Найти в Дзене
Рисую в 50

Не мы такие, жизнь такая. Карикатуры от хандры Михаила Ларичева

В наши дни, когда новостная лента способна расшатать даже самую крепкую нервную систему, любому человеку жизненно необходимы положительные эмоции. Кто-то черпает их в семье, кто-то в развлечениях, кто-то в – в спорте. А я отношусь к тем людям, кто обожает поднимать себе настроение с помощью хорошего юмора. Посмеяться над жизнью – святое дело. Именно поэтому с юности люблю отечественные карикатуры. Перевидала их тысячи, и многих авторов давно уже узнаю по их изобразительному стилю. Есть в когорте славных представителей весёлого жанра те, кто особо выделяется своим мастерством и умением тонко шутить над обстоятельствами. Михаил Ларичев – один из этих мэтров. Художника можно без преувеличения назвать одним из главных «антикризисных» карикатуристов современной России. Его работы действуют как витаминный укол: мгновенно разгоняют хтонь и заставляют поверить, что даже в нашей полосатой жизни всё равно найдётся масса интересного и заслуживающего внимания. Похоже, Михаил Ларичев просто не уме

В наши дни, когда новостная лента способна расшатать даже самую крепкую нервную систему, любому человеку жизненно необходимы положительные эмоции. Кто-то черпает их в семье, кто-то в развлечениях, кто-то в – в спорте. А я отношусь к тем людям, кто обожает поднимать себе настроение с помощью хорошего юмора. Посмеяться над жизнью – святое дело. Именно поэтому с юности люблю отечественные карикатуры. Перевидала их тысячи, и многих авторов давно уже узнаю по их изобразительному стилю. Есть в когорте славных представителей весёлого жанра те, кто особо выделяется своим мастерством и умением тонко шутить над обстоятельствами. Михаил Ларичев – один из этих мэтров.

Художника можно без преувеличения назвать одним из главных «антикризисных» карикатуристов современной России. Его работы действуют как витаминный укол: мгновенно разгоняют хтонь и заставляют поверить, что даже в нашей полосатой жизни всё равно найдётся масса интересного и заслуживающего внимания.

Похоже, Михаил Ларичев просто не умеет рисовать не смешно. Ему подвластны и добрая ирония, и едкая сатира, и «чёрный юмор», и пикантные шутки. Его творчество знают и любят миллионы, что неудивительно.

Работы мастера обладают терапевтическим эффектом, и порция здорового смеха моментально поднимает настроение, заряжает позитивом и заставляет поверить в то, что всё обязательно наладится, даже если сейчас уверенности у вас в этом нет.

Ларичев, пришедший в карикатуру в 80-е годы, знает, что именно классная шутка становится отличным подспорьем в сложные времена. Юмор обладает способностью объединять людей, моментально выстраивая между автором и его аудиторией особую связь.

Живой отклик показывает, что в работах художника задело людей больше всего, что возмутило, заставило задуматься или просто от души рассмешило. И это помогает автору постоянно держать руку на пульсе чаяний публики и знать о её болевых точках.

Прямой, честный и лишённый сантиментов взгляд карикатуриста на вещи позволил ему впитать в себя всё лучшее, что было в советской сатирической школе, и обогатить творчество вольницей 90-х. Его сюжеты всегда представляют собой концентрат смешного и несут в себе немалый заряд «перца».

Особое место в нарисованной вселенной автора занимают врачи. Михаил Ларичев обожает подтрунивать над ними, причём достаётся от него как простым терапевтами, так и узким специалистам. Ему на карандаш попадают и циничные хирурги, и безбашенные психиатры, и окулисты.

К слову, шутки про эскулапов весьма и весьма нравятся аудитории. Вероятно, тут играет свою роль защитная реакция, ведь медицина – это та сфера, где человек ощущает себя максимально уязвимым.

Поэтому юмор Ларичева здесь выступает в роли своеобразной ментальной анестезии. Показывая врачебный цинизм, больничную бюрократию или нелепые диагнозы, он снимает с нас первобытный страх перед людьми в белых халатах.

В его рисунках врач — отнюдь не вершащее судьбы божество, а такой же обычный человек со своими слабостями. И даже – страшно сказать! – профессиональной деформацией. Давно известно, что, смеясь над пугающим, мы перестаём его бояться.

Также в галерее карикатур Михаила Ларичева очень часто можно встретить чиновников, выпивох и мужиков, страдающих от тирании своих властных жён. Но персонажи Ларичева, сидящие в обнимку с бутылкой, выглядят не отталкивающе, а трагикомично.

-13

Ларичев не пытается скрыть сочувствия к «маленькому человеку», который стремится спрятаться от несовершенства мира на дне стакана. Типаж пьяницы узнаваем: таких доморощенных «философов», побратавшихся с зелёным змием, у нас пруд пруди.

-15

С чиновниками история другая. Здесь у автора включается внутренний камертон справедливости. Как человек, повидавший жизнь, Ларичев ненавидит чванство, алчность, беспринципность и тупость, столь часто свойственные «слугам народа».

Рисуя взяточника или нерадивого начальника, художник совершает акт гражданского возмездия. Карикатура срывает с них ореол значимости, превращая грозных вершителей судеб в смешных и жалких персонажей. Это сатира в её исконном значении.

-17

А шутки про властных жён и мужей-подкаблучников – это давно уже мировая классика карикатуры. Ларичев виртуозно обыгрывает контраст: мужчина, который может командовать флотами или заводами, дома превращается в покорного исполнителя воли супруги. В этом узнаваемом гротеске каждый видит частичку своих или соседских отношений, что и делает эти сюжеты бессмертными.

-18

Карикатурист обладает острым изобразительным языком. Он очень наблюдателен и точен – этими качествами обычно наделён только тот, кто хорошо знает жизнь и разбирается в людской психологии. А ещё автора отличает неравнодушие к изображаемому. Это не шутки ради шуток, а мировоззрение и смыслы, которые он транслирует своей аудитории.

Именно качественный и умный юмор объединяет нас, даёт возможность избавляться от плохих мыслей, расслабляет, делает оптимистичнее, терпимее друг к другу. Если человек наделён способностью понимать смешное и видеть подтекст шуток, он более интеллектуально развит, больше думает собственной головой и меньше подвержен влиянию извне. А уж про то, что смех продлевает жизнь, и говорить не приходится.

-20