Девушка с любопытством разглядывала незнакомый предмет.
- Ну же, смелее, - прошептал Джованни. – Вы удивитесь, как это просто!
Восемнадцатилетняя Джулия только что вышла из монастыря и ее удивляло абсолютно все. А Джованни вообще открывал для нее новый мир. Да и кого ей было слушать, как ни его? Отец был равнодушен, мачеха пренебрегала Джулией и мечтала от нее избавиться. Летом 1782 года все окончательно решилось.
Чезаре Беккариа в Милане называли человеком широких взглядов: он прославился как ученый и просветитель, философ и экономист. Своей семье он уделял крайне мало времени и рождение дочери Джулии, в 1762 году, не затронуло никаких струн его души.
А потом скончалась жена, Тереза. Поскольку кто-то должен был управлять его домом, Беккариа вскоре женился снова. Эта женщина, Анна Барбо, быстро взяла дело в свои руки. Прислуга боялась ее, Джулия робела в ее присутствии… Падчерица раздражала Анну, поэтому девочку отослали в монастырь Сан-Паоло.
Конечно, так поступали со многими юными дворянками – они обучались в пансионах при монастырях, чтобы к возрасту взросления получить необходимые навыки. Их учили иностранным языкам, письму, немного рассказывали об истории, давали читать книги (но строго отбирали литературу), а еще девочки должны были музицировать, вышивать и сносно разбираться в ведении хозяйства. Почти все они, со временем, должны были стать хозяйками в больших особняках.
Джулию Беккариа забрали из монастыря, когда ей исполнилось восемнадцать лет. Она приехала в дом и не узнавала его: все было переделано по вкусу и желанию Анны. А еще в доме постоянно находились гости и посетители – это были друзья мачехи и почитатели отца. Особенно выделялись среди них братья Верри. Они могли часами рассуждать о науках и искусстве, они приносили удивительные книги и совершенно невероятные предметы. Например, подзорную трубу! Первый раз увидев этот предмет, Джулия не могла поверить: неужели с его помощью можно увидеть что-то далеко-далеко?
- Попробуйте, - предложил Джованни, когда они вышли на балкон.
И Джулия робко взяла подзорную трубу.
Джованни Верри был младшим из трех братьев и самым красивым. А еще он был умен, образован, совсем не так, как Джулия! В монастыре ей дали поверхностные знания, а Джованни был похож на ходячую энциклопедию… Неудивительно, что Джулия тянулась к нему.
- Я мог бы стать вашим чичисбеем, - как-то сказал он.
- Кто это? – не поняла Джулия.
И он рассмеялся. Как надежно эту девушку ограждали в монастыре от веяний мира за пределами мрачных стен обители!
- Их называют «заменителями мужей», - пояснил Джованни, — это люди, которые сопровождают девушек повсюду: в театр, на прогулку, в гости. Так у мужей высвобождается время на свои дела, особенно, если им не нравится бывать в обществе.
Джулия с грустью смотрела на Джованни. Она бы предпочла не «заменителя», а настоящего мужа. И чтобы им стал Верри. Но в этом ей было категорически отказано.
Дело в том, что младший брат не мог рассчитывать на наследство. Джованни был небогат, и это мягко говоря. Конечно, его ум и способности могли помочь ему пробиться на самый верх, но, когда это еще произойдет! Не может же Джулия ждать годами… Поэтому семья настояла: она выйдет замуж совсем за другого человека. За какого?
- Несомненно, мы выберем состоятельного жениха, - говорил отец своей дочери.
А она тяжело вздыхала. Лучше бы Джованни!
В приданое Джулии должны были выделить 5 тысяч скуди. И это была довольно скромная сумма, потому что финансовые дела Беккариа шли неважно. Вот поэтому вскоре сговорились с Пьетро Манцони, дельцом, который был на двадцать шесть лет старше невесты. Уроженец Лечче, он прибыл в Милан летом 1782 года. Именно тогда и состоялась помолвка.
- Мне нужен чичисбей, - сразу заявила Джулия, - как у любой знатной дамы, у меня должен быть такой человек!
Манцони поначалу согласился, и даже кандидатура Джованни Верри его не смутила. Но чем больше проходило времени, тем чаще он замечал, какие пылкие взгляды кидает Верри на его невесту… И поэтому, после того как 20 октября 1782 года Джулия вышла замуж за Пьетро Манцони, ее ждало разочарование. Новоявленный супруг отказался брать «заменителя». Вот у всех будет, у Джулии – нет!
Несчастная девушка плакала. Только мысль о том, что Джованни будет с ней рядом – пусть и не в качестве супруга – примиряла ее с необходимостью этого брака по расчету. Но теперь ее мечтам пришел конец. Чичисбеи были у многих, а у нее – нет!
Ее союз с Пьетро оказался очень несчастливым и привел к рождению только одного ребенка – мальчика, названного Алессандро. Не любя мужа, Джулия не сумела полюбить и своего сына. Он был отдан кормилице, потом поручен заботам гувернера, а после отправился в учебное заведение.
Десять лет Джулия пыталась поддерживать видимость хороших отношений с мужем, но 23 февраля 1792 года решила окончательно: с нее хватит. Она объявила Пьетро, что уходит и в тот же день покинула его дом. Семья осудила Джулию и единственный, кто протянул ей руку помощи в той ситуации – ее дядя с материнской стороны. В его-то доме молодая женщина и поселилась. А после, встретив дворянина Карло Имбонати (человека состоятельного и влюбившегося в Джулию), уехала с ним в Лондон, а потом в Париж.
До самой кончины Карло Джулия оставалась с ним. Она же унаследовала в 1805 году все его имущество. И только после этого сблизилась с сыном, которого прежде почти не замечала. Алессандро простил мать, и как раз она нашла ему невесту – дочь богатого женевского торговца шелком, Энрикетту Блондель. Алессандро женился на этой девушке в 1808 году и позволил матери управлять своим домом.
Джулия вернулась в Милан и стала бабушкой множества внуков. Она покинула этот мир в 1841 году, причем за несколько лет до кончины у женщины проявились признаки психического расстройства. Она все чаще погружалась в прошлое и звала… Джованни. Да, того самого, которого продолжала любить.
Виделись ли они потом? Нет. Есть версия, что до свадьбы Джулия родила от него ребенка, которого семья Верри взяла на воспитание, но она вызывает вопросы. Вполне возможно, что это просто домыслы. Кстати, в пору, когда Джулия занималась внуками, практика заводить чичисбеев в итальянских землях почти сошла на нет.
Алессандро Манцони стал писателем, довольно популярным в Европе, но почти неизвестным у нас.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!