Найти в Дзене

О поэтике жизнеутверждающего сопротивления

Время от времени появляются авторы, творчество  которых  являет собой сгусток живой человеческой материи, её боли, надежды и непобедимого упрямства. Книга Раины Яковлевой «Подслушано в жизни, или превратности судьбы»  из их числа. Её проза это  органичное продолжение самой жизни со всеми её морщинами, шрамами и внезапными просветлениями. Читатель оказывается в пространстве полифонического хора. Тут и голоса  пожилой  матери, пишущей  письмо пропавшему сыну;  женщины, вступившей  в отчаянный диалог с инопланетным разумом; сиделки, отстаивающей личное достоинство перед капризным больным — все они связаны незримой нитью общего бытия. Автор не судит и не поучает, она даёт своим героям право на голос, подчас сбивчивый, надтреснутый, но от этого лишь более подлинный. Особое место в этом хоре занимает исповедь матери из рассказа «Что такое героизм, или последнее письмо сыну». Это смысловой и эмоциональный стержень всей книги,  выговоренная и выстраданная история.  Героиня, как и сама Раина Як

Время от времени появляются авторы, творчество  которых  являет собой сгусток живой человеческой материи, её боли, надежды и непобедимого упрямства. Книга Раины Яковлевой «Подслушано в жизни, или превратности судьбы»  из их числа. Её проза это  органичное продолжение самой жизни со всеми её морщинами, шрамами и внезапными просветлениями.

Читатель оказывается в пространстве полифонического хора. Тут и голоса  пожилой  матери, пишущей  письмо пропавшему сыну;  женщины, вступившей  в отчаянный диалог с инопланетным разумом; сиделки, отстаивающей личное достоинство перед капризным больным — все они связаны незримой нитью общего бытия. Автор не судит и не поучает, она даёт своим героям право на голос, подчас сбивчивый, надтреснутый, но от этого лишь более подлинный.

Особое место в этом хоре занимает исповедь матери из рассказа «Что такое героизм, или последнее письмо сыну». Это смысловой и эмоциональный стержень всей книги,  выговоренная и выстраданная история.  Героиня, как и сама Раина Яковлева, говорит о материнской гордости, которая заключается в том, что сын, победив собственные слабости, сознательно избирает путь служения, где он «востребован больше всего», даже ценою жизни. Эта победа духа над инстинктом самосохранения осмысливается  как священный долг, исполненный во имя традиционных ценностей семьи и страны. Пронзительная автобиографичность рассказа, омытая личным  горем автора, невероятно мощная и очищающая, правда.  Эта история,  по сути,  памятник, воздвигнутый словом всем отважным сыновьям, и священный долг живых не замалчивать их подвиг, а чтить его память.

Мастерство автора книги в том, что её социальность никогда не становится сухой констатацией. История вахтовиков, превращённых в современных рабов, или горькая сатира на поиск любви в интернете в зрелом возрасте, это  больше художественное  исследование  природы человеческого духа, его способности к сопротивлению даже в самых непростых  или курьезных обстоятельствах.

Фантастическая повесть «Разговор с Фантомом», как мне кажется,  становится смысловым центром книги, не нарушая, а углубляя её реализм. Внезапно бытовое существование героини обретает космический масштаб, а вопросы о Боге, душе и предназначении человека перестают быть абстракцией, становясь вопросом выживания и физического, и метафизического.

Произведения  Раины Яковлевой дышат, плачут и смеются.  Ее проза намеренно лишена глянцевой отточенности, потому что жизнь, которую она описывает, тоже далека от идеала. В этой нарочитой шероховатости, в этих обрывочных фразах и нервных диалогах  подлинная мощь и обаяние. Книга не предлагает утешительных ответов. Она, как опытный хирург, вскрывает нарывы современности, но делает это с такой болью и любовью, что израненная душа героев, и читателя вместе с ней, обретает неожиданную силу для нового дыхания.

Лилия Мишина, редактор издательства «Четыре»

-2