Эта маленькая станция с непростой судьбой расположена вблизи наивысшей точки Карельского перешейка (205 м над уровнем моря). Территория станции является также самым высоким местом железнодорожной линии СПб-Приозерск-Хийтола. Существует с момента начала эксплуатации этой дороги в марте 1917 года. Поскольку прямо по станционной площадке, в северной её оконечности, проходила линия границы между царской Россией и Великим княжеством Финляндским, то этот раздельный пункт выполнял и пограничные функции. Правда, такой особый статус никак не повлиял на количество станционных путей – их тут было, как и в настоящее время, всего три. К тому же, уложены они в кривом участке, да ещё и укороченной длины. Виной тому – сложные топографические условия в районе, где необходимо было построить станцию.
Вскоре после открытия движения по новой железной дороге, в России начались предреволюционные беспорядки. К осени 1917 года их волна докатилась и до Карельского перешейка. Провозглашение независимости Финляндии и последовавшая за этим событием гражданская война стали причинами прекращения регулярного движения поездов через станцию Раасули. Более того, по окончании междоусобных боёв 1918 года, финская сторона демонтировала железнодорожный путь от пограничной Раасули до соседнего остановочного пункта Нуйяла (в настоящее время он носит название «пл. 67 км»). Снятые рельсы использовали затем на других участках железных дорог Финляндии. Кроме экономических причин, в этом действии явно усматривается и желание обезопасить территорию страны от возможного вторжения по железной дороге красногвардейских отрядов из Советской России.
Надо сказать, поводов для такого беспокойства было немало. Все хорошо помнили событие, произошедшее 20 ноября 1917 года. Тогда из революционного Петрограда через станцию Раасули проследовал поезд с красногвардейцами под командованием Х. Кальюнена. Эта группировка, внезапно и беспрепятственно появившись на финской земле, затем в течение нескольких месяцев творила кровавые бесчинства и грабила мирное население на территории современного Приозерского района. А в начале 1918 года тем же самым маршрутом из Петрограда в район ст. Рауту (ныне - Сосново) неоднократно подходили ж.д. составы с помощью местным красным, в том числе и бронепоезд. Для недопущения подобного впредь, рельсы на участке Раасули – Нуйяла разобрали, как только на территории Карельского перешейка установился мир.
Бездействие станции продолжалось до 1940 года, когда в ходе «Зимней войны» разобранный железнодорожный путь был восстановлен, и через Раасули вновь пошли поезда.
В 1949 году станция Раасули получила русское название Орехово. Любопытно, что несколько ранее, а именно – в 1948 г., в «Орехово» был переименован соседний остановочный пункт Нуйяла. Однако, это решение быстро отменили, и новое название переместилось в Раасули. Дело в том, что одноимённая деревня, расположенная неподалёку от этой станции, уже носила название «Орехово» (её окружали заросли орешника), и гораздо логичнее было так же именовать близлежащий железнодорожный объект. В результате этой перемены за остановочным пунктом Нуйяла закрепилось покилометровое обозначение «пл. 67 км».
Так как станция Раасули долгие годы находилась на линии советско-финской границы, и здесь неоднократно велись боевые действия, то от первоначальных станционных построек в Орехово ничего не осталось. Всё, что мы видим на станции сейчас, появилось уже в советский период эксплуатации.
В 1959 году через Орехово протянулся контактный провод – открылось движение пригородных электропоездов по участку Васкелово-Сосново. Для обеспечения их пропуска была возведена тяговая электроподстанция с подъездным путём к ней, а также высокая посадочная платформа островного типа между станционными путями №№ 1 и 2. В середине 1960-х г.г. со стороны Васкелово к станции подошла двухпутка, а вот далее, до Сосново, второй главный путь сдали в эксплуатацию только в 1968 году. В результате выполненных работ станционные пути №№ 1 и 2 стали продолжением соответствующих главных путей перегонов, и для приёма грузовых поездов на остановку остался только один боковой путь.
Помимо работ, связанных с электрификацией и прокладкой вторых путей, на рубеже 50-х – 60-х г.г. ХХ века от станции Орехово была построена девятикилометровая ведомственная ж.д. линия в юго-западном направлении. Принадлежала ветка Министерству обороны и связывала одну из воинских частей с сетью железных дорог МПС. Отклоняясь от основной трассы в километре южнее Орехово и достаточно попетляв по склонам Лемболовской возвышенности, дорога выходила к ведомственной трёхпутной станции Лесное. Пройдя станцию, линия скрывалась за забором воинской части, расположенной на окраине посёлка Стеклянный Всеволожского района Ленинградской области. Сама станция Лесное ни в каких служебных справочниках МПС не значилась. Также, эту ветку не показывали и на общедоступных географических картах советских времён.
В отличие от многих железнодорожных линий такого рода, эксплуатировавшихся по принципу подъездного пути (то есть, - не оборудованных путевой блокировкой), на перегоне Орехово-Лесное была задействована электрожезловая система. Она позволяла, при необходимости, регулировать очерёдность движения нескольких попутных или встречных поездов посредством выдачи их машинистам специальных жезлов на право занятия перегона. Но уже со второй половины 1960-х годов движение здесь было редким и нерегулярным. В конце концов, устройства электрожезловой системы перестали поддерживать в исправности, перейдя на работу по телефонным средствам связи с выдачей машинисту письменного разрешения на право занятия перегона. Когда именно электрожезловая система пришла в негодность,- теперь сказать трудно, но уже в апреле 1986 года автор этого материала отправлялся на Лесное по письменному разрешению, хотя жезловой аппарат в помещении дежурного по станции Орехово ещё был в наличии.
Для приёма поездов на станцию Орехово со стороны Лесного был установлен специальный входной светофор, а в кривой второго километра – предупредительный к нему. Входной светофор имел привычную типовую конструкцию (для каждого огня – своя лампа и свой комплект линз), а вот предупредительный был так называемого «прожекторного» типа. Единственная лампа светила непрерывно через одну большую линзу, а для смены показаний имелась подвижная рамка со светофильтрами. Локомотивы МПС принимались в Орехово по разрешающему показанию входного светофора, а тепловоз воинской части (в середине 1980- х г.г. это был маленький маневровый локомотив серии ТГК2) доезжал только до границы станции – на пути МПС выезд ему был запрещён.
В начале 1990-х г.г., в связи с ликвидацией воинской части, отпала необходимость в перевозках по этой линии. Вскоре встал вопрос о полном закрытии движения и консервации станции Лесное. Однако, в результате ограничились переводом этого участка в разряд подъездных путей с демонтажом устройств блокировки (электрожезловой системы) и поездных светофоров – входного и предупредительного, о которых речь шла выше. На мачте бывшего входного светофора установили головку маневрового сигнала, который разрешал или запрещал въезд на станцию Орехово подвижному составу со стороны бывшей станции Лесное. Состояние пути в 1990-е годы здесь тоже оставляло желать лучшего. Максимально допустимая скорость движения составляла 15 км/час (в 1986 г. была 25 км/час), а по переезду через Приозерское шоссе – 10 км/ час. Но ездить по ветке уже было некому и незачем...
Спустя некоторое время ветка Орехово-Лесное пережила второе рождение. В 2006 году на территории закрытой воинской части ООО «Лукойл-Северо-Запад-нефтепродукт» организовало нефтебазу. Предварительно был выполнен капитальный ремонт ж.д. пути на всём протяжении от Орехово до Лесного. Взамен старых рельсов Р-43 на деревянных шпалах и песчаном балласте тут уложили старогодную рельсошпальную решётку, снятую с путей МПС (рельсы Р-65 на ж/б шпалах). Одновременно был отсыпан и щебёночный балласт. Кроме того, нефтебаза арендовала для своих нужд тепловоз серии ТЭМ2 – более мощный, чем был ранее у военных. В 2012 году здесь работал ТЭМ2-5906. Для проверки замков и пломб на верхних люках цистерн в самом начале подъездного пути тогда же оборудовали смотровую эстакаду с будкой и освещением. Подача-выводка цистерн по возрождённой железнодорожной линии осуществляется теперь ежедневно.
В период с 1986 по 1996 г.г. Орехово было конечной станцией участка работы электровоза-толкача, помогавшего тяжеловесным поездам преодолеть подъёмы в Петяярви и Сосново. Толкач становился в хвост такому поезду на станции Громово , а в Орехово, выполнив свою работу, отцеплялся. После того, как его машинист менял кабину управления, электровоз следовал одиночным порядком обратно в Громово и там ждал следующего поезда, нуждавшегося в подталкивании. С появлением на Приозерском участке в 1996 году более мощных грузовых электровозов серий ВЛ10 и ВЛ10У, надобность в круглосуточном дежурстве специального локомотива-толкача отпала, и он был отменён.
В зимнее время станция Орехово принимала поезда, хорошо известные нескольким поколениям лыжников. Они носили название «Лыжная стрела». По субботам и воскресеньям с Финляндского вокзала отправлялась специально выделенная электричка, шедшая без остановок. Прибыв в Орехово, она становилась на 3-й путь. Для катания на лыжах отводилось несколько часов. Можно было выйти на дистанцию в 5, 10 или 15 км под руководством инструктора, или же кататься самостоятельно. Во время стоянки состав электропоезда протапливался, а вход в него был возможен только через штабной вагон по предъявлению путёвки. Всем лыжникам выдавался сухой паёк, а в вагоне № 10 организовывали буфет с горячим чаем и кофе. В обратный путь электропоезд отправлялся в заранее оговоренное время (обычно с 15 до 16 часов), делая по пути остановки на платформах в городской черте (Мурино, Ручьи и т.д.) Такие поезда назначались ежегодно в период с конца 1960-х по 1991 г. После семнадцатилетнего перерыва, в 2008 году идею «Лыжной стрелы» возродили из небытия. В последующее время поезда для любителей зимнего отдыха назначаются регулярно, в период с января по март.
Как уже говорилось выше, станция Орехово расположена в кривом участке пути. Поэтому и пассажирская платформа построена со значительным закруглением. Обзор автоматических дверей электропоезда из кабины машиниста здесь затруднён, особенно для поездов нечётного направления (от Санкт-Петербурга). Для исключения травмирования пассажиров, после закрытия автодверей помощник машиниста электропоезда нечётного направления выходит из кабины и осматривает состав с противоположного края платформы. Только потом возможно дальнейшее движение. Это правило соблюдается даже при нахождении помощника машиниста в хвостовой кабине – по двум зеркалам заднего вида весь состав всё равно не виден.
19 октября 2004 года на станции Орехово была пущена в действие новая микропроцессорная система электрической централизации стрелок и сигналов. Рабочее место дежурного по станции после этой модернизации осталось в старом помещении, представляющим собой кирпичный «кубик», построенный по типовому проекту 1960-х годов. Так же, как и на соседней станции Васкелово, служебное здание тогда отремонтировали с заменой кровли.
Продолжение следует ...
В публикации используются материалы с сайта