Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

«Король шутов и дураков»: в Центре Вознесенского открывается выставка-мистификация

С 18 февраля по 17 мая в Центре Вознесенского будет работать экспозиция «Король шутов и дураков. Занимательная выставка о плуте Тиле Уленшпигеле и о том, как сложилась его жизнь». Проект посвящен одному из самых противоречивых и живучих персонажей европейской культуры — Тилю Уленшпигелю, герою средневековых нидерландских и немецких легенд, главному шуту Европы и универсальному трикстеру. На протяжении веков Уленшпигель служил своеобразным зеркалом общества. Он высмеивал власть и авторитеты, превращал серьезное в игру, и наоборот. Его образ можно обнаружить в средневековом фольклоре, литературе эпохи Возрождения, живописи североевропейских мастеров (от Питера Брейгеля Старшего и Альбрехта Дюрера до Рембрандта Харменса ван Рейна), а также в ярмарочной культуре и художественных практиках раннего модерна. Кураторы проекта Сергей Хачатуров и Дмитрий Хворостов собрали экспозицию как «пародийную монографию». Зрители попадут внутрь сложного механизма смеховой культуры, где гравюры XVI века со
НЕИЗВЕСТНЫЙ ГРАВЕР. АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СМЕРТИ. СМЕРТЬ ШУТУ (ФРАГМЕНТ). ВЫСТАВКА «КОРОЛЬ ШУТОВ И ДУРАКОВ. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА О ПЛУТЕ ТИЛЕ УЛЕНШПИГЕЛЕ И О ТОМ, КАК СЛОЖИЛАСЬ ЕГО ЖИЗНЬ», ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО, МОСКВА
НЕИЗВЕСТНЫЙ ГРАВЕР. АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СМЕРТИ. СМЕРТЬ ШУТУ (ФРАГМЕНТ). ВЫСТАВКА «КОРОЛЬ ШУТОВ И ДУРАКОВ. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА О ПЛУТЕ ТИЛЕ УЛЕНШПИГЕЛЕ И О ТОМ, КАК СЛОЖИЛАСЬ ЕГО ЖИЗНЬ», ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО, МОСКВА

С 18 февраля по 17 мая в Центре Вознесенского будет работать экспозиция «Король шутов и дураков. Занимательная выставка о плуте Тиле Уленшпигеле и о том, как сложилась его жизнь». Проект посвящен одному из самых противоречивых и живучих персонажей европейской культуры — Тилю Уленшпигелю, герою средневековых нидерландских и немецких легенд, главному шуту Европы и универсальному трикстеру.

На протяжении веков Уленшпигель служил своеобразным зеркалом общества. Он высмеивал власть и авторитеты, превращал серьезное в игру, и наоборот. Его образ можно обнаружить в средневековом фольклоре, литературе эпохи Возрождения, живописи североевропейских мастеров (от Питера Брейгеля Старшего и Альбрехта Дюрера до Рембрандта Харменса ван Рейна), а также в ярмарочной культуре и художественных практиках раннего модерна.

Кураторы проекта Сергей Хачатуров и Дмитрий Хворостов собрали экспозицию как «пародийную монографию». Зрители попадут внутрь сложного механизма смеховой культуры, где гравюры XVI века соседствуют с телевизионными помехами 1990-х годов, а философия — с анекдотом.

Первая часть выставки посвящена древнейшим воплощениям Уленшпигеля. Здесь он предстает в контексте античных сатурналий, средневековых праздников, плутовских романов и уличной культуры позднего Средневековья. В разделе представлены ранние издания шванок, а также графика и живопись художников, сформировавших каноничный образа шута: Питера Брейгеля Старшего, Якоба Йорданса, Хендрика Гольциуса и других мастеров.

Раздел «Spiegel — Spiel» посвящен тому, как в Средние века и Новое время работали механизмы смеха, игры и пародии. В этот период Уленшпигель становится зеркалом мира — и одновременно сам оказывается отраженным в различных художественных традициях. Так, Рембрандт, один из ключевых героев раздела, примерял маску этого героя как способ испытать собственную «протейную» природу. В экспозиции также представлены инструменты шутовского перевоплощения и визуальные аллюзии на темпераменты, которые определяют творческую идентичность разных художников.

Раздел «Костер» показывает, как благодаря бельгийскому писателю Шарлю де Костеру Тиль Уленшпигель превратился в героя периода революций, символ борьбы и романтического сопротивления. Переосмысливая персонажа, де Костер сознательно отказался от его трикстерской амбивалентности и равнодушия к категориям добра и зла, создав образ нового Робин Гуда — защитника униженных и угнетенных, участника освободительного движения Нидерландов против испанского владычества. В этом разделе представлены видеоматериалы Андрея Вознесенского, различные издания романа де Костера, а также советские иллюстрации Алексея Кравченко, Леонида Зусмана и Евгения Кибрика — художников, сформировавших канонический визуальный образ Тиля для нескольких поколений читателей.

Последний раздел выставки — «Тилевидение» — о том, как советский постмодернизм вернул загнанному во временные и смысловые рамки Тилю Уленшпигелю азарт, иронию и самоиронию, быстроту перевоплощений. Именно эта новая ухмылка пересмешника определила бытование персонажа в телевизионном мире. Ключевыми фигурами этого пространства становятся представители культуры оттепели и перестройки — Григорий Горин, Марк Захаров, Андрей Вознесенский, Тимур Новиков, Сергей Курехин. Раздел показывает, как Уленшпигель окончательно выходит за рамки литературного героя и превращается в способ художественного действия, способный разрушать привычные границы жанров, смыслов и культурных институций.