Найти в Дзене
Коллектиум

Конец игры: хватит мучить Олимпиады

Начало цикла Олимпиад в 1896 году было знаковым. Люди смотрели на состязание спортсменов аж из 14 стран с благоговением: это был вполне себе символ идеалов единства и честной борьбы в беспокойном мире накануне XX века. Золотой век наступил в 60-е, когда телетрансляции сделали их действительно мировым событием. А из чистого спорта они стали превращаться в большой праздник. Правда, этот концепт принес с собой и первую засаду. Если Игры 1960-го обошлись Риму в $50 млн, то Монреаль-76 отправился в долговую яму: две недели праздника стоили уже $1,5 млрд. В Канаде произошла и вторая неприятность: Игры выиграл СССР. Не вынеся победы красного блока, на следующую олимпиаду в Москву-1980 Штаты просто не приехали. Получив ответный игнор Лос-Анджелеса-1984 со стороны соцлагеря. Когда состязания превращаются в битву за национальный престиж, очевидно, что "честность" и "принципы" выходят из чата. Параллельный удар Олимпиаде нанесла монетизация. В 1985 МОК начал продажу прав на трансляции и спонсорст
Милан-2026. Очень странный олимпийский огонь.
Милан-2026. Очень странный олимпийский огонь.

Начало цикла Олимпиад в 1896 году было знаковым. Люди смотрели на состязание спортсменов аж из 14 стран с благоговением: это был вполне себе символ идеалов единства и честной борьбы в беспокойном мире накануне XX века.

Золотой век наступил в 60-е, когда телетрансляции сделали их действительно мировым событием. А из чистого спорта они стали превращаться в большой праздник. Правда, этот концепт принес с собой и первую засаду. Если Игры 1960-го обошлись Риму в $50 млн, то Монреаль-76 отправился в долговую яму: две недели праздника стоили уже $1,5 млрд.

В Канаде произошла и вторая неприятность: Игры выиграл СССР. Не вынеся победы красного блока, на следующую олимпиаду в Москву-1980 Штаты просто не приехали. Получив ответный игнор Лос-Анджелеса-1984 со стороны соцлагеря. Когда состязания превращаются в битву за национальный престиж, очевидно, что "честность" и "принципы" выходят из чата.

Параллельный удар Олимпиаде нанесла монетизация. В 1985 МОК начал продажу прав на трансляции и спонсорство. Спорт же двигали всё дальше на третий план: Олимпиада пошла к формату глобального коммерческого шоу.

Национальные амбиции только поощрялись. Хотя функционеры МОК делали вид, что спорт не про политику, их неофициальные медальные зачеты мотивировали всё больше инвестировать в олимпийское движение. Вплоть до абсурда. Чтобы войти в тройку лидеров на домашних Играх-2008 Китай вложил в фабрику спортсменов до $70 млрд.

Когда финансовые и политические ставки достигли пика, случилась досадная неприятность. Физические возможности человеческого тела вышли к своим пределам. Если в середине века рекорды обновляли на каждой Олимпиаде, то с 90-х темпы прогресса упали кратно. И добавлять на шкалу стали не минуты, а доли секунды.

Мутанты вроде Майкла Фелпса или Усейна Болта - редкость. И честно соревноваться с генетически заточенными плавать и бегать людьми невозможно. Отсюда что? Правильно - допинги. Чемпионов любит публика, политики и бренды. А значит, добро пожаловать на состязание фармакологов. На лыжах сплошь "астматики", а прыгуны с трамплина увеличивают пенисы - вот такая теперь Олимпиада. Антидопинговые агентства вроде бы следят, но там, где нужно у них всегда приступы косоглазия…

Но и это еще не всё. Вся олимпийская программа для массового зрителя, скажем прямо, не интересна. Аудитория финала Лиги чемпионов по футболу больше, чем у почти любого олимпийского. Универсальность превратилась в слабость. Уступая спортивным лигам в просмотрах, по ряду направлений это даже не спорт высших достижений. А скучное хобби вроде гребного слалома или кёрлинга…

Цифры просмотра трансляций в прайм тайм упали за двадцать лет в 2,5 раза(!). МОК пытается решать проблему падения интереса добавляя в программу скейтбординг, брейк-данс и киберспорт. Надевает бейсболку на мамонта, чтобы тот выглядел более "молодежно"? Бред. А когда добавляют еще и продвижение социальной повестки - это уже финиш.

Системный кризис настолько очевиден, что города все реже хотят принимать Игры. Нет, застройщики очень любят заказы на инфраструктуру. А вот население постоянно против гигантских и не окупаемых затрат. Стадионы-призраки и долги на десятилетия стали печальной нормой. Если в 2004 за право принимать Игры соревновались 11 городов, то у Парижа-2024 и Милана-2026 было по одному (вялому) конкуренту.

Предложения вернуть фокус на спорт, а не на рекламу и геополитику, сильно запоздали. Профессиональные соревнования, как уже ясно, достигли своего потолка - зачем продолжать эту гонку за миллисекунды? Ради зрителей? Так это командные виды спорта могут жить за счет болельщиков. А в чем ценность и зрелищность быстрого бега с барьерами?

Политически-коммерческие приоритеты успешно потушили искру изначальной идеи. Но если Олимпиада решительно сбросит весь груз политики, допинга и финансового безумия, от неё, получается, вообще ничего не остается... Так может пора полностью и списывать?

#спорт #Милан2026 #Олимпиада #политика