Почему слово "учреждение" написано во множественном числе, в то время как я работаю в одном-единственном - специализированном учреждении санаторного типа для детей с особенностями развития?
Да потому что мы с коллегами знаем этого мальчика уже года три точно, он не раз приезжал к нам (и не только к нам) в стационары на трехнедельный курс и, разумеется, как и положено по программе, получал все предписанные ему социальные услуги: медицинские, психолого-педагогические, коррекционные и прочие.
Ну и, конечно, не обошел стороной и наш кружковый отдел (где я непосредственно работаю), ибо творческие занятия - такой же важный пункт программы, как процедуры, занятия с логопедом-дефектологом, сеансы в сенсорной комнате и т.д. Даже несмотря на то, что сам мальчик - человек очень сложный, с тяжеленными ментальными особенностями и невероятным поведением.
И, так как парнишка объективно тяжелый и, соответственно, полноценно себя обслуживать он не в состоянии, лежал он каждый раз в отделении с сопровождающей мамочкой.
И, отвечая на вопрос из первого абзаца, докладываю, что именно МАМА мальчика - так сказать, из первых уст, всегда рассказывала о том, в каких еще учреждениях, санаториях, профилакториях, реацентрах, оздоровительных лагерях они побывали (между прочим, даже в разных городах).
Именно так...
Интересно мама рассказывала, подробно, о каждом направлении работы с её сыном, о каждой процедуре, об условиях проживания!
Единственная вещь, которая в её рассказах омрачала - это то, что она, почему-то, почти обо всём отзывалась в негативном ключе: то массажистка неприветливая, то палата (номер) сразу на 2 семьи (т.е. 2 ребенка и 2 мамы), то кормят не тем, что сын любит, ну и, наше любимое: "мало занятий".
Зато в красках пересказывала, что делали специалисты с ребенком там-то и там-то, то и дело примечая, мол, почему У ВАС такого нет.
Ну а мы с коллегами (а тут не только наши кружководы, но и воспитатели, специалисты-"коррекционщики" и прочие педагогические работники) - всегда отвечали, что применяем в работе лишь те средства и ресурсы, которые здесь имеем, а других - простите, родить не можем.
Ну, правда! Разве психолог из сенсорного кабинета виноват в том, что у него в наличии нет кресла-качалки? А педагог по рисованию виноват в том, что на его занятиях надо рисовать кистью по бумаге, а не специальной палочкой по светящемуся экрану, который есть в каком-то санатории в далекой Тульской области?
А подытоживает мама свои рассказы всегда так:
- Вот, я сто раз говорила: все эти бесплатные санатории - катятся в никуда. Ничего не могут нормального для наших детей предложить! Куда ни выбивай путевку - почти везде одно и то же.
И, судя по противоречиям в её рассказах и претензиях, никто так и не может понять, что мамочка имеет в виду. То, что ТЕ - хорошие, потому что у них есть бассейн, гончарная мастерская и "зумба" на светящихся квадратиках, а у НАС - такого нет, поэтому мы плохие? Но тогда зачем она одновременно и ругает ТЕХ? Чтобы НАШИ учли чужие ошибки, и делали только то, что нравится ЕЙ? Короче, мутно всё.
И, самое обидное, что, судя по долгим наблюдениям и опыту работы с ребенком, самому мальчику - вообще всё равно, куда его возят и чем его пытаются занять и "увлечь".
Мальчик Е.
Ребенок из стационара, 9 лет, ментальные нарушения.
Не разговаривает. Обращенную речь - не понимает. Не сидит (в смысле, физически-то может, но как только садится, сразу вскакивает и бежит куда угодно, туда-сюда-обратно, кругами, восьмерками и зигзагами).
Взгляд на предмете (например, на том, что лежит на столе) - фиксирует секунд на 5 максимум, но и этого времени хватает, чтобы "невзлюбить" этот предмет и с криками сбросить вниз.
Примерно так происходило на всех-всех занятиях (и у специалистов по коррекции, и у нас в кружках, и на ежедневных посиделках с воспитателями в игровой комнате).
Да и тарелки с едой в столовой - порой тоже летали на пол в том же ритме. Даже ДО того момента, как мальчик Е. попробует еду, чтобы точно знать, нравится она ему или нет.
А когда мама начинает "давить" на него и заставлять что-то делать - так он на неё то с кулаками лезет, то за волосы треплет, то ногами пинает, то пальцами впивается ей хоть в живот, хоть в грудь, хоть еще куда-нибудь. До синяков.
А мама - расстраивается и снова обвиняет:
- Да почему же Я должна его уговаривать-успокаивать?! Почему СПЕЦИАЛИСТЫ не могут его нормально посадить заниматься? Для чего я вообще тогда катаюсь с ним по санаториям и спеццентрам?! Ничего не умеют, им бы только кивать и к медикам отправлять. А сами - ради нас палец о палец не хотят ударить!
И всё примерно в этом духе.
И, кстати...
Не только по моему мнению, но и судя по отзывам многих наших специалистов.
Мама мальчика Е. - присутствует на каждом занятии лично, а не просто "закинула-убежала".
Но всё её "взаимодействие" с ребенком и педагогом заключается в том, чтобы сначала "завести и вскипятить" самого ребенка, потом - снова и снова обвинять педагога в "бессилии", а после - рассказать про очередной "реацентр" в городе (таком-то), где есть классное оборудование (такое-то), на котором, как оказалось, "тамошний" специалист работал неправильно, ведь её сын не очаровался этими занятиями, а наоборот, плакал там и кричал.
А как мама "заводит и кипятит" мальчика?
Ну, она, вроде как, внешне, помогает ему: сидит рядышком, вставляет ему в руку, например, ту же деревянную шнуровку, предложенную педагогом (красивую, разноцветную с большими удобными дырочками).
- Мальчик Е. - естественно, с первого раза НЕ берёт.
- Педагог (по инструкции) - сладко уговаривает, показывает, рассказывает, снова уговаривает, несмотря на то, что ребенок не понимает речь.
- Мальчик Е. - снова не берёт.
- Педагог - снова уговаривает, отвлекает-завлекает, сюсюкает.
- Оооо, вот-вот, кажется, сейчас возьмёт. Или нет… Нет. Пока нет.
- Третья, четвертая, пятая попытка…Ой, с помощью педагога (рука в руке), кажется, взяли... Шнуровка - в руке ребенка...
- Педагог - потихоньку отпускает СВОЮ руку… ну… ну…
- А мальчик Е., - что вполне естественно, делает попытку тоже разжать свои пальцы, чтобы выпустить из руки не особо желанный предмет.
Но не успевает! Потому что мама вдруг вздергивается и… ТЫДЫЩ ему по этой руке своей рукой! Нервно, резко, нетерпеливо! Так, что "веселая" шнуровка падает сама из его руки.
Напомним, она (шнуровка) - деревянная, и, следовательно, знатно грохочет при падении. А тут еще мама шлёпает и кричит! И не просто "аааа!", а целый "небоскреб" непонятных ребенку слов:
- Да сколько уже можно! Тебе же в ЧЕТЫРЕ руки - и я, и тётя показываем: вот таааак надо!
Потом резко руками поворачивает его голову к себе:
- Сюдаааа смотри! И слушай!
Но ведь...
Мальчик Е. - он и правда не понимает, что вообще от него хотят. И он явно не знает, что такое "четыре", что такое "смотреть" или "показывать".
Он просто видит, что мама злится (не отчаивается, а именно злится!) и он, естественно, пугается, "заводится" и, конечно же, начинает громко кричать и плакать.
А когда педагог вмешивается и говорит маме о том, что зря она мальчика торопила, мама - тоже еще сильнее вспыхивает:
- Да в конце концов! Он что, будет до конца урока в одну-единственную дырку шнурок вставлять?!
- Да, будет, - сдержанно отвечает педагог, - и, если вставит - это будет уже победа и повод для похвалы.
Но мама - увы, воспринимает эту фразу по-своему и обижается:
- Вы так спокойно говорите мне такие ужасные вещи, будто бы издеваетесь! Да, это называется издевательством! Типа, это нормально, что ребенок за целый урок не может выполнить пятисекундное действие!
Ну а мальчик Е., что в данном случае уже простительно, взвизгивает еще громче, вскакивает из-за стола, бежит к двери и колотит по ней руками-ногами.
Маленькое примечание!
Удалить как-то мамочку с занятия или сразу приводить мальчика Е. в кабинет ОДНОГО - невозможный ход. Мама всегда и всюду упорно настаивает на своём присутствии, и даже заведующая стационаром и начмед "не рекомендовали" педагогам препятствовать этому.
Ну вот, короче, примерно такой "тарарам" происходил почти всегда и везде. И, как полагаем мы с коллегами, не только ЗДЕСЬ, но и в тех самых санаториях-профилакториях, которым посчастливилось обслуживать мальчика Е. и его маму.
И вот - сюрприз!
Как раз совсем недавно уехала от нас одна стационарная смена детей, а в наш чат отдела прислали список фамилий детей другой смены, которая должна была заехать через 2 "профилактических" дня.
И в списке был - агааааа, наш дорогой мальчик Е.! Ну ведь правда сюрприз!
И тут каждый педагог, который в прошлом с ним занимался, стал сыпать воспоминаниями...
- Психолог - о том, как мальчик Е. в кабинете устроил "песчаную бурю" в интерактивной песочнице, забравшись в неё с ногами, а мама - поругалась на психолога за то, что та не смогла (как психолог) уговорить(!) его оттуда вылезти, и маме пришлось самой, бегать вокруг, отлавливать его и силой вытаскивать.
- Дефектолог - о том, сколько палочек мальчик Е. сорвал с настенного бизи-борда "палочки-колечки" и о том, что ей, оказывается, перед каждым занятием с мальчиком надо было вообще как-нибудь закрывать этот бизи-борд простынёй, чтобы не провоцировать.
- А учитель музыки - качала головой. Ибо она помнит, как мальчик Е., услышав музыку, с криками закрывает уши и сжимается клубком, но при этом, мама не снимает его с музыкальных занятий, а просит (как именно?) "поменять подход".
В общем, как написано в названии публикации, все "с трепетом ждали"...
Новая смена
Как обычно, ждали не только мальчика Е., но и другую семью - девочку А. и её маму, которые с мальчиком Е. хорошо знакомы, живут в одном посёлке и всегда договариваются приезжать в одну смену (вроде как, папа девочки на машине привозит сразу ВСЮ большую компанию). А заведующую стационаром - всегда просят заселять их по соседству.
Кстати, если что... девочка А. - тоже тяжелая, но чуть спокойнее мальчика Е. будет. Да и мама её - более флегматичная и менее суетливая.
В день приёма, когда мама девочки А. зашла к нам в кабинет поставить подпись в карте-первичке, одна из коллег спросила её:
- А почему вы в этот раз в одиночку пришли? Вы же, помнится, на приём всегда вместе с ...выми (фамилия мальчика Е.) прихОдите.
- Аааа, ну да, конечно, - улыбается мама девочки А., - но они в последний момент отзвонились и отказались. Они, оказывается, передумали ехать сюда, так как поедут в какой-то центр, где-то в Казани, они давно путёвку выжидали. Там, вроде как, бассейн есть и иммерсионные ванны. Эх, был бы еще толк! Ну да ладно, им виднее.
Вот так ответила мама девочки А. То ли из зависти, то ли из сочувствия, то ли просто чтобы фразу довести до логического конца.
Ну а "наши" - естественно, как можно незаметнее, постарались выдохнуть. Не потому что, такие-сякие, не хотят работать и радуются каждой "бабе с воза", а потому, что хотя бы на этот раз у людей не возникнет повода искать "каку" среди нас.
А Вам, дорогие читатели, никаких "как" и поводов для их появления.