Предположим то время в районе 1959 год, домов особо та и нету.
Есть зато старый доходный дом с облупившейся лепниной, помнящий ещё дореволюционных фабрикантов. В одной комнате огромной, старой и грязной коммунальной квартиры живёт семья. То есть я хотел сказать семьи. И как правило семьи были от двух детей минимум, иногда даже с бабушкой в одном комнатушке.
Это сложно назвать жизнью в современном понимании. Это изматывающее ежедневное выживание. Это быт, превращённый вечную очередь, на все. На кухню в ванну, туалет. Да банально даже идя со 2 смены с завода нужно идти на цыпочках, чуть ли лучше до 6 утра на улице просидеть, чем идти через злобную ораву бабушек, и детей которым завтра в поликлинику и в школу.
Общая кухня на пять семей — это сложно, причем обычно готовили на кухне а еду разносили по комнатам. Да Амбре был ещё тот.
Туалет — строго по расписанию, не больше десяти минут на человека, иначе в дверь начнут барабанить. Ванная комната занята оцинкованными тазами с замачиваемым бельём на три, а то и на четыре часа. Соседи могли, яростно стучать в стену половником, если их что-то неустраивало, например смех детей. Да муки, и никакой надежды на уединение.
Правда потом могло случается чудо. Могли дать ордер на жильё. Правда жильё давали в новостройке в таких забытых краях, куда, казалось, нужно ехать на оленях, причем в прямом смысле слова ведь до этого там был любо просто лес, либо пустырь.
Но что самое интересное, кроме домов строили и детские садики и школы, да даже для новых районов больницы. Да конечно первое время было проблематично добираться, ведь автобусов было раз два и обчелся.
Но вы только представьте как люди радовались своим новым квартирам Конечно когда они входили в пустые комнаты, пахнущие дешёвой краской и побелкой, они мечтали заставить все мебелью, но представьте какую радость они ощущали, что в этой квартире они одни е есть хоть и маленькая но своя кухонька, и свой туалет в который можно хоть на целый день залезть, а стены хоть и тонкие и все слышно что у соседей происходит, но зато они отделены не просто перегородкой, а целым кирпичом.
По современным меркам эти квартиры — синоним нищеты и неустроенности. Кухня площадью шесть квадратных метров, совмещённый санузел размером со шкаф, где коленями упираешься в дверь, тонкие стены, пропускающие каждый чих. Но для миллионов людей того времени это была не просто жилая площадь, это была их жизнь.
Сегодня принято ругать хрущёвки, называть их хрушевскими пеналами, трущобами и требовать их немедленного сноса. Но давайте поймем реалии того времени. Напомню что тогда люди жили в 1959 годах, им было не до излишеств, что было тому и рады были.
В послевоенные годы Советский Союз столкнулся с чудовищным жилищным кризисом, масштабы которого трудно вообразить сегодня. Европейская часть страны лежала в руинах. Люди жили в землянках, переоборудованных подвалах, заводских бараках и перенаселённых до предела коммуналках. В одной комнате могли жить три поколения одной семьи. Решение должно было быть не просто быстрым, оно должно было быть радикальным, и оно нашлось. Но качество жилья при таких темпах строительства и такой спешке оставляли желать лучшего. По идее планировалось, что хрущёвки это временное жильё, люди поживут пока в том чем есть, а потом построят новые дома более лучшие, и тогда можно и переселять будет людей.
Был даже выдано постановление, для ускорения строительства в котором оговаривалось следующая фраза - «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Никаких больше колонн, пилястр, лепнины, арок и шпилей. Никита Хрущёв лично ездил по стройкам, иногда с рулеткой в руках, и устраивал разнос архитекторам за каждый лишний кирпич, за каждый декоративный карниз. Эстетика была принесена в жертву количеству. Архитекторы плакали но каждый сэкономленный на декоре миллион рублей превращался в сотни квадратных метров для семей, измученных очередями.
Советские инженеры совершили невозможное. Они превратили стройку в заводской конвейер. Хрущёвки не строили в классическом понимании, их собирали. Стены можно сказать готовили заранее, их нужно было только установить были готовые, лестничные марши и даже санитарные кабины изготавливали на домостроительных комбинатах, а на месте лишь монтировали.
Пятиэтажный панельный дом вырастал в среднем за 12–15 дней.
В Ленинграде бригада однажды собрала коробку дома за 5 дней.
Это были стахановские темпы, граничащие с фантастикой. Работали в три смены под свет прожекторов.
С 1955 по 1970 год было построено более миллиарда квадратных метров жилья. Ни одна страна в истории человечества ни до, ни после не решала жилищный вопрос такими темпами и в таких объёмах. Более 120 миллионов человек справили новоселье. Это больше, чем население всей Франции и Великобритании вместе взятых.
Почему именно пять этажей?
Вы когда-нибудь задумывались, почему классическая хрущёвка — это именно пятиэтажка? Почему не четыре и не шесть? Ответ кроется в жёсткой экономии на лифтах, и правилах тех лет, что 5 этажей пройти это даже полезно. Что то вроде легкой физической нагрузки.
Пять этажей — это максимальная высота, при которой по советским строительным нормативам (ГОСТам) не требовалась установка лифта. Лифт — это дорогой механизм. Это шахта, это обслуживание, это лишний металл и электроэнергия. Отказ от лифта и мусоропровода экономил колоссальные средства.
.Советские исследователи того времени провели исследование и посчитали, что среднестатистический здоровый человек и даже пожилой гражданин способен подняться на пятый этаж пешком. Пожилой гражданин конечно медленно, но есть же поручни. Скажем так, устать человек конечно может, но нагрузка на организм не колоссальная, на 6 этаже человек уже начинал уставать.
Правда и с размерами квартир (что сейчас бесит), подходили с научным расчетом.
В Институте жилища работала специальная лаборатория. Советские учёные с секундомерами и рулетками высчитывали средние габариты человека (да напомню габариты человека образца 1960), амплитуду движения рук при нарезке хлеба, радиус разворота хозяйки с кастрюлей горячего супа.
ААА как больно нечто подобное вспоминать. Дело в том что подобный подход просчитывали и в современности. Поясню. Я в какое то время работал на заводе и там скажем так "умные" люди ходили с секундомерами замеряли сколько нужно времени, чтобы рабочий зашел с проходной в раздевалку переоделся, с измерением габаритов разуметься рабочего (что бы ещё больше поставить шкафчиков в одном помещении). И в общем итоге выходило так, что рабочий должен был успеть за 7 минут дойти до раздевалки в этих узких условиях где ещё 50 мужиков передаваться переодеться и успеть на 15 минутку. На которую не кто не из руководства не приходил, они приходили как и до введения всего этого. И выходит что ты как рабочий должен как штык сидеть у мастера в комнате ждать минут 15 самого мастера, чтоб он выдал задание на сегодня, а потом минут 30 как минимум бывало и больше, ждать кладовщицу, пока она не придет и не выдаст детали. Зато все по научному.
Вот и в СССР примерно так и измеряли, Минимальная ширина коридора была определена в 85 см — ровно столько, сколько нужно, чтобы два человека могли разойтись боком, не задев друг друга плечами. Высота потолков в 2,5 метра в ранних версиях (2,48 м) тоже не случайна. Это тот минимум объёма воздуха, который необходим, чтобы кислород спокойно мог циркулировать в помещении.
Кухня в 6, а иногда и в 5 квадратных метров 5 честно это такая боль — Это холодный расчет. Хозяйке не нужно было ходить. Она стояла в центре и, просто поворачиваясь, доставала до мойки, плиты и стола. Как говорится в тесноте да не в обиде.
Да вот так вот люди мучились, да ку датам мучаются и по сей день но напомню
В коммуналке понятие личное пространство отсутствовало как класс. Соседи знали всё: что вы едите на ужин, о чем говорите и что купили, даже что вы читаете и смотрите по телевизору если тапкой был, правда его нужно было смотреть на самой минимальной громкости ибо слышимость была, ужасной. Такое ощущение было что вы живете в аквариуме. Переезд в отдельную квартиру дал людям то, чего у них не было с довольно таки давно, — приватность.
Впервые за десятилетия появилась физическая возможность просто закрыть входную дверь и повернуть ключ. Правда слышимость соседей была отвратительной, но она была все же лучше чем раньше. Чтоб вы поняли толщина пространства до соседей была равна деревянной двери, толщина до новых соседей в один бетонный блок размером с кирпич.
Как не странно людям такое положение дел нравилось
Появление хрущёвок спровоцировало настоящий бэби-бум шестидесятых годов. Своя квартира — это гнездо. Как только у молодой семьи появлялись свои законные 30 метров, они решались на первого, а часто и на второго ребёнка иногда даже 3 и 4.
Хрущёвки буквально создали поколение наших родителей. Те дети, что бегали по дворам в шестидесятые и семидесятые, появились на свет благодаря панельному домостроению.
Рождение новой культуры быта
Да в хрущёвках на кухне было тесно поэтому ели как правило в большой комнате. А если приходили гости то наставало то легендарное время, достать тот самый советский стол-книжка который всегда мешал своим присутствием в квартире. Напомню очень тесно. (не если жить одному или 2 то норм, а если семьёй ужас)
Да намучался я с этим столом в детстве, зато за ним было удобно уроки делать если разложить. Правда со временем ножки ломаются, и помню мой отец вырезал из бруска подходящую по размеру и приделал ей к этому столу.
Интересный факт, что тогда не подразумевалось иметь холодильник, его роль должна была зимой выполнять специальная ниша на кухне или попросту балкон. А летом подразумевалось что еду особо и не готовят, есть нужно было ходить в столовую..
Хрущёвки строили не хаотично, а целыми микрорайонами. Это была комплексная, продуманная система жизни. Советский градостроительный норматив был жёстким.
Школа и детский сад должны находиться в радиусе 500 метров от подъезда, чтобы ребёнку не нужно было пересекать крупные автомагистрали.
Причем что самое интересное раньше дети в садик способны были прийти сами. Да, да просто сами с утра вставали и шли в садик. Их даже за ручку не водили. Вокруг каждой группы домов обязательно проектировались детский сад и школа, поликлиника, магазины (булочная, молоко), почта, сберкасса, дом быта.
В современных человейниках, построенных в полях, такое ощущение что люди только спят и все, инфраструктуру обещают годами, и часто люди живут на стройке без единого магазина. и вот что любопытно хрущёвки строили ударными темпами, а люди уже знали куда они отдадут своего ребенка и как они доедут до работы. Были даже нормы по строительству остановок.
В те годы любили также озеленять за полвека деревья, посаженные первыми новосёлами на субботниках, выросли выше крыш. Причем что любопытно до сих пор растут. Иногда новоселы даже сами ходили покупать саженец который в дальнейшем высаживали у себя во дворе.
Дворы хрущёвок сегодня похожи на парки, судя по растительности возле них. Правда сейчас Хрушевки скорее похожи на парковки для авто. Ведь тогда не планировали что столько будет машин, вот и строили узкие улочки да как можно поплотнее.
В стандартном подъезде хрущёвки всего от 15 до 20 квартир. Все знают друг друга в лицо, по имени и отчеству.
Правда новоселам не очень комфортно, ибо летом можно наблюдать картину, в виде сидящих бабушек, громко щебечущих на улице сплетни. Да летом жарко и если открыть окно, то вы будите слышать каждую сплетню района, и узнаете где яйца сегодня по скидке и вы секономите аж целых 10 копеек. (Правда без учето того что что бы их купить нужно купить толон на общественный транспорт туда и обратно, но зато дешевле же)
Официально расчётный срок службы первых серий панельных хрущёвок составлял всего 25 лет. Они считались временным жильём. Предполагалось, что к восьмидесятому году наступит коммунизм и эти дома заменят.
Да есть поговорка в тесноте да не в обиде.