптеку за пятьдесят копеек — первоначальный капитал. Затем сговорились с одной тётушкой о том, что она будет нам платить какие-то гроши за вышивку каких-то тесёмок для белья — очень усердно вышивали, заработали, дол­жно быть, больше рублёвки. В библиотеке перерыли все каталоги, отыскивали книжки о жизни животных. Избе­гали все магазины, отыскали листы со снимками живот­ных, разрезали пару книжек с картинками — клеили, мудрили, пока не устроили «зоологического сада». Для взрослого наш «сад» выглядел игрушкой, а как много­му мы попутно научились и как сдружил нас этот «зоо­парк», как теперь называют зоологические сады.

Практические американцы понимают всё значение детского творческого коллективного труда, там ребята привыкли устраивать детские объединения для труда. Пятеро ребят возраста семи-восьми лет объединяются на неделю в «союз индейцев», устраивают себе луки и стрелы, и головные уборы из перьев; четверо ребят — любители рисования — организуют кружок «молодых портретистов» — рисуют две недели портреты товарищей по классу; десяток девочек постарше организовал «кружок шитья», который работает целый месяц. Та­кими детскими временными целевыми объединениями кишит детский американский мир.

Я не знаю, так ли это, — я читала об этом как-то мно­го лет тому назад. Если это так, то это пример, которо­му мы всячески должны подражать.

Трудовые целевые объединения ребят, возникающие по ребячьей инициативе, надо всячески поддерживать, помогать им. Привычка к совместной деловой работе, хотя бы и краткосрочной, хотя бы и преследующей чи­сто ребячьи цели, имеет громадное значение. Такие кружки вырабатывают привычку к коллективной ра­боте.

Мы говорим о коллективизации сельского хозяйства, о столовых, починочных мастерских, домах-коммунах, об организации всей жизни на коллективных началах, понимаем, что такая организация — лучшая гарантия от нищеты и других тяжёлых сторон разъединенной, неорганизованной Жизни, где человек человеку — волк, но смешно было бы думать, что это может организовать просто-напросто какое-то ведомство, надо самим брать­ся за организацию коллективного труда во всех областях жизни.

Ну, и ребят с юных лет надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать. С этой точки зре­ния трудовые объединения ребят надо всячески разви­вать, всячески помогать им. Этого требует наша общая установка на строительство социализма.

Мы пока еще очень бедны, чтобы покрыть всю стра­ну детскими садами и детскими клубами и мастерски­ми, но мы можем — и это целиком зависит от нашей со­знательности — покрыть всю страну деловыми мелкими временными детскими объединениями. Такие детские объединения — хорошее лекарство против хулиганства.

Позже школа, пионерорганизация смогут влить коллективную деятельность ребят в общее организованное русло. Привычка к трудовым объединениям сделает много плодотворнее и легче и работу школы, и работу детей. Нам надо учиться уважать детский труд, помо­гать ему.

1926 г.

#Крупская Надежда Константиновна, ПСС, т. 4.