Реальность упорно не дает сосредоточиться на творческих моментах, однако серии «Рыцаря семи королевств» короткие, так что найти пол часика для просмотра не трудно, однако облечь свои впечатления в приемлемую форму вышло только сегодня.
Итак, мы остановились на том, что Дунк врезал по зубам принцу-Эйриону, поэтому четвертая серия логично началась с тюремной камеры.
Не знаю, право, радоваться ли, либо критиковать отсутствие в начале серии демонстрации физиологических процессов, - не считать же за оный, что Дунк ест. Просто, с одной стороны, оправление естественных надобностей не вызывает никакого эстетического удовольствия, но с другой, раз уж это был не баг, а фича, то немного странно посреди сериала ее выкинуть и забыть.
И вот, значит, Дунк у нас сидит в камере и к нему приходит Эгг.
Если не знать, что было написано в книге, и сильно не придираться, то – ну пришел и пришел, мальчик очень расстроен, Дунк злится, ну так причины и для того, и для другого имеются.
Но! Если все же заглянуть в повесть, то окажется, что сцена полностью провалена.
Начать с того, что Дунк в книге сам настолько хотел участвовать в турнире, что сидя в камере, только о нем и думает. Он не просто сидит, он сидит у окна, он прислушивается к шуму, к звукам труб и рогов, он переживает, что вот сегодня был бы хороший день для межевого рыцаря выступить… Разве трудно было сыграть, как человек прислушивается? Разве трудно было при этом состроить расстроенную и тоскливую морду лица? Вот и я думаю, что нет.
Далее, Эггу извиняться перед Дунком приказал старший принц, дядя Бейлор. Мальчик расстроен, и маленький актер талантливый, хорошо играет, поэтому за то, что образ персонажа и накал страстей смазали – отвечают только сценаристы.
Соль ведь в том, что Эгг не просто хотел поглазеть на турнир, а старший братишка забухал в таверне! А в том, что Эгга уже приставили оруженосцем к старшему брату, что мальчишка невероятно хотел стать самым лучшим оруженосцем, готовился, а оказалось, что братец его трусишка, который разработал целую операцию, чтоб турнир пропустить. Это же старший брат сбрил Эггу приметные волосы. Вот, увидев Дунка, Эгг воспринял это практически как знак и сбежал сам из той занюханной таверны, куда забился брат.
Вот это все - отчаяние мальчишки, его мечта, - они пристукнуты пыльным мешком. «Я не знал, что поступаю плохо» (с) Тфу…
И там, где в книге Дунк увидел вот это горячее отчаянное желание у мальчика и понял его, не осуждал ни в коем случае, а наоборот, подумал, что он-то знает, каково это, хотеть чего-то так, что готов врать напропалую....
В чем внутренняя схожесть между Дунком и Эггом, несмотря на огромное социальное неравенство между ними.
Неравенство, о котором, книжный Дунк не забывает, между прочим!
- Мы оба из Королевской Гавани.
- Только один из Красного замка, а другой с Блошиного конца.
- Как мне теперь тебя называть: ваша милость или ваше высочество?
В сериале это все напрочь убрано. Дунк злится, Дунк рявкает на мальчишку, как будто это не принц, а все еще его приятель-оборванец.
И это портит все впечатление, потому что это уже не про рыцарей, это современные американы, зачем-то наряженные в тряпки.
Дальше продолжается тоже самое. Дункана распорядился привести дядя Бейлор. Дядя Бейлор не просто принц, он вообще-то наследник трона между прочим!
Поэтому книжный Дункан без раздумий преклонил перед ним колено, а в разговоре никаких вольностей себе не позволял, какую бы сногсшибательную весть ему Бейлор не выдавал. В сериале, Дунк опускается на колено с таким видом, будто его заставляют делать что-то неприличное, а стоило Бейлору разрешить ему встать, как Дунк тут же плюхается в кресло напротив принца, как его старый друган.
Ничего, чуть позже он с этого кресла еще и вскочит в порыве праведного негодования и позволит себе голос на принца повышать.
А сам диалог вызывает ощущение фальшивых елочных игрушек, потому что слова вроде бы местами звучат мартиновские, но все в целом смотрится как опилки, хотя иногда звучат вовсе эпические фейлы.
Например, я еще не отошла от Дунка в кресле, как Бейлор у него поинтересовался ничтоже сумняшеся, владеет ли Дунк мечом. Мой мозг натурально завис. А что, бывают рыцари, которые не владеют мечом?!
В повести есть опытный царедворец, который ведет изысканную беседу, и скромный и честный парень, который сам понимает, что попал в серьезный переплет:
- Мне отрубят руку?
- И ногу. Вы же его еще и пнули.
То есть Бейлор вначале поинтересовался, насколько Дункан хорош в бою, - потому что он а) симпатизировал парню, б) в ситуации разобрался и нашел решение. К которому, собственно и подводил.
Все пропавшие Таргариены нашлись, вот только алкаш-Дейрон соврал, что Дунка похитил какой-то высокий рыцарь-разбойник. Да, я знаю, что это неправда. Да, Эгг уже рассказал правду, но из-за предшествующего вранья ему не верят. Кроме того, весьма опрометчиво бить морду внуку короля, так что судить тебя, парень, будут в любом случае. Я-то все понимаю, казнить тебя не дам и вообще буду склонять к милосердию, но учти, есть еще вариант с судебным поединком. Вот я и спросил, насколько ты хороший рыцарь.
То есть опытный дядя Бейлор красиво выстроил всю беседу. Начал с главного, а когда ответ Дунка, что учил его рыцарь Арлан всякому, принца не устроил, то на пальцах объяснил парню насколько тот влип, почему, расклад сил и как можно выкрутится без членовредительства.
Что у нас в сериале? В сериал вселился дух нетфликсовского «Ведьмака»:
- Вы владеете мечом?
- Сир Арлан учил меня сидеть в седле, держать копье.
Пристрелите меня кто-нибудь.
Ну и конечно же как без воплей «А что с девушкой? Да он ей палец надвое сломал! А чтобы вы сделали? Нет, ну скажите, что, не вдарил бы?»
Книжный Дунк от такой выходки был бы в ужасе, не меньшем, чем от новости про отсечение конечностей! А я так просто в акуе.
Ну а дальше у нас что? Видимо,.. СУД, блть!
Опять все очень близко к тексту, не поспоришь, но расхождения с ним просто убийственные.
Итак, в повести словами через рот дядя Бейлор одним предложением объяснил, кто будет судить и почему – он сам, его брат Мейкар (отец говнюка), как представители короля, лорд Эшфорд, как хозяин земли, лорд Тирелл, как непосредственный сюзерен Эшфорда.
Тут уже и у Мартина не очень-то достоверно, потому что если с лордами все в порядке, а Бейлор еще и десница короля, т.е. все по закону, то на каком основании в судьи затесался Мейкар Таргариен?
Он-то ни при должности, а кроме того сторона заинтересованная. Оба его сына «пострадавшие», ой как удобно, что папа в суде судья… Так не бывает даже в Средние века, где с судопроизводством все было в полном ажуре.
Далее в книге на суде логичным образом присутствовал алкаш-Дейрон и Гавнюк, как обвиняющая сторона. Сторона, не судьи. В сериале Дейрона нет вообще, а Гавнюк сидит вместе с папочкой.
Как всегда, серьезное мероприятие превращено в цирк шапито. Лорд Эшфорд, красный от натуги ползает под столом и подбирает орехи, которые изволит колоть Гавнюк.
Гавнюк именно что колет орехи кинжалом, что является фейерическим неуважением не столько к Дунку, сколько к его же отцу и дяде-деснице Бейлору. Гавнюк должен быть хамлом и что-то жрать в кадре, знаем-знаем, еще со времен Денетора у Джексона.
Когда Гавнюк произносит фразу про «Суд Семерых», - о ужас! – не Дункан, которому невежество простительно, а принц Мейкар первым удивляется, шо це таке за суд, а потом еще и выволакивает своего сынка за шкирятник и волочет в уголок, хм, применять к нему абьюз, шейминг и может быть даже немного фистинг.
Зачем, к чему это, почему Мейкар раньше своего Гавнюка не приструнил, раз он такой строгий папочка в сериале… Опять же Дунк возмущенно орет «но у меня же никого нет!», как будто зритель за 3 с половиной серии этого еще не понял. И вот момент, где вотэтоповорот, где ты должен сидеть и локти грызть в волнении за ГГ окончательно – превращен в шапито, причем унылое.
Следующая сцена видимо задумывалась именно такой, чтобы через погоду передать внутреннее настроение ГГ, но передали лишь низкий уровень интеллекта режиссерки Сары Адины Смитт.
В чем соль, - Суд Семерых это такой же судебный поединок, только драться должны 7 на 7мь. То есть Дунк должен найти еще 6х рыцарей, готовых сразиться вместе с ним. А как мы знаем, за Дунка и поручиться-то было некому, вот в чем проблема. Поэтому, когда Дунка отпустили, вернув ему оружие и деньги, настроение у него было похоронное. Он и куда идти-то не знал, брел куда глаза глядят.
Но услышал вдруг своего коня и увидел герб Фоссовеев, потому что младший Фоссовей сподобился позаботиться о лошадях и каком-никаком имуществе друга, пока тот сидел на киче.
То есть в последовательности событий присутствовала не только приемы художественного произведения, но банальная человеческая логика.
Что у нас в сериале? В сериале Дунк под проливным дождем приходит к дереву. Лошади так и стоят под этим деревом под дождем и никому эти лошади арестованного сира нахрен не сдались, чего просто не может быть.
Из-за дерева внезапно выпрыгивает Фоссовей со словами «Ой, вы чё, тут с лошадями разговариваете, ну дела?»… Откуда вот вообще этот Фоссовей знал, что Дунка отпустили? Или он что, все это время под деревом сидел? Под дождем? Зачем? Он мазохист или просто идиот?!
И только после этого они пошли в палатку к Фоссовеям.
Диалог с Фоссовеями тоже полностью перетасован. Зачем-то опять приплели политическую составляющую, дескать, Фоссовеи тихо ненавидят Таргариенов, хотя старший Стефан в книге просто сказал, мол, видел, что сделали с кукольниками, так что я с вами.
Далее, там, где Дункан воспрянул надеждой, когда Стефан пообещал привести своих друзей, в сериале Дунк вдруг начинает его отговаривать, мол, Дом Дракона не щадит никого.
Там, где младший Фоссовей аккуратно предупреждал Дунка, что не уверен, что Стефан-то знает таких блестящих сиров как Ланистер и т.д., да вот не факт, что эти сиры знают Стефана, тот просто хочет прославится за ваш счет. И поэтому предлагал не надеяться на брата, а поискать защитников самостоятельно, - в сериале Раймунд вовсе предлагает Дунку бежать.
Чего тоже в принципе не могло быть – это равносильно не просто смерти, а еще и позору… Короче, сидишь и за голову держишься, - что вы творите, уроды, тут же вся история крутится вокруг рыцарской доблести и рыцарской чести. Вся суть истории в том, что Дункан Высокий душой больше рыцарь, чем все принцы вместе взятые, и поэтому события обернутся так, как обернулись уже и обернутся в будущем...
И эту историю сейчас старательно закапывают.
Затем в палатку приходят Эгг и алкаш-Дейрон, и хоть тут более-менее удалось не напортачить, а может у меня уже стадия принятия.
Таргариены опять сбежали от папы, на этот раз чтобы помочь Дунку. Дейрон обещал в бою тихонько лечь после первого же удара и даже извинился за свое свинское поведение. Однако радоваться было рано, поскольку на стороне обвинения будет биться обиженный папа Мейкар и еще три Белых Плаща, т.е. лучшие из лучших.
Про Гавнюка прозвучала та самая фраза, что «Он считает себя драконом, лучше бы он был Фоссовеем, тогда он считал бы себя яблоком». Фанаты наверняка в восторге.
Кроме того, Дейрон рассказал, что видит вещие сны. Во сне он видел Дунка и дракона. Дракон упал на Дунка, тот выжил, а дракон нет. И в этой сцене мне даже понравилось, что Дейрон рассказывая о сне, отозвал Дунка из палатки, наедине, а не при всех.
Ничегошная сцена вышла и следующая, даже фраза Тансель из спектакля на удивление в этот момент вполне к месту.
Да, Дунк пошел к кукольникам, там естественно никого не нашел, зато Дунка нашел кузнец. И как раз диалог между ними важен для атмосферы и смысла всего рассказа.
Так, кукольники уехали в Дорн от греха подальше, но Тансель успела расписать щит, как и просили, а кузнец на этом щите еще укрепил, что надо, чтоб надежнее и крепче был.
У Дунка случилась минута слабости, вот мол, звезда-то падает, а закат предвещает ночь, надгробие, а не щит. Кузнец его утешит, дескать, зато вяз вон какой живой, присказки в ход пошли, да и плату с Дунка, считай, не взял.
- Сколько за работу?
- С тебя-то? Давай грош.
И суть-то в том, что кузнец был не один. Он пошел провожать Дунка на ристалище, а там уже собралась толпа народу и все желали ему удачи. Какая-то тетка, старик, девушка, - кто целовать подбежал, кто руку жать, кто благословлял всеми богами…
- Что я для них? – удивляется пораженный Дункан.
- Рыцарь, который помнит свои обеты.
Вот о чем история. Что это не драка за потаскушку, кто там кому зуб выбил, плохие Таргаряны или хорошие. Это про идею.
Надо ли говорить, что в сериале этого нет? Просто взяли и весь смысл выкинули. Просто Дунк поплакал с кузнецом. Зачем был кузнец? А хз, нам и кузнец не нужен.
Нужны рыцари и рыцари пришли. Целых 4 и это важно, ведь нужно 6, не считая самого Дунка. Очень важно, кто пришел и почему. Ну ладно, Баратеона мы узнали и нам сказали, что его привел мальчик. Еще один – одноглазый Рислинг. Третий – Хамфри Хардинг, который хочет поквитаться с Гавнюком за подлость во время поединка.
А четвертый кто?! Ну хоть бы одну фразу бросили, что «шурин охотно поможет»!
Не, пофиг, какой-то хрен с бугра затесался и ладно.
Вот приехали Таргариены – трое принцев и трое гвардейцев. Наши ждут Стефана Фоссовея, подсчитывая, дескать, их шестеро и нас шестеро, может ли быть, что у них проблема с бойцами вдруг?
Как бэ сказать, чтоб не обидеть. Понимаете, есть такое слово, Д – драматургия. Обстановка нагнетается, напряжение растет… Но только не в сериале! В сериале в прямом смысле унылый серый туман. Ни тебе рассказа как Эгг с боем прорвался к Баратеону, чтоб его привести, ни молитв Рислинга, ни какого-то задора у Хардинга, ни нервничанья Раймунда Фоссовея – Дунк уныло бродит по краю поля, за ним уныло зачем-то все еще бродит кузнец…
Далее следует опять-таки очень важная и напряженная сцена, когда старший Фоссовей возвращается, и так, как бэ между делом, бросает, что он вообще-то будет сражаться за Таргариенов. За это его сделают лордом.
- Ты променял честь на титул! – в ужасе Раймунд Фоссовей.
Поэтому говорит, - я буду биться, посвятите меня в рыцари прям здесь, немедленно! Хотя только что ночью сам пугался, что судебный поединок это вам не турнир, тут-то намеренно будут стараться убить до смерти. Но честь и верность слову для него не пустой звук.
- Вы сомневаетесь в моей доблести?! – спрашивает Раймунд, когда Дунк медлит.
Но эту фразу выкинули, и в результате у нас дубинушка Дунк, который просто стоит ждет непонятно чего, и пацан, который, видно просто подраться захотел за компанию, так что ли? Ну вот как, КАК, можно одним движение буквально просирать досконально прописанные сцену за сценой?! КАК?!!
Вместо накала страстей, стремительно подводящих к кульминации, - у нас тут туман и слоумо.
А дальше следует то, что я предсказывала еще во второй серии.
Итак, у Таргариенов полный состав команды, у Дункана все еще не хватает одного бойца. Он сказал было лорду Эшфорту, что они будут биться числом, что есть, но это против правил. Признавай себя виновным.
И наступает кульминация. Дунк едет вдоль помоста, обращаясь к лордам ПОИМЕННО! Сир Дондарион, на службе у вас сир Арлан был ранен. Сир, Тирелл, мы сражались за вас там-то. Сир Ланистер, с вами – на таком-то турнире… Мой наставник был хорошим человеком, он научил меня, что значит быть рыцарем. В том числе защищать невинных. Сир, Бракен, все знают какой вы храбрый воин, сразитесь за меня, ведь правда на моей стороне! Как-то так.
Не правда ли, есть очень большая разница, когда обращаются лично к тебе, по имени и в лицо, или когда какое-то чучело просто кричит «сразитесь хоть кто-нибудь, неужели среди вас нет храбрецов?». Когда говорят о правде и обращаются к рыцарской чести, или просто вспоминают какого-то старого хмыря?
Однако все эти перечисления, вместо того, чтобы мощно выстрелить в конце, уже были бездарно растрачены на унылое шатание Дунка по лагерю, как попрошайке. И смысл его выступления, сама концепция происходящего опять начисто просрана!
В буквальном смысле. Вишенкой на этом замке из говна стали те самые физиологические подробности. Там, где лорд Бракен сказал «я тебя не знаю парень, так что твои проблемы только твои», но он хотя бы ответил, в сериале – лорд Бракен, похожий на нечесаную пародию на Хагрида, встал и на весь стадион перднул.
И все такие – ахаха, как смешно. Ну, не так уж и смешно было тем, кто сидел с ним рядом.
Кстати, непонятно вообще с чего бы и к кому обращается Дунк – на трибуне сплошь дети, старики и какие-то невнятные хмыри, пошиба подъездного алкаша. И шлюха из первых серий.
Тоже сидит в ложе. Охренеть. Вставила бы я свой любимый мем про «мозгами поменялся», но тут режиссерке меняться мозгами вовсе было не с чем, что отчетливо заметно!
И там, где в книге после проникновенной речи Дункан в полнейшем отчаянии и раздается крик души просто, - «НЕУЖЕЛИ ЗДЕСЬ НЕТ НИ ОДНОГО НАСТОЯЩЕГО РЫЦАРЯ?!»… Неужели мужество/храбрость покинула благородные дома Вестероса? Причем тут это, ну вот просто причем?! Ай, все, все нахер.
Потому что опять же, соль в том, что потом настоящий рыцарь нашелся. Один. И не кто-нибудь, а сам Бейлор Сломай Копье, наследник и десница короля. Вот он не посчитал для себя зазорным выступить за какого-то нищеброда, потому что правда действительно на его стороне.
А в сериале уже все совсем просрано, поэтому ну вышел Бейлор, ну и что. Мог бы тоже перднуть, народ точно так же бы порадовался. Вышел и вышел, молодец, *дец как волнительно.
Серия, которая должна быть одним звенящим нервом – она просто никакая. Пердеж Бракена реально единственный тревожный момент.