Найти в Дзене
Аркив

«Раньше было лучше»: почему искусства это не касается

«Современная мазня полностью дезориентировала людей. Если раньше человек видел в музее картину, которую сам никогда не нарисует, он хотя бы понимал что это достойно висеть там "потому что я так не смогу". А что сейчас?» Сомневаюсь, что «бездари» вроде Поллока, Ротко и Кунинга способны дезориентировать людей, которые по-хорошему не видят разницы между этрусской скульптурой и греческой архаикой (о Мане и Моне я уже молчу).
[Почему-то именно люди с улицы уверены, что современные художники должны иллюстрировать их фантазии на тему того, что и как преподают в художественных вузах. Хотя не могут назвать даже примерный список базовых дисциплин.] А пойнт про «раньше было лучше» всё ещё не выдерживает критики. Современники ругали языческие сюжеты Боттичелли, разворачивали целую кампанию по уничтожению «Последнего суда» Микеланджело (к слову, плюс-минус успешную), издевались над эксцентричным стилем Эль Греко, называли Караваджо «антихристом живописи» и угрожали Соловками Василию Перову. Прераф
Гюстав Кюрбе. «Происхождение мира» (1866)
Гюстав Кюрбе. «Происхождение мира» (1866)

«Современная мазня полностью дезориентировала людей. Если раньше человек видел в музее картину, которую сам никогда не нарисует, он хотя бы понимал что это достойно висеть там "потому что я так не смогу". А что сейчас?»

Сомневаюсь, что «бездари» вроде Поллока, Ротко и Кунинга способны дезориентировать людей, которые по-хорошему не видят разницы между этрусской скульптурой и греческой архаикой (о Мане и Моне я уже молчу).

[Почему-то именно люди с улицы уверены, что современные художники должны иллюстрировать их фантазии на тему того, что и как преподают в художественных вузах. Хотя не могут назвать даже примерный список базовых дисциплин.]

А пойнт про «раньше было лучше» всё ещё не выдерживает критики.

Современники ругали языческие сюжеты Боттичелли, разворачивали целую кампанию по уничтожению «Последнего суда» Микеланджело (к слову, плюс-минус успешную), издевались над эксцентричным стилем Эль Греко, называли Караваджо «антихристом живописи» и угрожали Соловками Василию Перову. Прерафаэлитов — мешали с говном за «грязные ногти Христа», а карьеру Сарджента уничтожили за свободную одежду на портрете Готро… Курбе критиковали за грубые пейзажи, а передвижников — за наплевательское отношение к идеалам академизма...

Импрессионистов — по-моему, ругали вообще за всё и сразу.

Д. Э. Милле. "Христос в родительском доме" (1850). В своё время эта картину восприняли как настоящий "бунт в искусстве". Даже Диккенс окрестил ее "низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей". Люди плевались, докапываясь до рыжих волос, грязных ногтей и опухших рук. Общественное возмущение было настолько масштабным, что даже королева Виктория решила лично увидеть картину.
Д. Э. Милле. "Христос в родительском доме" (1850). В своё время эта картину восприняли как настоящий "бунт в искусстве". Даже Диккенс окрестил ее "низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей". Люди плевались, докапываясь до рыжих волос, грязных ногтей и опухших рук. Общественное возмущение было настолько масштабным, что даже королева Виктория решила лично увидеть картину.

Ну то есть в этом самом «идеальном раньше» люди с ноги и с удовольствием хейтили искусство, которое не могут сделать сами. Просто потому, что им не нравилось, о чём написано (да и как — собственно, тоже).

А свой непререкаемый статус среди масс «стандарты» домодернистской классики получили, когда стали удобным костылём для наглядной критики нового искусства, мол, смотрите, как однозначно и хорошо всё у нас было.

Хотя по факту людям с улицы плевать и на Поллока, и на Караваджо: попытки унизить первого или возвести на пьедестал второго продиктованы скорее желанием поставить на себя маркер «высокого» и получить одобрение толпы в формате лайков в комментариях.

А решает — время. Как обычно. И судя по коллекциям ведущих музеев мира, оно решило. И решило довольно однозначно.

Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861)
Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861)

К слову. Эту картину Перова общественное мнение когда-то окрестило богохульством и провокацией. Её даже запретили к показу: в контексте темы людям не нравились пьяные крестьяне, приспущенные чулки и священник, который слишком безразлично несёт православный крест. Павел Михайлович Третьяков, который, ориентируясь исключительно на собственный вкус, собрал всё, что массы сейчас почитают выбранной ими незыблемой классикой русского искусства, — как обычно плевал на общественное мнение и купил эту картину. На что немедленно получил предупреждение от Василия Худякова:

«...слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина… была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».

Но общественное мнение как обычно ничего не решило. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.

Такие дела.

Друзья, если вдруг хотите, чтобы текстов было больше, оставлю ниже номер карты для проявления душевной щедрости (заранее огромное спасибо):

Т-Банк 2200 7004 6266 6024

А так же не забудьте поддержать пост лайком или комментарием, чтобы его увидели не только вы.