Найти в Дзене
Аргумент Медиа

Профессор Балюк: Россия скинула госдолг США

Профессор Кафедры мировой экономики и мировых финансов  Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,  д.э.н. Игорь Балюк — о том, почему Россия практически полностью избавилась от американских гособлигаций. До недавнего времени государственные долговые ценные бумаги США наряду с долларами США считались достаточно надежным международным резервным активом. Однако применение руководством США финансово-экономических санкций в отношении различных стран, включая блокировку их долларовых счетов в американских банках, привело к росту недоверия к инвестициям в различные активы, номинированные в долларах США. Кроме того, быстрый рост государственного долга США, объем которого в начале 2025 г. превысил 124% национального ВВП (на внешний госдолг приходится примерно одна треть), заставил усомниться в устойчивости американской экономики. В связи с этим такие страны, как Россия, Китай, Индия и др. стали сокращать вложения в государственные долговые ценные бумаги США, предпочитая в

Профессор Кафедры мировой экономики и мировых финансов  Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,  д.э.н. Игорь Балюк — о том, почему Россия практически полностью избавилась от американских гособлигаций.

До недавнего времени государственные долговые ценные бумаги США наряду с долларами США считались достаточно надежным международным резервным активом. Однако применение руководством США финансово-экономических санкций в отношении различных стран, включая блокировку их долларовых счетов в американских банках, привело к росту недоверия к инвестициям в различные активы, номинированные в долларах США. Кроме того, быстрый рост государственного долга США, объем которого в начале 2025 г. превысил 124% национального ВВП (на внешний госдолг приходится примерно одна треть), заставил усомниться в устойчивости американской экономики. В связи с этим такие страны, как Россия, Китай, Индия и др. стали сокращать вложения в государственные долговые ценные бумаги США, предпочитая в качестве альтернативы покупать золото.

Доля России последовательно сокращалась в связи с возросшим риском инвестиций в государственные долговые ценные бумаги США в условиях введенного в 2014 г. режима внешних санкций. В 2010 г. Россия входила в число десяти основных стран-кредиторов правительства США, купив суверенные долговые ценные бумаги на сумму $176 млрд. Активная продажа Россией долговых ценных бумаг правительства США произошла в 2018 году: в течение весны их объем сократился в 6,5 раз (с $96 до $15 млрд). В начале 2020 г. по величине купленных долговых ценных бумаг правительства США ($10,5 млрд) Россия находилась уже в пятой десятке стран-кредиторов (на одном уровне с Уругваем). В 2022-2025 гг. происходило дальнейшее заметное сокращение доли России в госдолге США, и нынешний уровень ($31 млн) можно считать незначительным на фоне крупнейших держателей государственных долговых ценных бумаг США в лице Японии ($1,2 трлн), Соединенного Королевства ($865 млрд) и Китая ($700 млрд). Следует отметить, что до середины 2019 г. Китай занимал первое место ($1,1 трлн), однако затем уступил лидерство Японии. Вероятно, это было связано с обострением торговой войны между США и Китаем и желанием последнего уменьшить объем кредитования правительства США и, соответственно, долю суверенных долговых обязательств США в структуре международных резервов страны.

Стремление политического руководства России не кредитовать экономику недружественной страны, являющейся лидером по количеству антироссийских внешних санкций, является вполне оправданным. К этому следует добавить возросшие риски, связанные с обслуживанием и погашением американского госдолга. В настоящее время на обслуживание госдолга США ежегодно тратят около $1 трлн. Текущий долг погашается за счет быстрорастущих новых заимствований. В случае возникновения проблем с рефинансированием текущей задолженности США могут оказаться в состоянии дефолта, что станет серьезным потрясением для мировой экономики и мировых финансов. Хорошо понимая это, страны, являющиеся главными кредиторами правительства США (в первую очередь это относится к ближайшим союзникам США), по-прежнему продолжают покупать его новые долговые обязательства, рефинансируя обслуживание и погашение суверенной задолженности. В такой ситуации дефолт возможен только в том случае, если Конгресс США запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга, однако, как показывает практика, это не происходит на протяжении уже многих лет.

Игорь Балюк для Аргумент Медиа.