Лётное братство и ввод в строй молодого пилота
Работа вторым пилотом и накопление опыта
И братство лётное — всегда
Со всеми нами вместе, рядом
Везде — куда не залетим...
Приветствуем друг друга взлядом.
Простой рязанский парень, Саша Садовников, попал после распределения из Краснокутского летного училища на Севера в производственный авиаотряд без блата —так уж вышло. И был этому несказанно рад - всю жизнь он мечтал летать в Полярной авиации.
Ввод в строй прошёл у него вполне успешно. Отлетали с командиром отряда пилотажную "зону", два полета по кругу и один по маршруту для проверки его техники пилотирования и работоспособности в составе экипажа. Теперь в его "Свидетельстве пилота" появилась первая запись: "Допущен к выполнению полётов вторым пилотом самолета Ан-2".
А потом пошли полеты по местным воздушным линиям их территориального управления гражданской авиации. Командиром экипажа у него стал пилот первого класса Ромоданов Михаил Николаевич, которого все в эскадрилье звали с уважением: "Старый".
Первый полёт и наставления командира экипажа
Обучение пилотированию и плановая проверка
Сорокалетний командир с некоторой долей иронии в первом же полёте сразу сказал ему:
- Теперь ты - у меня директор, и все твои "бумаги" имеют конечный результат - начисление бухгалтерией нам зарплаты. Крути "баранку" в своё удовольствие хоть целый день и если, что надо - я подскажу.
От взлета и до посадки молодой второй пилот с упоением наслаждался полётами, лишь изредка заполняя полётную документацию. Но к работе "Старого" он присматривался ежедневно - копил опыт. Через сотню часов налёта мог уже глазомерно определять путевую скорость по набегающей кромке крыла над пролетаемой местностью, давать точное расчётное время прохода поворотных пунктов и прибытия на аэродром посадки: брать подбором угол сноса самолёта в зависимости от направления "кучевой гряды" облаков холодного фронта, комфортно возить пассажиров даже в болтанку, и самое главное - научился плавно притирать машину к посадочной полосе.
Разговор командира отряда о молодом пилоте
Допуск к взлёту и посадке с правого кресла
Однажды, ожидая в самолете своего командира из АДП, он задремал и плавно "погрузился" в десятиминутный сон. Да это и было понятно - они летали уже девятый день по восемь часов полётного времени и при жаре в + 30 градусов, а кондиционера на их "аэроплане"...конструкторы не предусмотрели...
Разбудил его голос командира летного отряда Горшкова Алексея Борисовича и их разговор со "Старым":
- Ну, как молодой? Не жалеете, что я его вам "на учёбу" дал?
- Всё нормально, Алексей Борисович, парень втянулся в работу.
— То-то я слышу, как он от взлёта и до посадки сам ведёт радиосвязь. Да и посматриваю иногда — как сажает машину. Ты уж его не загружай особенно, дай немного передохнуть в полёте.
- Даю, даю ему отдохнуть. Мы теперь с ним по общей договорённости "рулим": он —"туда", а я - "обратно".
- А "саннорма" у вас когда заканчивается в этом месяце, Михаил Николаевич?
- До конца месяца осталось сорок часов и двадцать пять минут налетать,потом я у вас выходные попрошу дня на три-четыре: на озёра надо сходить — карп там пошел преотличный:по четыре- шесть килограммов наши ребята диспетчера ловят. У них-то работа посменная, есть когда отдохнуть.
- Хорошо, когда время к окончанию саннормы у вас подойдёт, скажите мне. И вот, что ещё, ваш "второй" 200 часов налетал? Мне ему надо допуск записать в Пилотское о разрешении взлёта и посадки с правого кресла.
- Ему осталось всего пятнадцать часов долетать по этой Программе, но честно говоря — я уже давно даю ему самому взлетать и сажать машину. Вроде неплохо получается. Да и нареканий у меня к нему нет, похоже — грамотный лётчик получится.
- Добро, держите меня в курсе. И приглядывайте за ним. К нам новый командир экипажа после Академии приходит, возможно, я поставлю вашего парня к нему "вторым".
Он тихо сидел в салоне в ожидании окончания разговора, потихонечку заполняя бортовой журнал самолета. Сам расписался в "Карте- наряде" авиатехников, проконтролировав учётную запись по расходу горючего и времени, которое они уже налетали.
Планы на будущее и личная жизнь пилота
Беседа с командиром после бани
- Сидишь, не дремлешь,- Спросил его "Старый", когда зашёл в самолёт,- И очевидно, всё слышал.
- Николаич! Я с тобой летать хочу, зачем мне новый, незнакомый командир?
- Ничего, опыта ты немного поднабрал, я думаю справишься. А меня "Комод" на июль месяц планирует на лесоавиационные работы, пожары тушить буду. Но на следующий год, обещаю, возьму тебя снова к себе. Зарплата там, на "лесопатруле", как у командира Ту-134. И командир отряда тебя заметил - на разборах полетов, сам ведь слышал , стал тебя иногда хвалить — не "сидит мешком" в кабине и хорошо работает. Только ты нос не задирай - тебе ещё ой как многому научиться надо. Потерпи до зимы, когда вернусь из отпуска, постараюсь тебя "отпросить" полетать со мной.
На восьмой день, после отдыха, они отлетали саннорму уже к обеду, зарулили на стоянку, сдали документы и пошли в баню, стоящую на высоком берегу реки.Им удалось попасть на "первый пар", славящийся своим целебными свойствами. Целых два часа с березовыми вениками они периодически заходили в парную и хлестали до изнеможения друг друга...
Закончив водные процедуры на берегу реки, в предбаннике с большим удовольствием пили холодный хлебный квас. Старому захотелось проверить своего "второго" на предмет его дальнейших жизненных планов, как в лётном становлении, так и в личной жизни.
- Понимаю тебя, Саша, тебе хочется поскорее стать командиром на нашем "колхозном лайнере", но для этого надо полетать хотя бы два года и поднабраться опыта, а уж потом, садиться в "левую командирскую чашку". Да и о высшем образовании надо подумать. В Академию берут только командиров и я бы тебе посоветовал на следующий год сдавать экзамены в какую-нибудь "высшую шарашку" с параметрами, близкими к авиации. А потом, когда введёшься командиром, можно перевестись в Академию. Моя мысль тебе понятна?
- Я уже думал об этом, командир. Есть у нас в Москве Всесоюзный заочный политехнический институт с его кафедрой "Двигатели внутреннего сгорания". Наверное туда и "двину" на будущий год. Жалко мне, что этим летом не полетаем с тобой и налёт идет хороший и зарплата подходящая: я себе уже джинсы фирменные "Levi's" на барахолке купил, теперь есть в чём на танцы ходить к девчонкам.
- Вот и об этом я с тобой хотел поговорить, молодой и не женатый холостяк. Смотри, на танцах фингал из-за девчонки не подхвати от местных ухарей, а то Вовка Окатов две недели не летал, пока синяк не сошёл. Отрядный врач его от полётов отстранил, пока в норму не пришёл. И ещё, хочу тебе сказать: я тебя немного изучил за два с лишним месяца полетов и понял- парень ты порядочный и под юбку к девчонкам не полезешь. Если надумаешь жениться, мне скажи, я тут всех за десять лет прекрасно понял, да и друзей женатых среди местных много, уж их то жёнушки всё мне расскажут. Да,кстати, видел я тебя с рыженькой библиотекаршей, как "прогуливал" ты её до дебаркадера. У тебя с ней всё серьёзно или так — для времяпровождения?Смотри, живут тут исстари потомки поморов, и нравы у них очень строгие!
- Серьёзно, конечно, вот введусь в командиры и на свадьбу тебя приглашу, Старый!
Долго они еще разговаривали "за жизнь" пока вечернее солнце не подкатилось к горизонту.
А утром Старый завел движок "Вихрь" на своей лодке и умчался на озера, ловить карпов.
Паша отправился в методический класс готовиться к встрече с новым командиром...
Рассказ авиатехника и жизнь поморов
Любовь пилота к поморке
До обеда его "дёрнул" штурман летного отряда на списание девиации магнитного компаса КИ-13 вместе с дежурным командиром звена, а затем отпустили домой. Но времени он не терял — пригласил свою "рыженькую" искупаться на большую реку, да ещё к этому захватил удочки порыбачить. На берегу они встретили знакомого авиатехника и он им рассказал почти детективную историю из жизни поморок- рыбачек:
Одна бабулечка спокойно ловила удочкой рыбку на берегу реки - уж так ей захотелось рыбоньки сейгод к столу для внучка. Ведь давно известно, что в рацион поморов издревле входит живая рыба, да и едят они её порой сырой, лишь едва посолив. И дело тут не в отсутствии желания её приготовить на огне- она была здесь всегда, коль их новгородские пращуры селились в Заполярье по берегам рек. Уж что говорить о "Царь- рыбе" — их любимой сёмге! Всегда была у них на столе!
Так вот, в этот день Рыбнадзор начал свою "охоту" на браконьеров и надо же было такому случиться - решили они проверить, что у бабушки за рыба в садке. Стали они перебирать пойманную рыбёшку и оказалось - одна небольшая рыбка и была сёмгой!
Составили Акт и передали дело в суд. И Суд приговорил бабулечку по Статье УКа РСФСР к двум годам лишения свободы условно за браконьерство, да ещё и с выплатой денежного штрафа.
- Смотри,Саша, не попадись Рыбнадзору на крючок!— Пошутил Борис и пошёл к своей лодке, стоящей у дебаркадера.
А Саня уже больше недели, как попал на свой "крючок" — влюбившись по-настоящему, первый раз в своей жизни, в свою рыженькую Василису из старого рода поморов...
Предыдущая часть: