Советский фильм "Чиполлино" 1973 года - это очень странный фильм.
Достаточно сказать, что авторами сценария там значатся режиссер фильма Тамара Лисициан и Самуил Маршак, умерший лет эдак за десять до премьеры.
Но ниже имеется загадочная надпись "Диалог", где к этим двоим добавляются Джанни Родари и юморист Феликс Кривин.
Перу последнего, судя по всему, принадлежат щедро рассыпанные по сценарию шутки в стиле "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось" или "На каждого мудреца — 9 грамм свинца", а также целая серия поэтических миниатюр про Великого Артишока:
Как говорил Великий Артишок, от бедности не спрячешься в мешок!
Как говорил Великий Артишок, пускай поглубже в землю корешок!
Как говорил Великий Артишок, не суйся к людям — попадёшь в горшок!
И так далее.
При этом режиссером фильма является женщина, чья биография - готовый сценарий остросюжетного фильма.
Тамара Николаевна Лисициан родилась в 1923 году в Тбилиси. В 1938 году, когда 15-летняя Тамара летом работала в пионерском лагере вожатой, к ним в лагерь привезли детей иностранных коммунистов - немцев, китайцев, испанцев, итальянцев и т.п. из знаменитого Ивановского интернационального детского дома.
Среди них был и парень из Италии Луиджи Лонго - ровесник Тамары. Между молодыми людьми вспыхнула первая любовь. Несколько лет они переписывались, а когда в начале июня 1941 года Тамара закончила школу и получила аттестат, то сразу же села на поезд в Москву, где у нее были два важных дела - встреча с Луиджи и поступление в ГИТИС.
В ГИТИС она поступила, но немцы рвались к Москве, поэтому театральный институт эвакуировали в Саратов. Тамара же в эвакуацию не поехала, а по призыву московского горкома комсомола пошла в школу диверсантов на базе легендарного в/ч особого назначения № 9903. Ту самую школу диверсантов, которую прошла не только Зоя Космодемьянская, но около двух тысяч других московских комсомольцев, почти половина которых отдали жизнь за Родину.
Близка была к этому и Тамара Лисициан. Во время первой же заброски в немецкий тыл на территорию Белоруссии она попала в плен к нацистам, была отправлена в лагерь, откуда ей чудом удалось бежать и найти партизан.
После войны они с Луиджи нашли друг друга, поженились и уехали в Италию к его родителям. Отец Луиджи, полный тезка сына, в 1946 году был избран первым заместителем генерального секретаря итальянской компартии, а после смерти Пальмиро Тольятти - возглавил партию.
Тамара Лисициан много лет прожила в Италии, выучила итальянский как родной, родила сына, потом устроилась работать в римское отделение советского "Совэкспортфильма", где познакомилась со многими известными итальянскими деятелями культуры. Вот она, кстати, в Италии со свекром и свекровью. Справа, если что, не муж, а шофер Луиджи Лонго-старшего.
Тем не менее, в 1952 году молодая семья с ребенком вернулась в Москву, где Луиджи поступил на экономический факультет МГУ, а Тамара стала учиться на режиссерском отделении ГИТИСа. Потом перевелась во ВГИК, который и закончила в 1959 году, в качестве дипломной работы сняв свой первый полнометражный фильм "Сомбреро" по пьесе Сергея Михалкова.
Я думаю, не надо объяснять, ни почему "Чиполлино" дали снимать именно ей, ни как она смогла обеспечить участие в фильме Джанни Родари в роли Сказочника.
Собственно, и фильм начинается с того, что Родари ходит по итальянскому рынку, выбирает овощи и рассказывает своей дочери Паоле, что лук совсем не прост, у лука есть слои.
Ладно, вру. Про слои он ничего не говорит. Только про лук и лимоны.
Ну а после камео сказочника начинается сам фильм, и фильм этот, как я уже сказал, был очень и очень странным.
В нем была какая-то запредельная степень благородного и не очень благородного безумия.
Взять хотя бы исполнителей главных детских ролей.
Чиполлино сыграл Саша Елистратов.
Сын очень интересного человека Виталия Николаевича Елистратова - советского журналиста-международника, в 60-х годах — корреспондента АПН в Великобритании, которому однажды надоело ходить на концерты раннего "Битлз" и он, презрев успешнейшую карьеру, откочевал в диссиденты-правозащитники и быстро попрощался с капстраной.
Сам Саша, отыграв Чиполлино, на следующий год получит главную роль в шпионском детективе про заграничную жизнь "Дорогой мальчик" - по другой пьесе все того же Сергея Михалкова. По иронии судьбы, в напарники ему возьмут Сергея Крупенникова, который на следующий год сыграет главную роль в новой экранизации Джанни Родари.
В главных ролях - Чиполлино и Джельсомино. Занятные петли вьет судьба, что тут еще скажешь?
А на роль графа Вишенки Лисициан взяла Виталика Кердимуна, про которого я в детстве долго не мог понять - мальчик он или девочка.
Если Чиполлино был сыном международника-диссидента, то отцом графа Вишенки был Борис Кердимун — культовая, можно сказать, фигура в богемных и эзотерических кругах Москвы 1970–1980-х годов. Эдакий гуру, тесно связанный с московской андеграундной сценой, искусством (прежде всего - живописью), и исповедовавший ядреную смесь учений Гурджиева и Успенского.
Фильмография у Виталика Кердимуна оказалась гораздо короче, чем у юных партнеров по фильму. После "Чиполлино" он сыграл у Тарковского в "Солярисе",
потом уехал с отцом в Америку, закончил университет в Нью-Йорке, специализируясь в области религиоведения.
И если для графа Вишенки эта был дебют, то для синьора Помидора роль в фильме Лисициан оказалась последней. Когда была отснята примерно половина фильма, скоропостижно скончался Владимир Белокуров - Валерий Чкалов в одноименном фильме, "лохматый император" в "Короне Российской империи" и незабываемый Лева Задов в "Хождении по мукам": «Я Лёва Задов, со мной шютить не надо, засыписся, котик!».
В итоге в титрах появились два управляющих замком графинь Вишень: "синьор Помидор после потрясения" и "синьор Помидор до потрясения". Сменщиком стал Надир Малишевский, необычное имя которого - последствия отцовской оригинальности: дочку назвал "Зенитой", а сына - "Надиром", так, как известно, именуют точку небесной сферы, противоположную зениту.
Но и для Надира Малишевского несчастливая роль Помидора стала последней - судя по фильмографии, больше его в кино не приглашали.
Вообще, конечно, актерский ансамбль фильма был сборищем звезд: Владимир Басов — принц Лимон, Рина Зелёная и Александра Панова — графини Вишни, Георгий Вицин — адвокат Горошек, Рудольф Рудин, более известный как "пан Гималайский" — мистер Моркоу, родители Чиполлино — Алексей Смирнов и Наталья Крачковская.
И весь этот великолепный состав с блеском подтвердил старую истину - даже самые талантливые актеры не смогут сделать НИ-ЧЕ-ГО, если нет режиссуры, переплавляющей таланты в актерский ансамбль.
"Чиполлино" же разваливается не на эпизоды даже - на реплики, не желая склеиваться в что-то цельное. Фильм не спасают ни песни на стихи самого модного в те годы поэта Евтушенко, ни шикарные декорации и костюмы. Ну, еще бы - ведь художником-постановщиком картины был Евгений Галей, один из лучших советских "сказочных" кинохудожников, достаточно вспомнить его костюмы и декорации к "Марье-искуснице".
Кстати, позже Евгений Михайлович отрисует "Чиполлино" еще раз, уже в качестве иллюстратора, и это редкое издание станет поистине культовым - знатоки его ловили и ловят у букинистов еще с советских времен.
Оно и понятно - в книге нет штурмов лимонами высоты, где овощи окопались под радужным знаменем, ни бросания мультипликационных тарелочек, ни шинкования лимонов на ломтики в финале.
Да, мы привыкли, что достойный человек должен быть победителем всегда и во всем, но реальность редко совпадает с нашими желаниями.
Увы, но дебютная сказка режиссера Тамары Лисициан не имела успеха у зрителей - и на мой взгляд, провалилась вполне заслуженно.
При очень недешевом производстве "Чиполлино" собрал всего 5,5 млн зрителей в прокате. Да и по телевизору его практически не показывали - в отличие от любимой народом мультипликационной версии сказки.
Фильм про Чиполлино не получился.
А жаль.
Удачная экранизация, как показывает пример "Буратино" или "Бременских музыкантов", изрядно продлевает сказке жизнь.
А, как правильно заметил Евтушенко в припеве одной из песен:
Живите, сказки, не дружите с ложью,
А будьте только с правдою дружны.
Чем больше жизнь на сказку не похожа,
Тем больше, значит, сказки ей нужны.