Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Двое на острове слез" (СССР, 1987), "Двое в новом доме" (СССР, 1978), "Двое под одним зонтом" (СССР, 1983)

Двое в новом доме. СССР, 1978/1979. Режиссер Тофик Шахвердиев. Сценарист Анатолий Гребнев. Актеры: Мария Соломина, Александр Абдулов, Кира Романова, Эммануил Виторган, Эрнст Романов и др. 11,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Фильмы «про любовь» при всем своем относительном разнообразии имеют один объединяющий штрих, если не сказать — штамп: встречи и расставания, ссоры и примирения двух молодых (а в последнее время и не очень молодых) людей в финале завершаются свадьбой, или окончательным разрывом. Последнее, впрочем, менее характерно. А что же после свадьбы? Этому этапу человеческой жизни, видимо, не столь выигрышному в кинематографическом плане, уделяется до очевидного мало экранного времени. В бытовой, лишенной романтических атрибутов атмосфере семейной жизни молодоженов труднее создать драматическую ситуацию, легче пойти на поводу комедийных недоразумений («Взрослые дети». «Семейные обстоятельства»). Поэтому фильм Т. Шахвердиева «Двое в новом доме» (сценарий А. Гребнева)

Двое в новом доме. СССР, 1978/1979. Режиссер Тофик Шахвердиев. Сценарист Анатолий Гребнев. Актеры: Мария Соломина, Александр Абдулов, Кира Романова, Эммануил Виторган, Эрнст Романов и др. 11,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Фильмы «про любовь» при всем своем относительном разнообразии имеют один объединяющий штрих, если не сказать — штамп: встречи и расставания, ссоры и примирения двух молодых (а в последнее время и не очень молодых) людей в финале завершаются свадьбой, или окончательным разрывом. Последнее, впрочем, менее характерно.

А что же после свадьбы? Этому этапу человеческой жизни, видимо, не столь выигрышному в кинематографическом плане, уделяется до очевидного мало экранного времени.

В бытовой, лишенной романтических атрибутов атмосфере семейной жизни молодоженов труднее создать драматическую ситуацию, легче пойти на поводу комедийных недоразумений («Взрослые дети». «Семейные обстоятельства»). Поэтому фильм Т. Шахвердиева «Двое в новом доме» (сценарий А. Гребнева) представляется интересной попыткой рассказать о проблемах молодой семьи откровенно, всерьез.

Характерно, что в сценарии начисто отбрасывалась предыстория знакомства Нелли (М. Соломина) и Сергея (А. Абдулов), а в картине такого рода пролог появился. Изобретательно снятый, выразительно сыгранный, он все-таки кажется чужеродным структуре остальной части фильма, как элемент, присущий уже упомянутой категории фильмов «про любовь».

Итак, перед нами двое: Сергей — рабочий радиозавода, студент-заочник и Нелли — гид «Интуриста».

Драматический стержень фильма прост, если вспомнить модную ныне теорию эмансипации женщин и феминизации мужчин: Сергей хороший, любящий супруг и отец, но чересчур мягкий, излишне тактичный, не всегда умеет постоять за себя. Для него «поймать» такси и то проблема. Сергей «непробивной», что как раз и не нравится Нелли. Желание быть рядом с «сильным мужчиной» приводит ее к некому Владимиру Васильевичу (Э. Виторган) — «супермену», занимающему завидную должность.

Традиционный адюльтер? И да, и нет.

Тонкой психологической нюансировкой, верно найденными деталями молодая актриса М. Соломина и режиссер Т. Шахвердиев, дебютант в игровом кино, дают неоднозначную оценку поступку Нелли. Недавнему документалисту Т. Шахвердиеву удается очень многое сказать не словами (сценарные диалоги во многом сокращены), но продуманной композицией кадра, выразительными взглядами героев фильма.

В глазах Нелли, впервые осознанно идущей на свидание к другому, светится отчаянная решимость и вместе с тем страх перед совершаемой изменой. Ярко, эмоционально сыграна актрисой и сцена возвращения к мужу. Долго, пристально камера следит за мокрым от дождя и слез липом Нелли. Вся она — раскаянье и затаенная в глубине души надежда на то, что Сергей сумеет ее понять и простить.

Сергея играет очень обаятельный актер А. Абдулов. Играет так, что зрительские симпатии с самого начала на его стороне. При этом авторы фильма не закрывают глаза на определенные недостатки героя: невнимательность, нерешительность, ребячество. Важно главное: Сергей — честный, самозабвенно любящий, отзывчивый, добрый, достойный любви. Но только столкнувшись с холодной, расчетливой уверенностью Владимира Васильевича, с его запрограммированной мужественностью, Нелли смогла понять, что чуть не потеряла настоящую, искреннюю любовь.

Разумеется, фильм не замыкается всецело на «любовном треугольнике». Интересно, что за характерами прослеживаются судьбы, сыграны многие эпизодические роли.

Как сложится дальнейшая судьба Нелли и Сергея? Что их ждет в долгожданном новом доме, наконец полученном? Авторы обрывают свой рассказ на полуслове…

Киновед Александр Федоров

-2

Двое на острове слез. СССР, 1987. Режиссер и сценарист Виктор Дашук. Актеры: Светлана Рябова, Михаил Неганов, Сергей Колтаков, Михаил Жигалов, Светлана Смирнова и др. 15,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Старая, как мир, мелодраматическая история: девушка не дождалась жениха, увлеклась заезжим молодцом, тот уехал вскорости неведомо куда. Потом родился ребенок, которого усыновил кстати возвратившийся из армии благородный жених...

Нужна особая психологическая трепетность в изображении интимных чувств человека, чтобы все эти достаточно банальные ситуации выглядели на экране достоверно. Но сыгранные молодыми актерами сцены и даже самые «смелые» ракурсы неинтересны из-за скованности, зажатости исполнителей.

Виктор Дашук получил признание за цикл документальных лент, но в игровом кино он, на мой взгляд, не силен. Отсутствие практики работы с актерами, драматургический непрофессионализм ощутимы буквально в каждом кадре «Двоих на острове слез». Серьезного разговора о судьбах молодых, по-моему, не получилось...

Киновед Александр Федоров

-3

Двое под одним зонтом. СССР, 1983. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Сценарист Сергей Абрамов. Актеры: Ивар Калныньш, Иннокентий Смоктуновский, Елена Сафонова, Евгений Биляуэр, Наталья Андрейченко, Елена Яковлева и др. 3,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Как и положено в сказках, главный герой фильма «Двое под одним зонтом» — красавец-жонглер Дан (в исполнении популярного актера Ивара Калныньша) встречает загадочную волшебницу (Елена Сафонова) и подвергается различным испытаниям — искушениям, и в итоге любовь заставляет его поверить в свой талант. Словом, все идет своим сказочно-мелодраматическим чередом.

И надо отдать должное изобретательности режиссера — иные эпизоды картины поставлены вполне остроумно. Впрочем, подобные блестки были и в некоторых предыдущих работах Г. Юнгвальд-Хилькевича («Весна двадцать девятого», «Д'Артаньян и три мушкетера»). Но, увы, как и прежде, эпизоды остались эпизодами, блестки-блестками, а картина — в рамках «маскульта».

Правда, в данном случае «маскульт» претенциозно стремится вобрать в себя приемы элитарного кинематографа, претендуя (впрочем, безуспешно) на «диффузионность», «симбиоз», смешение «низкого» и «высокого». Так возникли в ленте безвкусные, псевдомногозначительные «феллинизмы».

Термин этот, с недавних пор возникший в отечественной критике, означает особого рода вторичность художественного произведения, основанную прямом подражании или переосмыслении творчества знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини. Иногда эти «феллинизмы» органично включаются в структуру фильма («Нежность» Э. Ишмухаметова, «Венок сонетов» В. Рубинчика), но чаще остаются формальным приемом.

В фильме «Двое под одним зонтом» смысл многочисленных ретроспекций непонятен вовсе. Когда в воображении главного героя возникает снежно-белая арена, над которой угрюмо висит механическая сова, зорко взирающая на счастливых предков Дана, таких молодых и красивых, думаешь пародия на мнимую значительность опусов, некритически заимствующих форму известных произведений знаменитых авторов. Однако когда похожие видения начинают появляться в фильме через каждые десять минут экранного времени, причем, без изменений, понимаешь, что это отнюдь не пародия на заумное ремесленничество, а нечто иное. Что именно? Отсутствие чувства меры, свойственное и предыдущим работам постановщика? Желание доказать всем и каждому, что авторы знакомы с творчеством Феллини? Простое подражание? Похоже, и то, и другое, и третье. Словом — снова китч...

Киновед Александр Федоров