Остаётся только понять и простить тех любителей фантастики, кто верил (и продолжает верить), что в сегодняшних реалиях западного кинопрома можно увидеть на экране чистый образец жанра, без примеси идеологии и политики, подтекстов, повестки и чьих-то заказов, как это было при бабушке и при дедушке. Получается, что в этом отношении мы ничем не отличаемся от простодушного главного героя фильма «Mickey 17», вышедшего в прошлом году, и так же пребываем в каких-то своих грёзах и мечтах, пока внешний мир в очередной раз ни припечатает очередным релизом. Вот и «Консервативный взгляд на кино», подводя итоги 2024 года и предвкушая год следующий – 2025, рассматривал проект маститого режиссёра/сценариста Пон Джун Хо и студии Warner Bros., как потенциальный… если не шедевр, то, по крайней мере, хит сезона. Предполагалось, что поскольку жанрового опыта с приглашёнными западными звёздами азиатский постановщик уже набрался, пороху понюхал, своими «Паразитами» многих пленил, то почему бы теперь ему не выдать ещё и качественную высокобюджетную фантастику в Голливуде? А если какие-то заявления в обрамлении sci-fi кореец и сделает, то будет это что-то вроде его же динамичного блокбастера «Сквозь снег» (2013), в котором автор довольно оригинально высказался в просоциалистическом и антигосударственном ключе. Увы: хотели мы, как лучше, а получилось, как всегда.
Видимо, Пон Джун Хо хорошенько усвоил правила игры, и чётко понял для себя, куда и откуда ветер дует. И здесь урок номер 1 заключается скорее всего в следующем: хочешь и дальше получать оскаров, ходить по красным дорожкам, быть в тренде и зарабатывать хорошие деньги – делай то, что хотят услышать. И то, что тебе говорят. Рука дающего не оскудеет. А поскольку музыку сейчас заказывают в подавляющем большинстве случаев глобалисты (конкретно в США – демпартия и её сопричастные медийные воротилы), то будь добр, заезжий человек, соответствуй уставу и доказывай, что ты в доску свой. Зря позвали что ли? Надо лишний раз обгадить политических оппонентов – будь добр пропиши в сценарии съехавшего с катушек «правого» консерватора-самодура, отмороженного техно-олигарха, грезящего величием и ведущего свой космический корабль покорять новые миры, как некую карикатуру на Илона Маска и Дональда Трампа одновременно. Приветствуются любые наезды на христианство и в целом на религию – обязательно постебись и поглумись на этой почве. Дают плюшки за выкрученную наизнанку экоповестку про бедных зверушек и ужасных homo sapiens, убивающих не только свою, но и чужую планету, – расскажи свою историю именно в нужной интерпретации. А уж если сделаешь так, чтобы в финале вместо ненавистного «правого» консерватора на троне восседала обдолбанная наркотиками негритянка, у которой на привязи сразу два белых клона-любовника, так это ж вообще высший класс!
Не знаю, возможно, кто-то реально не замечает подобной шелухи или делает вид, что не замечает, но, честно говоря, в какой-то момент заказная «левая» повестка последних десяти или около того лет окончательно обрыдла. И ладно бы речь шла о наболевшем, о личных мыслях и идеях самого автора, с которыми он хочет поделиться с широкой аудиторией от чистого сердца и от всей души, но ведь нет же – одни и те же приёмчики кочуют из фильма в фильм, одна и та же заклинившая пластинка. А ещё кому-то не нравилась советская цензура! Вы в сегодняшнюю либеральную киноиндустрию хорошенько всмотритесь: где тут свобода, где плюрализм, где разнообразие взглядов? В данной связи даже какой-нибудь детсадовский «Звёздный десант» (1997) про стычку человечества с похожими иноземными жуками, каких мы наблюдаем в «Микки 17», и то сейчас выглядит гораздо честнее и гораздо полезнее для жанра научной фантастики в целом. Здесь же прикрывшись чёрным юмором и иронией, из-за чего даже поначалу хочешь сравнить фильм с работами Роберта Шекли, но очень быстро понимаешь, что такое сравнение совершенно некорректно, ибо фирменная ирония классика никогда не отличалась кровожадностью и цинизмом, Пон Джун Хо подмигивает всем и каждому так часто и так усердно, что в конце концов это напоминает тик больного.
Положение усугубляется статусом корейца, ведь как бы там ни было, в западном мире он – чужак, а в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят. Одно дело, когда свои местные доморощенные горе-творцы отрабатывают политическую повестку, вмешиваются в общественную жизнь, выражают своё «фи» относительно тех или иных внутренних процессов, происходящих на их территории, в их стране и их же сообществах, но ты то, уроженец Тэгу, куда полез? Критика христианства от заезжего режиссёра выглядит настолько нагло и дико, как если бы упавший с неба эскимос наложил большую кучу на пирамиду инков (интересно, каковы бы были последствия подобного «личного мнения»). Сложно представить, например, чтобы какой-то российский режиссёр приехал в азиатский регион по приглашению и стал бы там на деньги этих стран высмеивать буддизм, индуизм, ислам или конфуцианство. А тут почему-то всё оказывается возможно, более того – ещё и поощряется…
Когда же Пон Джун Хо пытается хоть на йоту отойти от чёрного тухлого юморка и хотя бы на чуточку быть серьёзным, заговорить действительно на насущные важные темы футурологии (моральный и философский аспекты клонирования: каково это – многократно рождаться и умирать; извечный вопрос сочетания души и тела; мутация при многократном воспроизведении, приводящая к потере самоидентичности и т.д.), выглядит это полным провалом! Вот и остаётся корейскому сценаристу и режиссёру в одном лице разве что хохмить и строить условные рожицы через поток хаотичных и пустых сцен и диалогов, что особенно удивительно, когда читаешь постфактум о первоисточнике – романе Эдварда Эштона «Микки-7», который, по заверениям аннотации, поднимает на поверхность вопросы этики, морали и нравственности в разрезе цифрового бессмертия, клонирования, освоения космоса, колонизации других планет, взаимоотношения людей в нестандартных и критических жизненных ситуациях, то есть ровно то, что и требовалось! Было бы любопытно почитать, что там написал Эштон, потому что у киношников всё перечисленное – в дальнем боковике, если не выражаться более грубыми словами.
Наверное, нужно бы сказать пару слов непосредственно о сюжете, но почему-то не хочется. Биопринтинг будущего, порождающий живых подопытных людей (крысы и кролики, по идее, должны вздохнуть с облегчением) – так называемых «расходников»; проблема «дубликатов» – двух одинаковых по генам и воспоминаниям людей, как некий неразрешимый парадокс, с которым ещё предстоит столкнуться цивилизации (если она, конечно, доживёт до тех времён, что далеко не факт); пацифисты-«жутики» – те самые странные жуки с другой планеты, которые не понятно чем питаются и как вообще выживают в бескрайних снегах; простая мораль, заключающаяся в том, что тупость наказуема (а то, что главный герой глуп – нет никаких сомнений; по меньшей мере, странное «посвящение» футболисту Кевину Де Брёйне, у которого тоже был 17 номер в прошлом клубе, но который наоборот славится игровым интеллектом)… Всё это могло бы быть потенциально интересным в фантастическом фильме, пусть и свернувшим по ходу развития событий не в ту степь (конкретно здесь – в сторону любовного треугольника, или даже квадрата), если бы господа-глобалисты снимали именно фантастику, а не очередную агитку. Можно было бы выделить старания размножившегося Роберта Паттинсона, музыкальный ряд от Чон Джэ-иль, довольно сносный визуал. Но, во-первых, за 150 миллионов «грязных зелёных бумажек» видели мы зрелище и получше, а, во-вторых, некоторые отдельные положительные элементы целого, к сожалению, не делают съедобным всё целое. Как итог – пожалуй, главное разочарование 2025 года.
______________________________
Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру