В далеком XVI-м столетии на берега едва открытого Нового света высадились первые европейцы - испанцы, англичане, французы, голландцы, португальцы. И понятное дело, тут же вступили колонисты в затяжную войну против местных аборигенов - воинственных индейцев.
Как известно, индейцы еще теми мастерами лихих набегов слыли. И в руки краснокожих нередко попадали белые пленницы. Но что же братья-Чинкачгуки вытворяли с бледнолицыми дамами? Рассказываю ниже подробнее - слушайте мой подробный рассказ.
О, на самом деле многое тут зависело от конкретных обстоятельств пленения, возраста самой пленницы. Но сразу укажу на один миф. Да, в американских вестернах индейцев норовят изобразить сплошь жестокими каннибалами, убийцами да насильниками, что не щадили ни единой угодившей в их руки бедняжки.
Однако в реальности все не так просто, друзья мои. Но обо всем по порядку рассказываю.
Что решало племя
Прежде, все белые женщины чаще всего попадали в руки к индейцам во время налетов на форты, колонны переселенцев, мелкие поселки. Ну а вот дальше уже многое зависело от возраста пленницы, конкретных обстоятельств, напавшего племени.
Так, все индейцы обычно щадили и отпускали пожилых женщин, испытывая к старости определенное уважение. Те же кроу и сиу женщин обычно не убивали, а уводили с собою. Принимали как равных, не лишая чести. Украшали бусами, дарили мокасины. Учили родным языкам индейцев. И, при желании самих пленниц, выдавали замуж за своих молодых воинов или даже вождей.
Индейцы-ирокезы, внезапно, могли пленницу вообще пленницу домой отпустить. Но если та выполнит одно важное условие - выберет себе воина из племени и родит ему ребенка. Желательно, сына. Удивительно, но близкие отношения с пленницами эти индейцы не начинали, пока те не свяжут себя с ними узами брака...
А вот команчи, апачи, черноногие, ассинибойны, лакота, кри и арикары к пленницам куда жестче относились. Могли тут же чести на месте лишить да скальп снять (любили белокурые скальпы), пожилых норовили пустить под нож.
А если уводили индейцы кого с собою пленницами, то использовали захваченных молодых здоровых женщин для восполнения человеческих потерь в племени, поручали самую тяжелую и грязную работу. Носить воду, шить одежду, плести корзины, таскать дрова.
В любом случае, у команчей и апачей белая женщина могла рассчитывать лишь на статус наложницы. Команчи говорили так:
- Ты должна нам теперь столько мальчиков родить, бледнолицая, сколько твои люди у нас юношей забрали!
Что делали индейцы с белыми женщинами
Белая женщина могла стать предметом межплеменного торга - ее могли передавать из племени в племя в обмен на других пленных или важные ништяки. Хотя индейцы обычно не высоко ценили белых девушек, считая их некрасивыми, болезненными, мало пригодными для тяжелого труда и деторождения.
- За те же ништяки белых женщин могли вернуть и своим же белым - правда, например, не американцам, а французам или мексиканцам. Часто так поступали чероки, что отпускали пленниц за 20-30 одеял да пару винтовок.
Впрочем, нередки были примеры, когда проведя много лет в индейском племени, пленницы уже не желали из вольных прерий в удушливые города назад возвращаться.
Конкретные примеры
Существует немало примеров, когда белые женщины попадали в лапы к индейцам и затем их судьба становилась широко известна. Приведу их, дабы не прослыть голословным.
К примеру, в 1831-м году девятилетнюю жительницу Техаса Синтию Энн Паркер украли команчи. В племени Синтию назвали именем Надуа (Найденыш). Надуа стала женой вождя команчей Пета Нокона. Их сын Куана Паркер, наследник отца, потом много лет воевал против американской армии... Синтия же, когда была отбита американской кавалерией, горько плакала о судьбе ставшего родным племени.
Американка Рэйчел Пламмер была захвачена команчами во время резни в Форт-Паркер в 1836 году. Провела два года в племени, пережив голод, пытки и тяжёлый труд. Как сама в мемуарах писала, выжила лишь за счет смелости - например, не боялась словно дикая кошка драться с пытавшимися ее обидеть индейцами. За это похитители начали ее уважать и считать равной себе. А в 1838-м году Рэйчел была выкуплена белыми торговцами.
Американка Олив Отмэн вместе с сестрою попала в плен к индейцам племени явапай в 1851-м году, в возрасте всего 14 лет от роду. Явапай продали пленниц соседнему племени мохавов. А те в 1856-м году сбыли уже одну Олив мексиканцам в форте Юма - в обмен лошадей, одеяла и овощи. Сестра ее не перенесла унижений.... Хотя сама Олив, вернувшаяся домой с характерной индейской татуировкой на лице, утверждала:
- Индейцы никогда не делали со мною ничего, что могло б меня убить.
В 1862-м году индейцы-сиу пленили сразу 12 белых девочек. 11 девочек раздали воинам. А еще одна, Мэри Швандт, стала приемной дочерью индейского вождя Доброго Грома и его скво (жены) Снаны. Спустя 2 года ее выкупили американские войска - в обмен на лошадей и товары.
В 1874-м в плен к индейцам-шаейнам угодили сестренки Кэтрин и Софии Герман. Американская армия отбила девчонок лишь через полгода. Кэтрин так стыдливо вспоминала пережитое в племени:
- С нас индейцы тут же стащили наши платья. И сделали, что пожелали.
В ленте "Танцы с волками" (Dances with Wolves) показана Стоящая С Кулаком (Мэри Макдоннел) - попавшая в руки к индейцам сиу еще совсем маленькой девочкой белая женщина. Уже почти не помнящая родного английского языка.
Не случайно, генетические исследования показывают: у немалого числа североамериканских индейцев (около 30%), тех же апачей, команчей, кайова, прослеживается небольшая европейская примесь - по материнской линии...