Знаете это приятное, теплое чувство, когда ты делаешь доброе дело? Ты чувствуешь себя хорошим человеком, почти меценатом, который помогает ближнему своему. Именно это чувство я хотела испытать, когда разбирала шкаф своего пятилетнего сына. А испытала я в итоге обиду, разочарование и ощущение, что меня просто-напросто "развели" как доверчивую дурочку.
Мы живем в обычном спальном районе. На нашей лестничной клетке, в "трешке", живет семья: мама Люда, папа (которого почти никогда не видно, он то ли на вахте, то ли в такси сутками) и четверо детей мал мала меньше. Люда - классическая "уставшая мать": вечно с пучком на голове, в растянутом костюме, с коляской и пакетами из "Пятерочки".
Я всегда ей сочувствовала. Сама с одним ребенком иногда вешаюсь, а тут четверо. Мы иногда болтали у лифта. Люда часто жаловалась: цены растут, пособия маленькие, дети растут как на дрожжах, куртки рвутся. Я кивала, вздыхала и искренне хотела помочь.
Аттракцион невиданной щедрости
В прошлые выходные я затеяла расхламление. Сын вырос из половины своего гардероба. Я начала сортировать вещи. И тут надо сделать важное отступление про качество этих вещей.
Я не из тех, кто одевает ребенка в масс-маркет на распродажах. Я люблю хорошие, технологичные бренды. В куче "на вырост" (в смысле, уже перерос) лежали:
Зимний комбинезон (теплый и стоит сейчас новым около 10-12 тысяч). Состояние - идеальное, только штрипки потерлись.
Ботинки Две пары.
Осенняя куртка Zara.
Пакет качественного трикотажа: лонгсливы, джинсы H&M и Next, рубашки, которые надевали один раз на утренник.
Я смотрела на эту гору добра. Моя внутренняя "жаба" шептала: "Сфотографируй и выложи на Авито. Тут минимум на 15-20 тысяч рублей, если продавать пакетом. Купишь сыну велосипед".
Но потом включилась "фея-крестная". Я вспомнила Люду. У нее как раз средний пацан примерно комплекции моего сына, может, чуть поменьше. Им же нужнее. Они концы с концами сводят. А мне эти деньги погоды не сделают (хотя, конечно, сделали бы), зато карму почищу.
Я сложила все аккуратно. Постирала, погладила. Сложила в три больших плотных пакета из "Икеи". И пошла звонить в соседскую дверь.
Я решилась
Люда открыла дверь, держа на бедре младшую дочь.
-Привет, Люд, - сказала я, сияя от собственной добродетели. - Я тут шкафы разбирала. Собрала вещи после Темы. Там комбез зимний хороший, мембрана, ботинки, куча одежды. Все целое, чистое. Возьмешь своим? Глаза Люды загорелись.
-Ой, конечно возьму! Спасибо тебе огромное! А то мы уже думали, в чем Сережка зиму ходить будет, старая куртка совсем мала. Ты нас просто спасла!
Она забрала пакеты. Я еще раз уточнила:
-Там мембрана, ее лучше спецсредством стирать, чтобы свойства не потеряла.
-Да-да, я знаю, разберусь! Спасибо, соседка, выручила!
Я вернулась домой окрыленная. Мужу рассказала. Он, правда, покрутил пальцем у виска: "Могла бы хоть за пару тысяч продать, бензин бы окупили". Но я отмахнулась. Добро не имеет цены.
Тут я все узнала
Прошла неделя. История с вещами забылась.
Вечером я сидела на диване и лениво листала Авито. Искала сыну ролики б/у, так как новые покупать ради трех катаний за лето жаба душила.
Алгоритмы сайта, зная, что я часто смотрю детские товары, подкинули мне "Рекомендованное".
И тут меня словно током ударило.
На фото красовался мой комбинезон.
Я узнала его сразу. Невозможно не узнать вещь, которую ты выбирала, покупала, стирала и на которую смотрела две зимы подряд. Но чтобы убедиться окончательно, я открыла объявление.
Да. Вот оно. Характерное крошечное пятнышко на левом манжете, которое не отстиралось от гуаши. Потертость на светоотражателе в форме звездочки.
Фото было сделано на фоне ковра. Того самого ковра, который я мельком видела в прихожей у Люды, когда отдавала пакеты.
Я посмотрела на цену. 4 500 рублей.
Руки задрожали. Я перешла в профиль продавца. Имя "Людмила". Рейтинг 4.8. И там был парад моих вещей.
-Ботинки - 2 000 рублей.
-Пакет фирменных вещей (Zara, Next) - 3 500 рублей.
-Куртка осенняя - 1 500 рублей.
Итого: моя соседка, "бедная многодетная мать", выставила мои подарки на общую сумму 11 500 рублей.
Причем в описании к комбинезону было написано: "Покупали сыну, носили аккуратно, переросли. Состояние нового".
Покупали они. Ага. Первая реакция - шок. Вторая - гнев. Я чувствовала себя оплеванной. Я отдавала эти вещи, чтобы ее ребенок носил их. Чтобы ему было тепло и удобно. Чтобы сэкономить ее семейный бюджет на покупку одежды.
А она? Она просто монетизировала мою доброту. Она превратила меня в бесплатного поставщика товара для ее маленького бизнеса.
Я показала мужу.
-Ну, я же говорил, - хмыкнул он. - Никогда не делай добра, не получишь зла. Она предприимчивая баба.
Я не могла успокоиться. Мне было физически неприятно. Хотелось пойти и потребовать вещи назад. Или потребовать деньги. Или просто посмотреть ей в глаза.
"Но ведь я отдала их", - спорил внутренний голос. - "Юридически это теперь ее вещи. Она может делать с ними все, что хочет. Хоть полы мыть, хоть продавать".
"Но это подло!" - кричал другой голос. - "Она врала, что носить нечего! Она давила на жалость!"
Разговор по душам (или не совсем)
Я не выдержала. Я не стала писать ей на Авито. Я встретила ее на следующий день у подъезда.
Люда была в хорошем настроении, с новой, кстати, сумочкой.
-Привет, Люда, - сказала я, стараясь держать лицо. - Как вещи? Подошли Сережке? Она на секунду замялась, отвела глаза, но тут же нашлась:
-Ой, да, отлично! Комбез чуть великоват, но на вырост пойдет. Ботинки как раз. Спасибо еще раз!
Врет. Глядит в глаза и врет. Ведь я видела, что комбез стоит в статусе "Бронь", а ботинки уже, скорее всего, уехали Авито-доставкой.
-Странно, - сказала я, глядя ей прямо в глаза. - А я вот видела их на Авито. В твоем профиле. За 4500 рублей. И написано, что "покупали сами".
Люда изменилась в лице. Сначала покраснела, потом выражение лица стало агрессивно-защитным. Маска "бедной овечки" слетела мгновенно.
-И что? - выпалила она. - Ты мне их отдала? Отдала. Теперь это мои вещи. Что хочу, то и делаю.
-Я отдавала их, чтобы твой сын носил, потому что ты жаловалась, что денег нет на одежду.
-Вот именно! Денег нет! - Люда перешла в наступление. - Мне детей кормить надо! Им фрукты нужны, мясо, а не твоя мембрана брендовая. Сережке вообще пофиг, в чем ходить, ему и в куртке с рынка тепло будет за тысячу рублей. А я этот комбез продам и куплю продуктов на две недели. Ты, богатая, не поймешь, каково это, когда до зарплаты три дня, а в холодильнике мышь повесилась.
Она выплюнула эту тираду и смотрела на меня с вызовом. Мол, ну давай, осуждай меня.
-Ты могла бы просто сказать, - тихо ответила я. - "Спасибо, но нам бы лучше деньгами". Или "Я продам, ты не против?". Но врать-то зачем? Врать, что "сами покупали", врать мне сейчас, что "подошло".
-Да кто бы мне просто так денег дал? - фыркнула она. - Все умные такие. Ладно, проехали. Не хочешь - не отдавай больше. Нашлась тут, благодетельница.
Она развернулась и зашла в подъезд, громко хлопнув дверью.