Найти в Дзене

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость

, иногда отчаяние... Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижёру, который может взмахом своей палочки безошибочно извлечь тысячу звуков». Сегодня, 8 февраля, исполняется 160 лет со дня рождения Леона (Льва) Бакста — художника и сценографа, чьё имя неразрывно связано с историей русского театра начала XX века. «Я был еще безусым, но я уже обожал театр», — писал Бакст в своих воспоминаниях о знаковом для себя событии. В 1890 году он был представлен Чайковскому на генеральной репетиции «Спящей красавицы» в Мариинском театре: «Незабываемый день! В течение трёх часов я жил в волшебном сне, опьянённый феями и принцессами, роскошными, отливающими золотом дворцами, очарованием сказки... Всё мое существо как бы вторило этим ритмам, этому лучезарному и свежему потоку прекрасных, уже близких, мелодий... В тот вечер, мне кажется, мое призвание определилось». Одной из первых театральных работ Бакста стало создание декораций и эскизов костюмов для «Феи кукол» (1903), дебю

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние... Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижёру, который может взмахом своей палочки безошибочно извлечь тысячу звуков».

Сегодня, 8 февраля, исполняется 160 лет со дня рождения Леона (Льва) Бакста — художника и сценографа, чьё имя неразрывно связано с историей русского театра начала XX века.

«Я был еще безусым, но я уже обожал театр»,

— писал Бакст в своих воспоминаниях о знаковом для себя событии. В 1890 году он был представлен Чайковскому на генеральной репетиции «Спящей красавицы» в Мариинском театре:

«Незабываемый день! В течение трёх часов я жил в волшебном сне, опьянённый феями и принцессами, роскошными, отливающими золотом дворцами, очарованием сказки... Всё мое существо как бы вторило этим ритмам, этому лучезарному и свежему потоку прекрасных, уже близких, мелодий... В тот вечер, мне кажется, мое призвание определилось».

Одной из первых театральных работ Бакста стало создание декораций и эскизов костюмов для «Феи кукол» (1903), дебютной балетной постановки братьев Легатов из Петербургской Императорской труппы.

«С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным»,

— вспоминал Александр Бенуа об этом спектакле.

На тот момент Бакст, выходец из гродненской еврейской семьи (настоящее его имя — Лейб-Хаим Розенберг), ученик Александра Бенуа, автор иллюстраций к детским книгам и учитель рисования в императорской семье, был уже опытным художником, участником объединения «Мир искусства» и заведующим художественного отдела одноимённого журнала.

Всемирно известным сделало Бакста сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Художник стал одним из ключевых сценографов «Русских сезонов». «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал о художнике театральный критик Андрей Левинсон. «Пиршеством для глаз» и «симфонией цвета» стали балетные декорации Бакст для зрителей: художник тщательно продумывал колористику постановок, орнаменты и пластику костюмов, формируя целостный визуальный образ спектакля.

Среди оформленных Бакстом постановок — «Спящая красавица», «Жар-птица», «Послеполуденный отдых фавна», «Клеопатра», «Нарцисс», «Ориенталии» и другие. По его эскизам создавались сценические костюмы для ведущих артистов того времени.

Балет «Нарцисс», основанный на античном мифе, стал примером того, как художник выстраивал драматургию сцены через цвет: белая туника Нарцисса, гиацинтовый наряд Эхо, зелёные, голубые и терракотовые костюмы ансамбля создавали выразительную систему цветовых акцентов.

В честь дня рождения Бакста делимся подборкой его эскизов.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10