Найти в Дзене

Предприниматели редко ошибаются из‑за неправильных цифр

Чаще — из‑за того, что они не выдерживают главный психологический риск стратегии. Немного из психодинамики организаций Ларри Хиршхорна. У каждого бизнеса есть primary task — не миссия на сайте, а то, за что вам реально платят. Почти всегда конкурирует несколько вариантов: быть бутиком с премиальными клиентами или массовым продуктом, R&D‑лабораторией или машиной по штамповке денег. Primary risk — риск ошибиться, какой из этих вариантов сделать ядром. Засидитесь в старой модели — проиграете рынок. Рванёте в новую слишком рано — разрушите то, что вас кормит. Предпринимательские качели часто не про аналитику, а про невозможность вынести мысль: «Если я выбираю А, я убиваю B». Когда primary risk не выдерживается, появляются зигзаги (то масс‑маркет, то премиум), запредельная лояльность старой миссии (мы не про деньги, а про идею), псевдодеятельность (1001 инициатива вместо одного решения), моральные войны в команде. Смена primary task переживается как потеря идентичности и предательство, поэ

Предприниматели редко ошибаются из‑за неправильных цифр. Чаще — из‑за того, что они не выдерживают главный психологический риск стратегии. Немного из психодинамики организаций Ларри Хиршхорна.

У каждого бизнеса есть primary task — не миссия на сайте, а то, за что вам реально платят. Почти всегда конкурирует несколько вариантов: быть бутиком с премиальными клиентами или массовым продуктом, R&D‑лабораторией или машиной по штамповке денег. Primary risk — риск ошибиться, какой из этих вариантов сделать ядром. Засидитесь в старой модели — проиграете рынок. Рванёте в новую слишком рано — разрушите то, что вас кормит. Предпринимательские качели часто не про аналитику, а про невозможность вынести мысль: «Если я выбираю А, я убиваю B».

Когда primary risk не выдерживается, появляются зигзаги (то масс‑маркет, то премиум), запредельная лояльность старой миссии (мы не про деньги, а про идею), псевдодеятельность (1001 инициатива вместо одного решения), моральные войны в команде. Смена primary task переживается как потеря идентичности и предательство, поэтому включаются защитные механизмы — идеализация, демонизация, магическое мышление, расщепление групп. Рациональный диалог ломается, потому что спор идет не о цифрах, а о том, кого вы готовы отпустить.

Что можно сделать практично: честно назвать 2–3 конкурирующих primary tasks, посмотреть, куда реально идут деньги и внимание, отловить, где вы подменяете решение активностью и моральными спорами. Задать себе взрослый вопрос: «Что бы мы выбрали, если бы не чувствовали вины перед прошлым и страха перед будущим?» И отдельно проговорить потери — чего вы лишитесь, усиливая X и отпуская Y. Если нужна будет помощь с вашими primary risk — можно прийти на диагностику.